Особенности одежды на руси
Как одевались на Древней Руси? Наши предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований и традиций. Особенно ярким отражением представлений народа об устройстве мира и моральных устоях является традиционный костюм, сопровождающий человека на всех этапах его жизни. Как же был устроен быт древней Руси, и чем отличались наряды ее жителей?
О древней Руси современная наука знает так много и одновременно так мало: до сих пор доподлинно неизвестно, откуда и как прибыли прародители славян, образовавшие позднее русское государство, многие детали их традиций и верований. И все же, археологические находки дают нам возможность погрузиться в быт далеких предков.
Сейчас, говоря о национальном русском наряде, большинство людей представляют себе женщину в сарафане с кокошником или же мужчину в косоворотке с балалайкой. Конечно, такое мнение также имеет право на жизнь, однако действительность значительно шире и глубже, ведь история и особенности традиционных костюмов тесно взаимосвязаны с представлением народа о мироустройстве, нормах морали и религиозных взглядах, которые были тесно переплетены между собой в сознаниях наших праотцов.
Особенности русского национального костюма
В силу определенного географического положения и верований жителей древней Руси, привычная для них одежда имела ряд особых узнаваемых характеристик:
Женский традиционный наряд
Особое внимание при выборе одежды отводилось социальному статусу женщины. Так наряд девочки (еще не «уронившей первую кровь»), девушки (незамужней) и женщины имел значительные отличия, за исключением рубахи, которая традиционно имела длину до ступней и покрывалась сверху особенными элементами. Детский комплект вещей, чаще всего, был упрощенной копией взрослого, а вот вариант для незамужней и замужней дамы могли полностью разниться между собой.
Девушки, чаще всего, носили запону, - прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием для головы. Мужние жены надевали поневу, - запахивающуюся вокруг тела юбку, подвязанную шнурком-гашником.
Особое внимание уделялось прическе и головному убору: свободная девушка заплетала одну косу и могла показывать волосы посторонним людям, а мужняя жена – две косы, обычно уложенные на голове наподобие венца. Традиционно замужняя женщина покрывала голову платком или другим головным убором (платок, повойник, кика, убрус). Интересно, что лента, вплетенная в косу у девушки, символизировала совершившийся выбор жениха и сигнализировала о скорой свадьбе.
Зимняя женская одежда дополнялась более теплыми элементами, в зависимости от области это могли быть шубейки (праздничный вариант из парчи), опашни (длинный элемент наряда из сукна), душегреи (универсальный предмет одежды, вне зависимости от социального статуса обладательницы) и, конечно же, шубы. Также женщины утеплялись в холодное время года, надевая шерстяные чулки.
Мужской костюм
Основой мужского наряда также была рубаха, но меньшей длины – примерно до колен, - в сочетании с портами – длинными штанами, которые подвязывали гашником. Простые люди в любое время года довольствовались холщовыми рубахами (часто надевая одну поверх другой), знатные также использовали специальную «верхнюю» рубаху, которая имела расширяющийся к низу крой.
Поверх рубахи надевался так называемый «зипун» – условно домашний предмет одежды, а уже затем – всем известный кафтан.
Зимой для защиты от мороза мужчины всех сословий использовали свиту – это верхняя одежда, утепляемая в зависимости от географического положения, - для средней полосы России характерно было «подбивать» свиту мехом. Интересно, что знаменитую «калиту», т.е. кошелек, мужчины носили обычно поверх одежды, подвязывая его к свите.
Представители воинского сословия также носили кольчугу или, более экономный вариант, куяк (кожаная накидка с металлическими нашивками).
Обувь
Большинство наших предков носили лапти, которые сами же и плели из бересты, предварительно обматывая ноги онучами, или же сапожки. Материалом для сапог обычно служили сафьян или кожа (из-за чего они были достаточно дороги в производстве), поэтому позволить себе такую роскошь могли далеко не каждый мужчина или женщина. Сапоги, как определенный предмет роскоши, часто богато декорировались.
Вышивка и обереги
Особое внимание жители древней Руси уделяли защите от нежелательного влияния. Женщины вышивали узоры на одежде своими руками, обращаясь к богам с определенными просьбами, а вид, форма и цвет вышивки несли в себе особое сакральное значение.
Традиционно вышивка размещалась на краях одежды (по линии ворота, рукавов, подола) для защиты от сил зла. Обычно в детской одежде использовались красные нитки, в то время как для взрослых людей они могли разниться: так женщины могли добавлять к красному черный цвет для защиты от бесплодия, в мужской наряд – синий и зеленый, для оберега против гибели. Кроме того, особое внимание уделялось «родовым цветам», которые присутствовали в одежде представителей одной семьи.
