Классификация принтов
Гид по разнообразным рисункам на ткани
Одежда далеких предков показалась бы нам довольно скучной, потому что свои краски она брала из природы. До конца XVIII века ткань отбеливали естественным способом: вывешивали на солнце, выдерживали в кислом молоке, поэтому она имела желтоватый оттенок. Красители натурального происхождения также не давали ярких оттенков, да и стоили недешево. Долгое время цветная одежда была доступна только обеспеченным людям. В основном узоры создавались на этапе производства: окрашенные нити заправляли в ткацкий станок и переплетали различными способами. Техника набивного рисунка стала массовой после изобретения специальных станков. Однако до появления химических красителей текстильщики не могли добиться стойкости цветов.
Сложности не мешали людям раскрашивать свою жизнь и создавать орнаменты, которые становились культурными символами. Как известно, цвет одежды зачастую имел социальную функцию, по нему определяли статус человека и принадлежность к тому или иному роду. Такие узоры, как «шотландка» или «пейсли», известны уже несколько столетий и до сих пор не теряют популярности. Периодически они появляются в коллекциях всех модельеров.
Принты для тканей можно условно разделить на две группы: изобразительные и геометрические. Первый тип включает в себя различные элементы из окружающего мира – животные, растительные и т.д. Второй основан на повторении или соединении геометрических фигур.
Геометрические принты
Пожалуй, клетка является одним из самых известных рисунков на ткани.В горной Шотландии цвет и размер клетки служил различительным знаком между кланами, поэтому общее название узоров в виде крупной клетки – «шотландка». Более мелкий узор принято объединять термином «гленчек».
Среди значительного количества тканей в клетку выделяют следующие:
— Тартан. Самая известная одежда с таким рисунком — шотландский килт, который производится из шерсти и имеет крупный «шаг» клетки. Традиционными цветами являются желтый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, позже к ним добавились все остальные. Новые узоры создаются на основе древнего варианта расцветки, где приглушенные тона имитируют окрашивание натуральными красителями, и современного с более яркими цветами. Одним из примеров новаторства является клетка Nova, созданная компанией Burberry. Бренд использовал четыре цвета: черный, белый, песочный, красный, которые стали символом марки наряду со знаменитым тренчем.
— «Куриная лапка» (pied-de-coq, pied-de-poule, houndstooth). Мелкий и пестрый принт в виде деформированной клетки с вытянутым углом, действительно похож на следы гусиных лап или зубы собаки. Чаще всего встречается черно-белый вариант, но возможны и другие сочетания цветов. Традиционно используется для пошива пальто и костюмов-двоек.
— Клетка «принц Уэльский», или «виндзорская». Образована пересечением сгруппированных тонких линий на сером фоне, заполненном мелкими клеточками. Характерна для стиля «колледж», уместна в офисе.
— Мадрасская клетка получила название от индийского штата. Отличается от других клетчатых принтов асимметричностью, обилием цветов и крупным размером. Характерна для стиля преппи и кантри.
— «Виши». Мелкая клетка, названная в честь французского города-курорта Vichy. Обычно имеет два цвета, один из которых белый. Раньше этот узор выполнялся в красных/синих цветах и их пастельных оттенках, сейчас уместны любые расцветки. Непременный атрибут стиля «кантри» или «прованс».
— «Пепита». Мелкий рисунок из маленьких клеток с диагональным соединением. На ткани саржевого переплетения выполняется в мелкую, преимущественно, черно-белую или коричнево-белую клетку.
— «Арджайл» (argyle). Шотландская клетка, представленная в виде контрастных ромбов с пересекающими их тонкими полосками. Отличительный признак стиля «колледж» и любителей гольфа.
Известны и другие геометрические принты: полоска, зигзаг, горошек.
Полоски. У такого простого на первый взгляд узора имеются следующие виды:
— Морская полоска. Белые полоски чередуются с синими, красными или черными. Обычная тельняшка стала модным нарядом для отдыха, подарив свои полоски другой одежде – платьям, жакетам, юбкам.
— «Омбре» (ombre). Полоски с эффектом градиента – плавного перехода из одного цвета в другой.
— «Райе». Вертикальные полоски как одинаковой, так и разной ширины. Выполнены в контрастных цветах.
«Зигзаг Миссони». Зигзагообразный узор, где чередуются полосы разного цвета и ширины. Символ бренда Missoni.
«Меандр». Орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей спираль. Родом из древнегреческой эпохи.
Принт «в ёлочку». Ломаные линии, напоминающие положение игл на ели. Образован переплетением различных по цвету нитей.
