Выставка скульптур Еркена Мергенова
Этот пост - "ответ Чемберлену", Марина - Мадам Лаваль сподвигла меня на создание топика.
В конце февраля (успела до карантина) случайно попала на выставку "Ретроспектива" казахского скульптора Еркена Мергена (Мергенова). Пошла на выставку "Стеклянный сад" роскошного чешского художественного стекла. А тут ну просто "пир души"... В обычное время в галерее в залах есть его работы, и они не оставляют равнодушными. Две его работы для меня - то, что я должна увидеть обязательно, когда иду в галерею. Это "Встреча" и "Курос". Если "Встреча" вызывает приятные ощущения, то "Курос" - всегда вопросы. И один из них и постоянный: почему у человека, можно сказать у космонавта, в руках то ли поломанная кукла, то ли ребенок.
Скульптур не так и много, но они настолько многоплановы, что некоторые из них я снимала с разных сторон. И их уж точно не поставишь около стенки, потому как со всех сторон они несут информацию. Нафотографировала очень много. Что сейчас получится, не знаю, но я постараюсь.
Вот немного о "Встрече" из официальных источников:
Экспозицию выставки предваряла известная работа из фондов музея «Встреча», выполненная автором в 1986 г. Она является своего рода ключевым кодом к творчеству Мергенова. Композиция представляет образ женщины в национальном костюме, она держит за руль велосипед с молочными бутылками на багажнике. Подчеркнутый натурализм пластического языка выбран художником для документализации сюжета, главная тема которого столкновение – встреча двух разных цивилизаций – восточной, кочевнической и западной, оседлой. Символика пустоты на месте овала лица, подчеркивает вневременность события, переводя его в ранг философской категории. Эта взаимосвязь и взаимообусловленность культур Запада и Востока, объединяемые сегодня концептом нового евразийского развития, является истоками творческого видения Мергенова, как и в целом художественной школы Казахстана.
Что такое "Курос"? Малознакомое, скорее абсолютно незнакомое для меня слово. Но на что нам дан интернет? Так вот оттуда: "Курос — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами"
Вот информация из прессы:
В музее Кастеева открылись две выставки
«Ретроспектива» скульптуры Еркина Мергенова, подготовленная к 80-летнему юбилею народного художника,
22 Февраль 2020 08:00 1647 Автор:Ольга ВласенкоФото:
Еркин Мергенов – профессор, заслуженный деятель искусств РК, лауреат первой независимой премии Казахстана «Платиновый Тарлан». Даты жизни – 1940-2015. Окончил Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, стал известным общественным и политическим деятелем. В 1989 году был избран народным депутатом СССР, входил в состав межрегиональной группы, в 1990 году избран членом Верховного совета СССР. Дважды возглавлял Союз художников Казахстана. С 1998 года становится постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников. Творчество скульптора – значительное явление в искусстве Казахстана и хорошо известно на всем постсоветском пространстве, а также во многих странах мира. Его персональные выставки проходили в Риге (Латвия), Киеве (Украина), Бишкеке (Кыргызстан), Москве и Санкт-Петербурге (Россия), Алматы и Астане (Казахстан). По мнению доктора архитектуры Алима Сабитова, это художник, сформировавшийся на границе двух культур. Большинство его работ может быть соотнесено с формальными поисками в европейской скульптуре, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к восточному мировосприятию и степной пластике. Проблемы осознания собственной культурной идентичности и преодоления несхожих культур, заботившие скульптора в начале творческого пути, получили разрешение в поздних работах мастера, выразившемся в гуманистическом диалоге культурных традиций. В художественной стилистке Еркина Мергенова можно выделить два важных фактора – пространство и время. «Пространство для скульптора такой же осязаемый материал как бронза, или алюминий, оно выполняет необходимую формообразующую функцию в построении образной выразительности. Но оно еще и исторично, его можно ощущать в процессе эволюционного, почти событийного развития, через изменчивые характеристики времени. Время воспринимается художником в триединстве прошлого, настоящего и будущего, придавая его произведениям жизненную убедительность и разворачивая перед зрителем навеянные ими ассоциативные мыслеформы» – отмечает искусствовед Камилла Ли.
