Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Императорский стеклянный завод

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2024-02-09 09:29:17
Рейтинг: 26622
Комментариев: 6067
Топиков: 735
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Императорский стеклянный завод был основан в период правления Екатерины II. В 1777 году в Петербурге по приказу графа Г. А. Потёмкина были построены стекольный и зеркальный заводы недалеко от Александро-Невской лавры в районе Обводного канала. Со временем здесь вырос целый комплекс сооружений, связанных со стекольным производством. Здесь же селились и работники фабрик. Это место стало называться Стеклянным городком. После смерти графа в 1791 году, заводы были выкуплены в казну, так появился Императорский стеклянный завод. Это было казенное предприятие, обеспечивавшее изделиями из стекла в основном потребности российского императорского двора.

Императорский стеклянный завод изготавливал высококачественные художественные изделия для оформления дворцовых интерьеров. Многие из них изготовлены по проектам выдающихся архитекторов, создававших неповторимый облик Санкт-Петербурга: Тома де Томона, К. Росси, А. Воронихина.

Ваза из рубинового стекла по проекту Карло Росси (1775-1849), Императорский стеклянный завод, бронзолитейная мастерская А. Шрейбера, первая треть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза по проекту Карло Росси, высота 72 см, Императорский стеклянный завод, бронзолитейная мастерская А. Шрейбера, первая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза-треножник по проекту Жана-Франсуа Тома де Томона (1760-1813), Императорский стеклянный завод, первая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Графин и бокал из сервиза императорской яхты «Держава» по дизайну Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878), Императорский стеклянный завод, около 1970 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ипполит Антонович Монигетти, русский архитектор и акварелист, академик и профессор Императорской Академии художеств, родился в семье швейцарского каменщика Антонио Монигети, который жил и работал в Москве. Успешно окончив Строгановское художественное училище, он поступил Императорскую академию художеств 1834 году, где его наставником по архитектуре был профессор А. П. Брюллов, старший брат знаменитого живописца Карла Брюллова. Монигетти, много работавший по заказам царской фамилии и высшей аристократии, больше известен как орнаментист и сочинитель рисунков для художественно-промышленных производств.

Портрет Ипполита Монигетти в возрасте 20 лет работы Карла Брюллова.

Эскизы стеклянных изделий работы Ипполита Монигетти, 1861 и 1865 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

На Императорском заводе использовали роспись золотом, серебром, эмалевыми красками, гравировку и травление раствором плавиковой кислоты, «алмазную грань» и огранку. Часть изделий завода использовалась в качестве дипломатических подарков. Часть продукции завод продавал через собственный магазин (до 1856) и несколько купеческих лавок. Художественная продукция завода имела неизменно-большой успех на российских и международных выставках. В конце XIX века Императорский стеклянный завод объединили с Императорским фарфоровым заводом.

Стопа с позолотой и росписью, высота 11,5 см, конец XVIII — начало XIX века, Императорский стеклянный завод, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Два кубка из граненого стекла, Императорский стеклянный завод, около 1814 г.

После войны с Наполеоном на Императорском стеклянном заводе была выпущена серия кубков и бокалов, украшенных медальонами из белого стекла с памятными надписями и изображениями российских полководцев. На первом кубке с императорским вензелем Александра I надпись золотыми буквами: «В память взятия Парижа 19 марта 1814 года», на втором изображена аллегорическая фигура Славы, летящая над картой Европы, с указанием мест крупных сражений.

Бокал с изображением графа Платова, автор рисунка Александр Бармин, Императорский стеклянный завод, около 1914 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Бокал с изображением А.В. Суворова, Александр Бармин, Императорский стеклянный завод, около 1820 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Графин и бокалы из сервиза дворца «Коттедж» в Петергофе, Императорский стеклянный завод, около 1830 г.

Император Николай I построил небольшой летний дворец в Петергофе для своей супруги Александры Федоровны. В ее честь усадьбу назвали Александрия, а дворец в стиле неоготики получил название «Коттедж». Для дворца был придуман особенный герб, который изображен на фасадах здания и повторяется в его интерьерах: белый меч на синем фоне, проведенный через венок из белоснежных роз, и надпись золотыми буквами: «За веру, царя и Отечество». Герб был придуман поэтом Василием Андреевичем Жуковским по просьбе Николая I. Средневековые мотивы герба в форме щита соотносятся с неоготическим стилем коттеджа, а белая роза была любимым цветком императрицы.

На Императорском заводе изготовили сервизы с изображением герба. Там же были разработаны витражи (совершенно новое для России дело) для Готической капеллы, построенной рядом с дворцом.

Пара стаканов кобальтового стекла с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, Императорский стеклянный завод, около 1840 г.

В 1839 году художники Теребенев и Семечкин (Семячкин) изобрели новый способ печати на стекле и керамике. В начале 1840-х годов они работали на Императорском стекольном заводе, выпуская стекло с печатными изображениями императорской семьи, а также копии популярных наборов гравюр. В конце концов они основали свою собственную мастерскую.

Молочник розового стекла (Императорский стеклянный завод), в серебряной оправе работы Карла Иоганна Тегельштейна, (1798-1852), высота 30 см, 1848 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Три графина из матового стекла (Императорский стеклянный завод), в серебряной оправе с монограммами великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II(оправа работы Карла Иоганна Тегельштейна), высота 35 см, 1849 г.

