Кто эта прекрасная дама на картине Крамского "Неизвестная" и чья это тайна?
Женский Мир
Этот портрет один из самых известных в портретной живописи и растиражирован в репродукциях и копиях настолько, что трудно найти человека, который не вспомнит облик этой Неизвестной. «В эту даму было невозможно не влюбится, причём, безумно увлечься» — писали газеты того времени и рекомендовали детей и подростков не водить на выставку и не показывать им Неизвестную, дабы не возбуждать в юных и неиспорченных душах непристойные желания и известные плотские позывы.
Картина считалась вредная для юных душ. О, не знали наши предки, что настанут другие времена и другие веяния, и появится среди их потомков некая Ксюша со своим «домом» и наши малолетки познают не красоту, а гнусность и пошлость ничего общего с красотой не имеющие.
Предки пребывали в чудном неведении потому и разглядели в Неизвестной нежелательное влияние. Некоторые увидели во взгляде дамы вызов общественной морали, а известный в то время искусствовед Стасов вообще обозвал её «кокоткой в коляске»
Такие характеристики и скандальная слава не позволили Третьякову купить картину для своей коллекции. Но Неизвестная все равно попала в Третьяковку и висит сейчас в зале Крамского. Её купил другой коллекционер, а после революции и национализации Неизвестная оказалась в знаменитой галерее.
Многих интересовало, кто же она эта неизвестная и конечно, этот вопрос задавали и Крамскому. Но он молчал, ссылаясь на то, что это тайна не его, а чужие тайны он не намерен открывать. Такая неизвестность о Неизвестной, естественно, добавляла больше таинственности и притягательности полотну. Таинственность и мистика человеку куда интересней, чем ясность и простота. И вполне возможно, что зная кто же в реальности эта прекрасная дама, уровень очарования был бы значительно меньше.
Есть мнение, что Крамской, так назвал свою картину с желанием специально подогреть интерес к картине и к себе самому. Но не мало и противников этого убеждения. Художнику это было не к чему. Он уже к тому времени был знаменитостью. Да и по своему характеру не мог пойти на привлечение к себе внимания подобными штучками.
Так кто же ОНА?
Есть несколько версий. По одной из них Крамской изобразил даму полусвета. В доказательство этого говорили, что настоящие дамы света, то есть родовитые дворянки никогда так роскошно вызывающе не одевались. У них не было на это нужды. Эта же дама, похоже, так пошло и откровенно привлекает клиентов. Конечно, не из простых.
Противников этой версии много. Как можно? Такая прелесть и… Не хочется в это верить. Есть и другая версия. В то время утверждали, что никакая она не неизвестная, а это самая настоящая Матрёна Саввишна. Трудно представить, чтобы у этой обворожительной прелестницы с такой аристократической осанкой было имя простолюдинов. А она настоящая Матрёна Саввишна и была не из знати.
По этой версии она и была из крестьян, прибыла из Курской губернии и работала горничной у дворянки Бестужевой. Тут её и увидел племянник Бестужевой и сразила его бывшая крестьянка своею красотой. Женился на ней он, несмотря на протесты тётки, она рьяно протестовала против женитьбы племянника на «мужичке». Но он всё равно женился. Страсть была безумная.
Сторонники этой версии утверждают, что изобразил художник, как раз тот момент, когда она ехала в коляске по Невскому и у Аничкина моста встретила свою бывшую хозяйку и посмотрела на неё вот этим самым презрительным взглядом, что мы видим на картине.
Такая история… Для самой Матрёны кончилась эта история печально. Любил её муж сильно, ревновал жутко, на дуэлях дрался из-за неё. Но всё проходит, устал он от своей страсти, стал изменять, а потом и вообще отослал Матрёну в её родную деревню Курской губернии. Но не доехала туда Матрёна, не выдержало горя её слабое сердечко. Умерла она по пути домой.
Имеет ли эта история отношение к Неизвестной? Может да, а может и нет. Но есть и ещё одна удивительная версия и для многих она является более вероятной.
На картине изображена Екатерина Михайловна Долгорукая. Была она возлюбленной царя Александра второго. Он даже заключил с ней морганатический брак. Немножко не хватило времени для того, чтобы появилась у нас Екатерина Третья. Это не произошло.
Вот романтическая, а также трагическая и печальная история их любви. Посетил царь Смольный институт благородных девиц и увидел там одну воспитанницу необыкновенной красоты. Ей было семнадцать. Влюбился царь в красавицу. А как было не влюбиться? Своя благоверная была уже в летах, к тому же неизлечимо больна туберкулёзом. У императора с Катенькой было всё серьёзно, он прожил с ней 14 лет и он не скрывал этой связи. Она родила ему четверых детей.
Это была его вторая семья и она тоже проживала в Зимнем дворце только в другом крыле. Мария Александровна умерла в мае 1880 года. А уже в июле в церкви Царскосельского дворца состоялось венчание. Коронация была назначена на август 1881 года. Но… Не случилось. Другая дама, Софья Перовская со своими товарищами-бомбистами тому причина. Все рухнуло в один момент у канала Грибоедова. И не появилась у нас новая императрица Екатерина Третья.
А, вместе с тем, Крамской уже писал её портрет и не знал, что же ему делать, ведь заказчик убит. Портрет долгое время оставался в мастерской художника незавершённым. Катерина же, естественно, не смогла жить в Зимнем дворце, в атмосфере ненависти его законных обитателей. Она покинула Россию, уехала в Ниццу.
А портрет остался. И кто бы не был изображён на нём, Матрёна Саввишна или несостоявшаяся императрица, уже не важно. Важно другое. Это шедевр. И Неизвестная будет смотреть на нас вечно и каждый, кто посмотрит на неё будет ощущать её отчаянный вызов.
Руслан! Спасибо за Ваши очень интересные и разные подборки. Я читаю Ваши анекдоты и высказывания в подборке «Вокруг смеха». Успехов!
Какие чудесные букеты!!!!!!!!