Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Серебряных дел мастер Адам ван Вианен

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2022-07-13 01:32:31
Рейтинг: 26668
Комментариев: 6078
Топиков: 736
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Натюрморт, Виллем Кальф. Холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.

На этом великолепном полотне замечательного голландского художника Виллема Кальфа взгляд в первый момент выхватывает яркие сочные цитрусы на первом плане, затем мы узнаем прекрасный дельфтский фаянс, и наконец из темноты на свет выступает прекрасный серебряный кувшин, о котором мы и поговорим подробнее. Дело в том, что этот исключительный сосуд не только существовал во времена Виллема Кальфа, но и сохранился до наших дней. Это единственный кувшин голландского гравера и серебряных дел мастера Адама ван Вианена из Утрехта, который находится в частной коллекции. Этот исключительный раритет был продан в 2018 году на аукционе Christie’s частному коллекционеру за рекордную сумму свыше 5 млн. долларов.

Серебряный кувшин, высота 23 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1619 г.

Декор кувшина изобилует фантастическими существами и гротескными масками, волнообразно перетекающими из одного образа в другой. Создателями этого, так называемого, аурикулярного (по форме человеческого уха) стиля считаются братья Адам и Паулюс ван Вианен. Ювелирные изделия, созданные в этом стиле состоят из фантастических изогнутых форм и фигур, благодаря которым твердый серебряный сосуд представляется в жидком текучем состоянии.

Фрагмент обратной стороны кувшина с подписью автора.

Адам ван Вианен, гравюра работы Кристиана ван Вианена и Теодоруса ван Кесселя.

Адам ван Вианен (1568–1627), ведущий мастер серебряных дел на заре Золотого века Голландии, учился на гравера и медальера, как и его брат Пауль ван Вианен. Около 1590 года вступил в гильдию — союз серебряных дел мастеров. Адам был старшим из братьев, он всю жизнь провел в родном Утрехте. Его младший брат Пауль Виллемс ван Вианен работал ювелиром при разных княжеских европейских дворах. Сын Адама Кристиан ван Вианен пошел по стопам отца и считается равным своему отцу по мастерству.

Серебряный «Бассейн дельфинов», высота 49 см, Кристиан ван Вианен (1600-1667), Утрехт, Голландия, 1635 г. Из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.

Этот таз и кувшин нему, ныне утраченный, использовались для розовой воды. Их подносили к столу, чтобы господа могли вымыть руки в конце трапезы. Когда бассейн не использовался, он висел на стене, для чего над гротескной маской имеется отверстие. Блюдо имеет приподнятый волнистый край в виде двух дельфинов, головы которых соединяются над водопадом, создавая иллюзию гротескной маски, а третий дельфин среди волн украшает дно. Весь этот таз выкован из одного листа серебра, что требовало большого мастерства.

Серебряный позолоченный кувшин с крышкой высотой 25 см, созданный по заказу гильдии мастеров серебряных дел Амстердама в 1614 году, Адам ван Вианен посвятил его памяти своего недавно скончавшегося брата Паулюса. Рейксмузеум, Амстердам. 

Возможно, этот кувшин – самый яркий пример аурикулярного стиля. Выкованный из цельного листа серебра, этот удивительный сосуд вызывал огромный интерес современников, его можно увидеть по крайней мере в двадцати голландских натюрмортах XVII века таких художников как Питер  Ластман (1583-1633), Ян Тенгнагель (1584-1635) и Саломон Конинк (1609-1656).

Баренд Граат (1628-1709), Пандора, Рейксмузеум, Амстердам. 

В этом произведении, созданном в честь его брата Паулюса, умершего в 1613 году, Адам в полной мере раскрыл свой талант ювелира. Дизайн этого удивительного сосуда описан как «жидкие формы, похожие на форму уха, перетекающие друг в друга», как некая «перемешиваемая сиропообразная субстанция», из которой возникают «всевозможные ужасающие существа, наполовину люди и наполовину животные». В протекционистском мире гильдий признание заслуг Паулюса, который в основном жил за границей, и Адама, который был ювелиром из Утрехта, было удивительным и редким явлением. Это исключительный случай, когда гильдия из Амстердама заказала изделие мастеру из Утрехта в честь ювелира другой гильдии.

