Конь
Доброго времени суток девочки-рукоделочки!
Хочу поведать вам предание о мудрых конях, о слугах наших вечных.
(фотографии,конечно из интернета).
Мудрые кони и заморышек.
Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошёл мужик в лес, видит- в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да верёвка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице верёвку на шею и начал тянуть, что было сил-лошадка и вылезла на твёрдую землю. Хотел мужик её к себе отвести, да она головой мотнула, верёвку сбросила и говорит человеческим голосом:
-Что спас меня,спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.
-Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего,- печально ответил мужик.
-Сделай, что я скажу,-потом увидишь, что после будет,- ответила кобылица и присоветовала, как поступить.
Воротясь домой, мужик обошёл все дворы, собрал с каждого по яйцу(всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался-хил,да слаб. Стали счастливые родители имена детям давать-всем дали, а последнему не досталось.
-Ну, говорят,-зовись же ты Заморышек.
Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то сено косить. Поработали и спать легли, а на утро глядят-ни одного стога нету, только клочья по земле валяются.
Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошёл к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной, да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошёл вора стеречь.
Вот настала полночь-зудела земля, закачались звёзды на небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на неё цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:
-Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе.
Подбежала к морю, гаркнула-свистнула- и явился на берег сорок один жеребец-конь коня лучше.
А кобылица обратно в море ушла.
На утро привёл Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:
-Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.
Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест найти не могли, что бы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та и обрадовалась:
-Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись.
Глянули братья-да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же и посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом:
-Смотри, хозяин, как ляжете с жёнами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. А сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадём!
Заморышек всё братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит,в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом:
- Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы!
Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили они верхами-и понеслись прочь отсюда.
А Баба-Яга глянула по утром- и увидела своих дочерей мёртвыми. Схватила она своё помело, забралась в ступу- и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает-всех до смерти загрызёт.
И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последний скакал, топнул копытом-сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала-да и назад вернулась. А добры молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью.
А. Пушкин "Конь"
"Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
Не серебряны подковы,
Не злачёны стремена?"
Отвечает конь печальный:
"Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний
Трубный звук и пенье стрел;
Оттого я ржу, что в поле
Уж не долго мне гулять,
Проживать в красе и холе,
Светлой сбруей щеголять ;
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмёт
И серебряны подковы
С лёгких ног моих сдерёт;
Оттого мой дух и ноет,
Что на место чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока".
С древнейших времён конь считался другом и вещим помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога(стихии света) и Чернобога(стихии мрака),причём доброму богу посвящался белый конь, а злому-чёрный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. "Обгонит белый конь-день на дворе, вороная лошадка обскачет-ночь пришла!"- ещё и теперь говорят в народе. "Конь вороной через прясла глядит",- можно услышать перед наступлением ночи.
С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику(сначала Перуну,потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле),чёрные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.
Солнце, этот небесный конь, в продолжении дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своём вековечном пути, представлялся язычникам ещё и светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряжённой парою светоносно-белых огненно-пламенных коней.
Подводит их ко двору Солнца дева Утренняя заря, уводит дева Вечерняя заря. Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие наделяются крыльями.
Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь превращается в неизменного спутника богатырей. Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, борзого(быстрого) коня. Они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мёртвой воды.
Поэтическое народное слово именует коня "крыльями человека". Крестьянство тоже умеет его оценить по заслугам:"Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник!"-говорится про него.Конь является воплощением здоровой удали:"Ходит конь конём!"-говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него безгранична:"Счастье на коне, бессчастье под конём", "Конь не выдаст- и смерть не возьмёт!".
Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржёт конь-к добру, топает-к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный-дом близко, фыркает в пути-к доброй встрече(или к дождю). Споткнётся конь при выезде со двора- лучше воротится назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа;распряжётся дорогой-быть беде неминучей.
(По А. Коринфскому)
Галина, спасибо!!! Какая интересная «сказка-быль да в ней намек, добрым молодцам урок». Несколько раз перечитала, очень понравилось, А Пушкина я с детства люблю.
Благодарю Зоя !
Да, добрые, умные и, как все животные верные не подведут, не бросят.
Спасибо, Галина! С интересом прочитала!
Благодарю Надежда!
Спасибо, было интересно почитать про коней. Обожаю это благородное животное!
И Вам Анна спасибо !
Животные очень чувствительны, я в детстве ночью, когда темно на улице, смотрела за своим пёсиком, на его реакцию, если он спокоен, я тоже спокойно шла рядом, а кони тем более, и предупредят, и если надо-спасут.
Спасибо Алма