Ну и теперь много снимков:
"Апофеоз" - сплошь узнаваемые символы: и голубка и веревка и рука, вытятутая вперед и вверх, и рог изобилия, правда вместо фруктов человеческие черепа, и в маленьком зеркальном углу бюст Сталина...
А этот натюрморт издали вызывает чувство благости-узнаваемости, а когда подходишь ближе, то в кисти винограда вдруг начинаешь различать человеческие черепа...
Следующая информация взята из материалов сайта ibirzha.kz
На скульптуру «Лихая година» невозможно смотреть спокойно: все восстает, переворачивается, протестует – так не может быть, не должно! Согбенная женская фигура, наклоненная до самой земли, из последних сил удерживает в руках малыша. Она не может встать, на ней сидит огромное чудовище с рогами и длинными ногами-палками. Кто-то считает, что оно похоже на птицу. Однако, на мой взгляд, это что-то среднее между козлом и птеродактилем.
Женщина в модных туфлях на высоком каблуке, одежда ее задрана… пытается подняться, но «оседлавший» ее не дает, более того, на его туловище, больше похожего на скелет, висят … два умерщвленных младенца, видимо, детки этой страдалицы. Мать в ужасе и, вероятно, тронулась рассудком. Жестокая тварь устремляет взгляд вдаль в поисках других жертв. В уникальной работе сплелись все ипостаси: рождение и смерть, любовь и ненависть, милосердие и жестокость. Насилие, порабощение, унижение, бесконечная боль… По словам автора, Еркина Мергенова, это олицетворение идеи «вечной борьбы человека с мифической силой, несущей смерть и разрушение».
Практически все работы мастера заставляют задуматься...
Надеюсь, я вас не утомила и смогла познакомить с нашим хорошим, сильным мастером, к сожалению уже ушедшем из жизни
Танюша, спасибо! Благодаря тебе я узнала этого удивительного автора! Ты так подробно все рассказала, спасибо! Видно было у него много переживаний и своих собственных и за людей и человечество. Мне так показалось, когда я смотрела его интервью.
Как всегда, все что рядом — не доступно по ленности, по нелюбопытству, а потом когда сталкиваешься с таким событием становится обидно, что время — то убежало...
Так страшно смотреть… Великое всегда страшно?
Особенно последняя статуя — я уже про неё где-то читала — судьба и жизнь современной женщины. НУ СТРАШНО ЖЕ!
Страшно. Согласна. Пугает. Но и заставляет задуматься.
Татьяна, спасибо за экскурсию в мир скульптора.Видно многие страсти, переживания и сомнения терзали его душу .Почему в этом мире много зла? Смотрите и задумайтесь над своими пороками, куда они приведут? Мне так показалось, что именно эти вопросы задаёт нам Еркин Мергенов.У меня такое сложилось в голове после просмотра.
Да, похоже, что так и есть. Но меня больше удивляет, что многие работы создавались в период благополучного социализма...
Мне кажется, что пороки и страсти не зависят от строя общества.В любом обществе они имеются в полной мере
Спасибо огромное, познакомили нас с работами такого интересного скульптора, так интересно! Люблю выставки и люблю рассматривать такие неоднозначные работы. А то сидим дома в изоляции, варимся в своем собственном соку, даже погода не даёт выехать на природу...
Я тоже думаю, что именно выставки одного художника дают намного больше, чем вся галерея в целом. Хотя, в нашей галерее есть очень интересные работы и старые европейские и русские и наши — казахстанские. Есть очень любопытные работы. Просто не могла их включить сюда, они других авторов. Наберусь решимости, сделаю еще пост
Татьяна, спасибо большое! Буду ещё рассматривать! Как я люблю такие топики!
Спасибо, Наташа! Я рада, что мой пост понравился
Н-да. Своеобразно. Я тоже задумалась о том что работы создавались как ты сказала в «период благополучного социализма».