Особое внимание наши далекие предки уделяли поясу – этот элемент одежды считался обязательным, имел глубокое значение, и более того, появиться на публике «распоясанным» было глубочайшим бесчестьем (отсюда, кстати, пошло выражение «распоясаться» - стать распущенным, недисциплинированным). Пояс служил защитой от «нечистой» силы, не давал ей приблизиться к телу человека, а также обладал оздоравливающими и «плодотворящими» свойствами, - недаром в традиционной свадебной церемонии жениха с невестой связывали кушаком для закрепления брака.
Также важными элементами для сохранения здоровья, жизненной силы и привлечения милости богов славянского пантеона являлись обереги. В зависимости от области они могли быть различными, представители обоих полов носили их на поясе и шее, женщины также использовали височные кольца. Обычно количество оберегов у женщины было больше, чем у мужчины, отсюда следует любовь современных представительниц прекрасного пола к украшениям.
Традиционно женские обереги помогали в продолжении рода и его сохранении, а мужские отвечали за удачу в охоте и сражениях.
В дохристианские времени обереги чаще всего изготавливала «большуха» - старшая женщина рода, после самыми сильными амулетами стали считаться изготовленные руками жены.
Как следует из вышесказанного, наши далекие предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований, представлений, угроз и моральных принципов. Неудивительно, что одежда, которая сейчас является для нас просто утилитарным предметом или, как максимум, средством самовыражения, имела для них значительно более серьезное значение, меняясь вместе с человеком – от рождения до самой смерти. Более того, посмотрев на наряд, можно было составить представление о географическом месте проживания, жизненном пути и статусе конкретной персоны. И даже сейчас, через сотни лет, основываясь на элементах костюма наших предшественников, можно делать выводы и глубже понимать реалии того времени.
Очень интересно. Спасибо.
Спасибо, Руслан. Жаль, что утеряны традиции. Мне кажется в каждой семье должны быть старинные наряды. Пусть не для каждодневности, но для праздников.
Спасибо! Занимательно и полезно!
I enjoyed this so much reading about ancient Russia and the clothes they wore.It's just so interesting. Thank You so much for this most interesting of posts. XXXXXXXXX
I'm glad you like it!!!
Russia!!! This is my homeland, it is very beautiful, it has a lot of interesting and unusual things, and no matter what my friend says about it, I love it very much!!!!!!!!!!!!
Я добавлю к вышесказанному.Не утеряны русские традиции.И сейчас истинные ценители носят такую одежду.Например Косоклинный сарафан
Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Такая разновидность женского платья получила распространение в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси… Общий силуэт этого типа сарафана — трапециевидный, кроме основных полотнищ спереди и сзади обязательно наличие косых боковых клиньев (отсюда и его название — косоклинный).
На Смоленщине косоклинный сарафан в зависимости от типа его, места бытования, покроя, материала, украшения называли по-разному: «ферязь» («хверзя»), «сумкан», «полбумажник», «клинастик», «синикин», «китайка» («титайка»), «сорококлин»...
Изготавливался косоклинный сарафан из домотканины, отсюда такая ширина клиньев (35-40см). Способом украшения домашних тканей для сарафанов было крашение. Обычно это темно-синий цвет, реже — черный или красный. Часто после крашения ткань для праздничного сарафана лощилась. Серебристые «волны» на темной ткани переливались и придавали ей богатый вид. Для уплотнения легкой ткани, устойчивости формы, для утепления сарафаны делались и на подкладке (полностью или только подол).
Праздничный сарафан надевался редко, хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, перевязанный в сундуках. Складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный в складку сарафан «играл» при движении.
Людмила, сегодня есть дом «Славмода», шьют традиционные русские вещи. Одно заглядение.
Руслан, очень познавательно! Хорошая статья. Под Древней Русью здесь подразумевается современная Украина? Ведь по сути Россия начиналась с Киевской руси. А если копнуть глубже, то русы — выходцы из германских народов (т е европейцы в каком-то смысле...)...
Неплохо одевались на Руси.
спасибо!!! Очень полезная информация!!!
Спасибо. Очень интересно. Каждый элемент одежды что-то означал. Такое впечатление, что просто так ничего не одевалось.
Спасибо! Очень познавательно! Конечно, массово знания утеряны. Однако есть хранители старины, им огромное спасибо! В музеях хранятся костюмы, и экскурсовод расскажет об особенностях русской одежды. Есть народные умельцы, которые шьют одежду по всем правилам её изготовления. Слава Богу, ещё сохранены такие темы в школьной программе (но это, конечно, если сам учитель заинтересован что-то познать и передать!!!)