«Горошек». Принт известен с XVIII века, когда техника позволила наносить на ткань мелкий узор. Всплеск популярности гороха пришелся на 50-е годы прошлого века, когда Кристиан Диор представил коллекцию в «горошек», он же polka dot. В данном случае крапины расположены симметрично, они могут иметь различный диаметр. Классическим вариантом считается белый горошек на черном фоне.
Растительные принты
Цветочные узоры. Изображения цветов никогда не выходят из моды. Крупные яркие цветы на павлопосадских платках или пастельные на летних платьях – такие принты остаются признаком женственности. Одним из самых популярных является «мильфлер» (millefleurs), который представляет собой рисунок из мелких цветов на однотонном поле. Техника заполнения свободного фона цветами используется в художественных произведениях, прижилась она и на тканях. На подкладочных материалах часто встречается узор «геральдическая лилия», или fleur de lis – стилизованные лилии, расположенные симметрично по диагонали.
«Пейсли» («индийский огурец», «бута»). Узор представляет собой элемент персидского орнамента в виде изогнутого листа. Название получил от шотландского города, где производились шерстяные шали с таким рисунком. В семидесятые годы XX века стал атрибутом движения хиппи. Сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.
Арабеска. Восточный орнамент из повторяющихся групп растительных и геометрических элементов. В рисунок могут включаться отдельные изображения фантастических существ, людей, животных, птиц, а также арабский шрифт. Заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента. Практически не имеет фона.
На одежде могут расцвести любые цветы – розы, пионы, ромашки, орхидеи. От техники рисунка зависит, какие принты получатся: акварельные, винтажные, психоделические, батик. Многие дизайнеры черпают вдохновение в прошлом. Тогда появляются гобелененовые принты, которые имитируют узоры на коврах ручной работы. Для них характерны контрастные цвета фона и цветочного орнамента. Узор может быть создан переплетениями нитей, тогда ткань получится плотной, либо нанесен на материал.
Ар нуво (модерн) – стиль, популярный на рубеже XIX–XX веков. Его лозунгом был призыв «назад к природе». Характерная черта – волнообразно изогнутая линия. Растительный узор приобретает гибкие текучие формы с подвижными линиями, плоскими и не дающими тени. Популярные элементы – цикламен, ирисы, лилии, водоросли. Узоры отличаются непрерывностью линий и симметрией, чем схожи с арабесками.
Барокко – витиеватые узоры, которые имитируют ручную вышивку и фактуру. Характерны золотистые и серебристые цвета, благодаря чему стиль ассоциируется с роскошью и изобилием. Растительные узоры отличаются обилием завитков, мелких деталей.
Дамасский (сирийский) узор – подчеркнуто декоративный растительный орнамент, чаще всего двухцветный. Рисунок строго симметричен и повторяется с определенной последовательностью.
Тропический принт использует изображения экзотических растений – пальм, лиан, орхидей. В последнее время появился не только на отпускных нарядах, но и на вполне солидных вещах, для этого модельеры приглушили основные цвета и использовали черную и белую «базу».
Английские розы. Крупные цветы с прорисованными лепестками на однотонном фоне, приглушенном, словно выцветшем на солнце.
Цветы являются основой и для группы узоров, которые объединяют под названием a la russe. Они используют элементы русского национального костюма и традиционные виды росписи: хохлому, гжель, павлопосадские узоры.
Гжель отличается использованием ярко-синей краски, белым фоном и «мазковой» техникой росписи. Для хохломы характерно применение черного или красного фона, тогда как орнамент выполнен в золотом цвете.
Павлопосадские узоры впитали в себя античные, европейские, восточные мотивы. Это могут быть виноградные лозы, вазоны с крупными цветами, бобы и пейсли. По краям традиционного павлопосадского платка расположены крупные пышные цветы, в центре – небольшие гирлянды. Классическая расцветка фона – черная или бежевая, в рисунке часто используются темно-зеленый, бордовый, ярко-красный и синий цвета.
Анималистические принты имитируют узоры животного мира. Змеиный, тигровый, леопардовый – они могут как воспроизводить естественные цвета, так и использовать любые другие.
Помимо вышеперечисленных можно упомянуть этнические, абстрактные, психоделические принты, где сочетание элементов не подчиняется каким-либо правилам.
В статье использованы иллюстрации с интернет-порталов leda-tkani.ru, tkani3000.ru, vivatkani888.ru, tkani-online.ru, ganesh-textile.ru, Wikipedia, рекламные материалы Missoni и Burrberry, а также фотографии из личного архива «Барышни-крестьянки».
Только правильно произносится «аргайл», а не «арджайл».