Серебряный кувшин и таз со сценами наземных и морских сражений в период Восьмидесятилетней войны, высота кувшина 52,5 см, Адам ван Вианен, Утрехт, 1625 г, Рейксмузеум, Амстердам.

Выгравированные на кувшине и чаше сцены изображают победы голландцев в битве с Испанией. Первая победа – «Рельеф Алкмара», датируется 1573 годом, а последняя — морская битва за Гибралтар в 1607 году. Центральный элемент бассейна — победа принца Мориса в битве при Ньюпорте в 1600 году.

Две серебряные солонки с сатирами, высота 26,5 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1622 г. Рейксмузеум, Амстердам.

Кувшин со сценами, изображающими легенду о Маркусе Курциусе, легендарном персонаже героической истории Рима, высота 26,5 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1619 г. Коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк.

Серебряный кубок, высота 18 см, Адам ван Вианен, Утрехт, 1625 г. Рейксмузеум, Амстердам.

Серебряный кубок с крышкой, высота 59,5 см, Адам ван Вианен, Утрехт, 1594 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Этот кубок – самая ранняя известная работа Адама ван Вианена.

Серебряная чаша на ножке с фигурой лежащего Вакха, Цереры справа от него и Венеры с Амуром слева, созданная по мотивам картины Иоахима Втеваля (Эйтеваля «Sine Cerere et Baccho friget Venus», высота 12,9 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1621 г. Рейксмузеум, Амстердам.

Аллегория подразумевает, что Любовь, олицетворяемая Венерой, не может существовать без плодов земледелия, представленных Церерой, и вина в лице Вакха.

До последней четверти XVIII века практически все серебро Адама ван Вианена оставалось во владении семей, для которых оно было изготовлено, или у голландских коллекционеров. В период наполеоновских войн состояние многих европейских семей пошатнулось, а фамильные ценности и произведения искусства стали продаваться богатым английскими коллекционерами. Оформление плакетки в виде маленькой таццы является ярким примером английского антикварного вкуса первой половины XIX века. Известно около 16 работ английского ювелира Уильяма Эллиотта, в которых использовано старинное серебро. Почти все они представляют собой шкатулки с крышками, украшенными съемными плакетками.

Более поздние работы Адама включают серию очень красивых неглубоких тарелок, украшенных фигурами Вакха, Венеры, Цереры и Купидона, кувшины с человеческими масками и солонки, опирающиеся на человеческие фигуры.

Серебряная солонка «Флора», в виде цветочницы, несущей корзину с цветами и держащей букет тюльпанов, высота 20,3 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1621 г.

Серебряная солонка «Галатея и морское чудовище», в виде цветочницы, несущей корзину с цветами, и держащей букет тюльпанов, высота 20,3 см, Адам ван Вианен, Утрехт, Голландия, 1624 г. Солонка находилась в коллекции Лайонела Ротшильда и его наследников до 1937 года.

Тема Галатеи, самой красивой из морских нимф, была популярна в 16-17 веках, особенно в Нидерландах, тесно связанных с морем. Рассказ из «Метаморфоз» Овидия повествует о любви к Ацису, сыну речного бога, убитого своим соперником, Циклопом Полифемом. На рисунках и гравюрах того времени Галатея часто изображается в присутствии экзотических морских существ, которые сопровождают ее и выполняют ее приказы.

Серебряная позолоченная чаша, увенчанная изображением Тритона на дельфине, Адам или Кристиан ван Вианен, Утрехт, около 1625-1630 гг.

Серебряная тацца с чеканным рельефом ветхозаветной сцены «Суд Соломона», Адам ван Вианен, Утрехт, около 1612 г. Коллекция музея Виктории и Альберта, Лондон.

