Уютные деревенские половики-дорожки
Помню из детства, что в моем родном селе в каждом доме были длинные домотканые половики, которые мы называли «дорожки». Пестрые полотняные дорожки создавали уют и тепло в каждом доме. Их легко можно было постирать, выхлопать от пыли. Зимой их чистили снегом, и после этого по дому разносился свежий морозный аромат.
Такие половики-дорожки ткала моя бабушка на большом ткацком станке. Как и в любом ткачестве, в изготовлении дорожек нужны были крепкие суровые нитки для основы, а поперёк них шёл уток из тряпичных полосок. Бабушка называла эти полоски «ремки». У меня даже была обязанность стричь старые тряпки на ремки, на новые половички.
На ремки шли старые постельные принадлежности, рубахи, отслужившие платья. Вот он, любимый принцип наших бабушек, легший в основу деревенского стиля: «Ничего не выбрасывай, может пригодиться!». Удобней всего было стричь большие тряпки. Режешь ножницами полоску шириной 2 сантиметра, на краю не достригаешь пару сантиметров, и опять стрижешь, только уже в другую сторону.
Затем бабушка подбирала ремки по цвету, старалась чередовать светлые и тёмные полосы на дорожке, не делала её одного цвета. Да и редко можно было найти много тряпок одного цвета, вот и получались яркие пёстрые коврики. Иногда бабушка еще и красила тряпки заранее, чтобы ремки были разноцветные. У неё было много разных красителей, потому что она еще занималась ковровым ткачеством, сама красила шерсть и ткала из неё волшебные ковры с алыми розами на черном поле.
Сам процесс ткачества меня завораживал. Станок казался огромным, куча непонятных деталей и всё запутано нитками. А у бабушки всё быстро да ладно получается. Вжик в одну сторону челнок, стук-стук бердом, тунс - нажимает бабушка на педаль, вжик плывет челнок обратно… Так шаг за шагом рождалось полотно. В качестве завершающего декоративного элемента домотканого коврика использовали кисти, бахрому, шишечки.
Сейчас настоящие деревенские дорожки высоко ценятся. Их используют в интерьерах деревянных домов, чтобы придать уют и атмосферу старины. Ведь именно такие домотканые половики, дорожки и коврики становятся завершающим штрихом любого интерьера в стиле Кантри. А еще можно самим сделать такие дорожки даже без ткацкого станка.
Можно связать коврик с помощью толстого крючка. Кто умеет, тот поймёт. Видео я прилагаю. Самое главное – заранее приготовить много «пряжи – ремков», а там начнёте и уже не захотите останавливаться.
Мне нравится простой способ изготовления половичка с помощью косичек. Готовим ремки, расстригаем их на одинаковые полоски длиной 70 см, берем по 3 полоски и сплетаем косичку. И так наплетаем целую кучу косичек. Чем больше, тем длиннее получится наша дорожка. Теперь косички можно соединить друг с другом с помощью толстой суровой нитки. Если хотите, чтобы уж совсем коврик был крепкий, то делаем ему основу из плотной ткани.
уж если вам посчастливилось иметь в доме настоящие бабушкины половички-дорожки, то постарайтесь сохранить их для внуков в качестве истории семьи, как раритет!
Желаю всем счастья в семье и уюта в доме!
Культ ковров из стран Востока и Азии Постепенно уходит эпоха советских квартир, завешанных и застеленных пестрыми коврами. Действительно, это была удивительная мода, которая захватила страну целиком и полностью.
Конечно, приятно было ступать ногами по мягкой и теплой поверхности, но далеко не все могли позволить себе натуральное изделие, поэтому довольствовались синтетической имитацией.
А вот ковры, выполненные из настоящей шести, до сих пор попадают к нам из стран Средней Азии, Ближнего Востока и даже Европы, причем по очень высоким ценам. Это один из самых древних видов искусства. В подтверждение этому ученые обнаружили во льдах Алтая ковер, чей возраст был датирован более чем 2000 лет, и его структура сохранилась до сих пор!
Настоящие ковровые полотна изготавливались вручную по уникальным технологиям, которые до сегодняшнего дня мало чем изменились. Покрытия отличаются цветовой палитрой, мотивами на узорах и историей создания, а за каждым таким ковром простирается огромное культурное наследие. Народы будто бы соревновались между собой в ткацком мастерстве, развивая таким образом всё искусство в целом.