Душа творческого человека (скульптора ) ранима. Они сильнее чувствуют и глубже переживают.
Жду когда решишься на следующий топик.
Светик, спасибо!!!
А там у меня в закромах еще и «Стеклянный сад»...
Давай.
Все-таки мне больше по душе позитивное исскуство
обязательно!
Спасибо за экскурсию! У художников всегда свой взгляд на действительность. Все работы интересные и такие неоднозначные… Оставляют сильное впечатление.
Про впечатления — это точно!
Честно говоря, я рассматривая художественное стекло с экспозиции «Стеклянный сад» (ради него и пошла в галерею) возвращалась в мыслях к Мергенову...
Приветик, Татьяна! Ну очень интересно было рассматривать эти шедевры. НО, они намного сложнее, чем Пикассо и вызывают совсем другие чувства. Я вижу только боль, крик и страдание, причем в извращенной форме. Не знаю, может это только я такая чувствительная стала, но второй раз я эти шедевры даже мельком просматривать не буду — больно.
А тебе огромное мерси, открыла еще одного термоядерного творца, у него, надо сказать и задумки и исполнение намного круче и сложнее, Пикассо, на мой взгляд — младшая группа детского сада по сравнению с ним!
Марина! Ну Вы даете! Пикассо — младшая группа детского сада...
Согласна на счет крутости, сложности. Да мы все чувствительные, кто меньше, кто больше… Но то, что работы Мергена застревают в мозгу, так это точно
Надо будет сделать позитивный топик из нашей галереи...
Представляю. что у него в голове там....
было… его уже нет.
таки знаю)) У меня в сознании нет границы между живыми и мертвыми, собственно. Это же наша проблема, живых, что мы с ними не можем пообщаться.
Это точно!
Интересно, со своим смыслом и фантазией, мурашки пробегают..., но я этого не понимаю. Мне позитива хочется и красотыЯ даже сейчас телевизор не смотрю — просто устала от потока негатива и проблем, которые должны решать мы, мы, мы… У властей совсем другие интересы.
Юля, тогда сделаю топик про художественное стекло. Эта экспозиция была параллельно с выставкой Мергена
Давай!
Татьяна, спасибо! Очень интересно. С нетерпением жду о выставке чешского стекла. Хорошего дня!
Сделаю, обязательно
Здравствуйте, Татьяна! Потрясена, увиденным в Вашем топике! Практически ничего не знала о художниках и вообще деятелях искусств Казахстана Ничего! К моему величайшему стыду.Еркин Мергенов- глыба. У меня в отличии от Марины( огромное ей спасибо, благодаря ей появился этот пост) и Юли скульптуры не вызываю, только боль и не показывают жизнь во всей жестокости, а действительно заставляют прежде всего глубоко задуматься.Все скульптуры очень разные, необыкновенная теплота, мягкость, женственность в композиции «Встреча», уверенность в будущем и опять женщина «Лихая година», но другая, согбенная, замученная жизнью, но женщина все же на каблуках! А «Предшествие» как трогательно положила женщина руку на руку мужчины. Люди, изображенные в облике зверей, но здесь, несущих добро, дети на рогах, хорошо было бы еще понять, что означает рама в руках мужчины и круг в руках женщины. " Пьета"- крик души, выворачивает наизнанку и «Апофеоз», все, что было характерно для данного времени. Слово курос тоже услышала впервые.Современный аватар.Еркин Мергенов- глубочайший философ, его скульптуры раз увидев, больше не забудешь. Еще раз Вас благодарю за огромный труд и затраченное время по созданию топика. Необыкновенно интересно, познавательно и с большой любовью.
Диана, читаю Ваш ответ и по шкурке мураши побежали… Вы так хорошо все написали, СПАСИБО!!! Мне нравится периодически захаживать в нашу галерею, но и около нее есть не большой садик скульптур. Как нибудь наберусь смелости, сделаю очередной топик про наше искусство.