Мозаичное яйцо Альмы Пиль
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца в аристократических кругах России конца XIX века постепенно превратился в обмен ценными подарками и, особенно, новым видом ювелирных изделий и пасхальных сувениров – щедро украшенными яйцами. Наиболее дорогим подарком считались яйца, сделанные в мастерских Карла Фаберже. Имя Фаберже в наше время чаще всего ассоциируется именно с пасхальными яйцами. Первое пасхальное яйцо, выполненное Фаберже, было заказано императором Александром III в 1885 году в качестве подарка императрице Марии Феодоровне на годовщину их свадьбы.
Стоимость яйца составляла примерно 10 тысяч рублей. Процесс изготовления яиц был сложным и долгим и держался в большом секрете. На изготовление одного яйца уходил примерно год. Большинство изделий должно было иметь определенную тематику, отражающую наиболее значимые для императорского дома события прошедшего года. Карл Фаберже и его мастера всегда были свободны в выборе творческих решений и материала. Традиция дарить Императрице пасхальное яйцо Фаберже была продолжена Николаем II. С 1895 по 1916 год заказывалось по два пасхальных сувенира с сюрпризом в год – одно для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, а другое для императрицы Александры Федоровны.
Сегодня наш рассказ о всемирно известном "Мозаичном" пасхальном яйце дизайнера Альмы Пиль, работавшей в фирме Карла Фаберже.
В 1912 году Альма вышла замуж за коммерсанта, работавшего в бумажной промышленности, Николая Клее. Несмотря на то что семье жениха принадлежали акции гостиницы «Европа» и ресторан в этом же отеле, а сам Николай был директором санкт-петербургской конторы компании «Кюми» («Kymi»), и поныне существующей в Финляндии, новобрачным, за неимением собственного жилья, какое-то время пришлось пожить у матери Клее. В размышлениях над заказом императорского двора Альма проводила долгие тихие вечера в обществе мужа и свекрови.
Однажды, читая книгу, она заметила луч света, коснувшийся вышивки в технике глади по канве или petit point, над которой работала свекровь. Тут же возникла идея исполнить вышивку (или мозаику) в драгоценном камне и металле. Процесс создания задуманного обещал быть долгим, трудоемким и требовал усилий ювелиров высочайшего уровня. Каждый из миниатюрных самоцветов следовало обработать и подогнать таким образом, чтобы он безошибочно подходил по размеру к квадратным отверстиям платиновой сетки-канвы, одетой поверх золотого корпуса яйца.
Сюжет мозаичных изображений был прост, но по-пасхальному радостен и свеж – цветы и листья в пяти овальных медальонах. Сверху, на крышке яйца, было решено поместить лунный камень, сквозь который легко читалась монограмма Александры Федоровны. Желанием Николая II было придать подарку личный характер, поэтому в качестве сюрприза Альма предложила эмалевый медальон, закреплявшийся внутри золотыми зажимами и увенчанный императорской короной.
Одну его сторону украшала миниатюра с профилями пяти детей императора – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея, а на обратной стороне – их имена и дата поднесения подарка, обрамляющие корзинку с цветами.
В определённой степени, история Императорских пасхальных яиц Фаберже заканчивается на «мозаичном». Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете.
Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, частично украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Яйцо разделено на пять овальных групп с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы, инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.
Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.
Император Николай II подарил яйцо «Мозаичное» своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года.
В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю.
В 1934 году продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Лондон.
В настоящее время находится в собрании королевы Елизаветы II.
Бог мой… вот это работа!
Фантастика! Роскошь, элегантность и обалденная красота
Татьяна, спасибо! Вы подобрали правильные слова)
Антикварная женская сумочка, расшитая в технике petit point
Просто что-то нереальное!
Сколько тайн, секретов и невероятных историй стоит за каждым произведением искусства!!! Разработка эскиза, проработка каждой детали… все продумано и выполнено великолепно!!! Очень интересно читать и при этом рассматривать фото, видя все наглядно!!! Благодарю Вас, что знакомите нас с такими удивительными работами и их талантливыми авторами
Всегда пожалуйста
Действительно, фантастика!
Оъединение «Антиквариат» продает антикварные вещи неизвестно кому… даже читать такое страшно.
Спасибо, Вера, очень интересно.
Ольга, спасибо! Такие были времена. Очень много ценных произведений искусства в том числе из собраний музеев было распродано после революции, много погибло в огне второй мировой войны. Это трагедия. И хорошо, что хоть некоторые из этих шедевров все-таки уцелели)
Да, Вера, и времена были такие, и люди были такие. Время формирует общество. Очень жалко и больно слышать, когда на всяких аукционах продают наши ценности. А сколько их в частных коллекциях спрятано. И не только у нас, это во всем мире.
Спасибо! Очень интересно! Восхитительная работа!!! А идея!!!!!!
Спасибо! Я всегда восхищалась женщинами- художниками прошлого. Помимо таланта нужно было иметь большую силу духа, чтобы достичь высот в чисто мужском (по тем временам) деле
Спасибо за интереснейший рассказ. Работа просто восхитительная. Столько мелких деталей и так они все подобраны, гармонично соединены. Впечатление просто не передаваемое от такой красоты.
Какое великолепие, филигранность исполнения, изысканный вкус! Потрясающе красиво!
Согласна. Королева Елизавета знает толк в драгоценностях)