Кубок с изображением медальной композиции «На заведение флота в России», гравер Иоганн Губе, высота 21,5 см, Императорский стеклянный завод, около 1843 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза на подставке, высота 56 см, Императорский стеклянный завод, около 1830-1840 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза двухслойного (бесцветного и аметистового) стекла с резным бортиком, на сложной фигурной ножке, высота 31 см, Императорский стеклянный завод, около 1830-1840 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза на подставке из рубинового стекла с росписью золотом, высота 48,5 см, Императорский стеклянный завод, середина XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза голубого стекла в восточном стиле, высота 24,5 см, Императорский стеклянный завод, около 1860 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза молочного стекла в восточном стиле, роспись И. И. Муринова по рисунку Л. П. Бонафеде, высота 80 см, Императорский стеклянный завод, 1867 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Полихромная стеклянная ваза с изображением птиц в горном пейзаже, расписанная эмалями и золотом, Императорский стеклянный завод, 1867 г.

Ваза из непрозрачного бледно-зеленого стекла, расписанная эмалями в восточном стиле, высота 25,5 см, Императорский стеклянный завод, около 1870 г.

Пара ваз зеленого стекла, расписанного золотом, высота 35 см, Императорский стеклянный завод, около 1870 г.

Графин, с чарками и подносом по проекту В.И. Сычугова, Императорский стеклянный завод, около 1870 г.

Штоф, с чарками и подносом по проекту В.И. Сычугова, Императорский стеклянный завод, около 1880 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Стеклянная ваза времен правления Александра III (1881-1896), расписанная эмалями в китайском стиле, Императорский стеклянный завод.

Стеклянный графин, роспись эмалям, высота 26 см, Императорский стеклянный завод, около 1880 г.

Фигурный сосуд «Уточка» по проекту И.И. Муринова, длина 15,3 см, Императорский стеклянный завод, конец XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза-камея по проекту Б. Рейнхардта, резчик Д.П. Лукин, Императорский стеклянный завод, 1901 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза-камея «Герани» из многослойного хрусталя с кислотным травлением по проекту Р.Ф. Вильде, резчик Д.П. Лукин, Императорский стеклянный завод, 1910 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Ваза-камея из многослойного стекла с кислотным травлением, высота 40 см, Императорский стеклянный завод, 1911 г.

Ваза-камея из многослойного стекла с кислотным травлением, высота 18 см, Императорский стеклянный завод, 1906 г. 

Мне нравится28
10
Добавить в закладки
584
10 комментариев
Nadezhda (Надежда)
2024-02-09 10:30:47
+4

КАкая богатая фантазия, какое мастерство нужны чтобы изготовить все эти шедевры! Спасибо за удовольствие все это видеть не выходя из своей квартиры! А сколько вдохновения можно почерпнуть....

Primavera (Вера)
2024-02-11 09:14:37
+2

Спасибо, Надежда! Вдохновение нужно «находить» и «черпать»)) Надеюсь, мои подборки в этом помогают)

Зоя
Зоя
4925
2024-02-09 15:57:15
+3

Императорский стеклянный завод  --  отразил целую жизнь, историю России конца 18 века, 19 век и начало 20 века. Кубки с изображением великих полководцев, интерьерные вазы, стаканы. Вся продукция достойна восхищения, над которой работали великие мастера, умы того времени. Мне кажется этими сокровищами будут любоваться вечно! Спасибо, Верочка за просвещение, за историю, за красоту ! 

Primavera (Вера)
2024-02-11 09:32:58
+2

Спасибо, Зоя! Эрмитаж порадовал количеством экспонатов Императорского завода. Да и не удивительно. Далеко не все, что хотелось показать, поместилось в подборку. Будем возвращаться))

ewn (elisabeth wachenfeld navarro)
2024-02-10 01:21:07
+2

lindos! obrigada.

Primavera (Вера)
2024-02-11 09:37:34
+1

Obrigado!

Melena
Melena
2832
2024-02-10 12:45:08
+2

Спасибо, Вера! Музейные коллекции, «госзаказ» с державной темой всегда впечатляют  сочетанием изысканности, основательности и дворцовыми габаритами. Всё великолепно, действительно как на экскурсию попали ))  Я не могу не увидеть что-нибудь «между строк»  - молочник розового стекла )) — может ракурс такой — но серебряная ручка как рука на роскошном бедре. Этакая утренняя сценка в будуаре (надо ж куда старушку фантазия увела))). В общем, восхищаемся, развлекаемся и всё благодаря Вам, Вера! 

Primavera (Вера)
2024-02-11 09:43:55
+1

Спасибо, Мелена! Раньше мне эта форма напоминала кошку)) Теперь вижу

Я вообще очень удивилась, когда нашла этот молочник. Необычная форма, необычный цвет и фактура… В нем все необычно...

tgkh5501 (Татьяна)
2024-02-18 12:01:24
+2

Божественные произведения стекольного мастерства! Все просто БРАВООООО!!!!

Но влюбилась в третью вазу (фото №3) Ваза-треножник по проекту Жана-Франсуа Тома де Томона (1760-1813), Императорский стеклянный завод, первая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа...


Primavera (Вера)
2024-02-19 11:47:52
+1

Такие вазы можно увидеть во всех императорских дворцах — очень популярная форма. Мне больше всего нравится первая. Помимо формы тут еще и мое любимое  рубиновое стекло.