Серебряная позолоченная плакетка со сценой «Обращение Саула(святого Павла) на дороге в Дамаск» работы Адама ван Вианена, оформленная как тацца на съемной восьмигранной ножке работы Роберта Хеннелла (Лондон, 1842 г.), диаметр 20,4см, Утрехт, Голландия, 1610 г.

На плакетке изображена сцена явления Христа неверующему Саулу, когда он направлялся в Дамасск. После того как Саул уверовал, он принял христианское имя Павел, а впоследствии стал одним из апостолов. Эта плакетка демонстрирует великолепную работу Адама ван Вианена как медальера.

Не так много работ Адама ван Вианена дошло до наших дней. Об утраченных шедеврах можно судить по описаниям в старых каталогах, рисункам и гравюрам. Благодаря Кристиану, сыну Адама ван Вианена, который хотел «продемонстрировать миру изобретательность и широту замыслов своего отца» и издал серию гравюр «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento» с изображением работ Адама, мы можем представить эти шедевры, которые канули в неизвестность. Гравюры были выполнены Теодорусом Ван Кесселем. Каждый лист собрания помечен монограммой Адама ван Вианена «АV».

Эскиз сливочника работы гравера Теодоруса Ван Кесселя за номером 4 из собрания гравюр серебряных сосудов Адама ван Вианена «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento», опубликованного Кристианом Ван Вианеном, 1646-1652 гг., Утрехт. Коллекция музея Виктории и Альберта, Лондон.

Эскиз кувшина Адама ван Вианена за номером 38 из собрания гравюр «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento». Коллекция музея Виктории и Альберта, Лондон. 

Эскиз вазы Адама ван Вианена за номером 22 из собрания гравюр «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento», опубликовано 1646-1652 гг., Утрехт. Из коллекции Британского музея, Лондон. 

Эскиз кувшина Адама ван Вианена за номером 35 из копии «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento», опубликовано 1646-1652 гг., Утрехт. Коллекция музея Виктории и Альберта, Лондон.

Эскиз солонки Адама ван Вианена из «Modelli artificiosi di vasi diversi d'argento», опубликовано 1646-1652 гг., Утрехт. 

Мне нравится29
15
Добавить в закладки
1350
15 комментариев
Ursel (Наталия)
2022-07-13 11:30:33
+6

Вера, еще раз огромное спасибо за Ваши топики! Я не всегда успеваю вовремя их просматривать, но если попадаю даже случайно — это всегда такое удовольствие!  Мне недавно попалась статья о ювелире П.И. Овчинникове — тут же вспомнила, что читала о нем у Вас и было ощущение, что встретила старого знакомого. Иногда я просто пролистывая Ваши сообщения,  с удовольствием просматриваю их, нахожу те, что пропустила или просто повторно смотрю наиболее мне понравившиеся - надеюсь, это помогает и воспитанию вкуса и просто доставляет большое удовольствие. Еще раз — огромное спасибо за Вашу работу!

Primavera (Вера)
2022-07-13 19:33:43
+4

То же самое почувствовала сегодня. Были с внучкой в музее Фаберже. И тут же вижу в реальности те шедевры, о которых уже писала. Все они когда-то продавались на аукционах. У меня уже лежит подготовленная подборка по эмалям Фаберже (выложу в ближайшее время). И вот он в витрине — красавец-портсигар, который я приготовила для первого фото))

Спасибо, Наталия!

Зоя
Зоя
4936
2022-07-13 12:29:20
+5

То, что мы видим уникальные шедевры великих мастеров серебряных дел, которые жили и творили 500 лет назад  — это уже чудо! Портрет, описание, эскизы, великолепные работы  -  все очень интересно, прочитала и посмотрела с большим удовольствием. Верочка, спасибо за интересный топик, за Ваш труд !

Primavera (Вера)
2022-07-13 19:37:36
+5

Спасибо, Зоя! Эти работы удивительны и уникальны. Даже при сегодняшних технологиях такую форму вытянуть из одного листа — невероятное мастерство. Готовила тему и сама не могла поверить, что такое возможно. Несколько раз перепроверяла)) Но источники — музеи, заслуживают доверие))

Людмила Усть-Луга (Людмила)
2022-07-13 15:04:53
+5

Просто невероятно! Как можно из одного листа сделать кувшин, да ещё такой?!!! Что ни имя, то гениальный человек! Спасибо огромное вам, Вера, за просвещение, за знакомство с новыми шедеврами и гениальными мастерами своего дела. Без Вас бы я о многом и не узнала бы никогда.Ещё раз

Primavera (Вера)
2022-07-13 19:42:29
+3

Спасибо, Людмила! Я этот натюрморт знаю очень давно. Даже фотографировалась рядом с ним в музее) Мне тогда рассказывали, что мастера часто придумывали замысловатые формы кувшинов, каких не бывает в реальности. Ну никак нельзя изготовить такую вещь. Оказалось, что можно)) Я сразу его узнала, когда увидела на сайте аукционного дома))

Melena
Melena
2840
2022-07-14 18:18:31
+4

Как же давно это происходило! Но совсем нет ощущения «покрытой пылью веков» истории. Всё удивительно личное — и Ваше, Вера, свидание с натюрмортом, и очень живая гравюра с Мастером — воспринимается как фото, схваченное в моменте — взгляд, поза. Работы вообще — для меня открытие — как будто Время истекло серебром и застыло. Фантасмагория… — где-то есть слои Сознания, в которых встречаются прошлые, нынешние и будущие Художники (в широком смысле). И благодаря Вам, Вера, мы тоже окунулись в этот Поток)). 

Primavera (Вера)
2022-07-15 09:44:08
+2

Мелена, спасибо! Вы облекли в слова то, что я чувствую бессознательно. Но другими словами.  Все в мире связано. И нить связи проходит сквозь время. Стиль Вианена часто связывают с жидкостью, водой или расплавленным металлом. У меня еще дополнительная ассоциация — сновидения. Один образ сменяется другим, иногда без всякой связи, вдруг из металла проступает лицо, и пропадает в череде фантастических чудовищ)

Melena
Melena
2840
2022-07-15 10:19:20
+3

Ну-у, можно ещё в стиле моего любимого писателя В.О. Пелевина вспомнить о голландских традициях в области спецсредств для расширения сознания)). Линейность понятия Время принято для упрощения мироощущения широких масс (я как-то вместо аудиокниг «забросилась» в лекции математиков — непонятно, но увлекательно))) На самом деле всё как в фильме Интерстеллар.  Многогранный мир Художника резонирует и с нашими струнами. Спасибо Вам большое за упорную борьбу с обыденностью в наших головах.

Primavera (Вера)
2022-07-17 23:19:13
+2

Спасибо, Мелена! Я давно уже бросила попытки представить многомерное пространство) это всего лишь математическая модель. «Интерстелларом»я как-то не прониклась. Посмотрела, не не зацепило) А моим детям понравилось...

tgkh5501 (Татьяна)
2022-07-15 14:45:50
+1

400-500 лет тому назад… цифры какие-то нереально реальные. Невероятно, что часть такого богатства сохранилась.

Primavera (Вера)
2022-07-17 23:32:04
+2

Еще Удивительнее, что сохранилась и картина, и кувшин. Это просто удивительная и невероятная редкость. Вот потому этот кувшин так дорого оценен

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-07-20 16:36:15
+1

Вера, СПАСИБО за Ваш труд, за время, проведенное с прекрасным...  Была в Амстердаме и Рейксмузее..., в памяти отложилась в основном живопись, возможно на неё акцент был сделан, а такие прекрасные серебряные изделия ..., жалко… Не теряю надежду побывать в Нидерландах снова ...

Primavera (Вера)
2022-07-22 09:41:20
+1

Спасибо Надежда! В Рейксмузеум нужно сходить не раз и не два. Невозможно просмотреть всю коллекцию за один раз. Не теряйте надежды… И я  буду надеяться...

Nadegda (НАДЕЖДА)
2022-07-22 18:25:26
+1

Да, Вера, будем надеяться, что мы еще попутешествуем...