Любопытный факт! На Востоке, помимо дорогих длинноворсовых ковровых изделий, есть так называемые «килимы», самые первые ковры, выпускаемые до сих пор. Это более простые и дешевые варианты, которые производятся не на продажу, а для себя. На них размещают крупные или мелкие узоры без глубокой детализации.
Азербайджан
Ковроткачество зародилось в этой стране примерно во II веке до н.э. и развивается до сих пор. В Баку и других городах Азербайджана существует множество фабрик, где работники вручную ткут как маленькие коврики, так и большие по площади изделия, которые стоят огромные суммы.
На территории древнего Азербайджана впервые начали применять ковровые изделия не только для утепления помещений, но и для его декорирования. Согласно данным писателя из Древней Греции Ксенофонта, Персидская империя позаимствовала эту идею именно у азербайджанских жителей.
Любопытный факт! Раньше так же ценились вещи с эффектом старины. Поэтому сразу после производства ковры стелили на землю, и по ним копытами стучали лошади. Цена повышалась, заказчик и продавец оставались довольны. Сегодня же для искусственного состаривания существуют специальные технические средства.
В течение исторического развития страны, отдельные её участки оказывались под влиянием соседних государств, поэтому в искусстве ковроткачества зародились различные направления, названные школами.
Бакинская
В столице, Баку, сосредоточены самые популярные производители. Местные ковры отличаются мягкостью, нежными цветами и веянием узоров Туркмении. Здесь можно найти эзотерическую символику, черты животных и растений, но главная особенность – 4-ех или 6-тиконечный медальон в самом центре полотна.
Гянджинская
Сосредоточие этого стиля находится в г. Гянджа, который прославился изделиями из шерсти и шелка. Покрытия здесь сплетены довольно грубо, ворс достаточно длинный. Превалирует яркость и насыщенность, сочные цвета. Медальонов может быть около 3, в узоре есть восьмиугольники. В некоторых изображения можно увидеть ассиметричные композиции.
Казахская
Оказала влияние не только на некоторые местности Азербайджана, но и на соседние страны – Казахстан, Армению и Грузию. На ощупь ковер грубоват, но это компенсируется достаточно длинным ворсом. Сочная цветовая гамма на относительно небольших по площади коврах. Популярно изготовление эксклюзивных экземпляров на заказ с рисунками в форме звезд.
Карабахская
Здесь производятся знаменитые ковры «Шадда», которые изготавливаются по очень необычной методике. В строении ковровых покрытий отсутствует ворсовый слой в привычном для нас понимании. Вместо него применяется методика сложного обматывания, с помощью которой удается повторить сложные орнаменты или сюжеты с караванами в пустыне.
Кубинская
И речь здесь идет совсем не об острове. В Азербайджане есть город, который раньше так назывался, сегодня же это Губа. Продукцию в этой местности отличает несколько качественно детализированных медальонов, расположенных по плоскости. Прослеживаются мотивы с ветками. Орнамент может резко контрастировать с общей концепцией, но выглядит весьма органично.
Ширванская
Кавказское течение ковроткачества, где границы полотна оставляли без элементов декора, отличается усложненным рисунком, куда могли включаться сюжеты бытовой жизни и местной фауны. Преобладают геометрические узоры и большое количество медальонов, но это не делает центральную часть перегруженной. Наоборот – простая окантовка словно берет в рамку и подчеркивает изысканный стиль.
Сегодня не обязательно ехать в Азербайджан или дожидаться ярмарки ковровых изделий, чтобы найти достойную вещь. В каталогах современных интернет-магазинов есть огромные коллекции всевозможных полотен, которые впишутся в новый, стильный дизайн.
Любопытный факт! При покупке ковра за границей, обязательно поинтересуйтесь местным транспортным законодательством. Большинство стран запрещают экспорт антиквариата, к которым может относиться приобретенный товар. Поэтому не забудьте узнать дату изготовления у продавца.
Иран (Персия)
За окном 21 век, и великой Персидской империи уже нет, но традиция создавать превосходные ковры до сих пор ассоциируется у нас преимущественно с Персией. Сегодня такие произведения искусства делают в Иране, и он по достоинству является крупнейшим центром ковроткачества в мире.
В Древней Персии на покрытиях можно было рассмотреть красивые изображения животных, но с приходом исламской религии рисовать творения Аллаха стало нельзя, поэтому современные персидские изделия – это замысловатые узоры и орнаменты.
Восточная религия ассоциировала ковры с райскими интерьерами, поэтому здесь эти изделия высоко ценятся и почитаются. По этой причине в домах богатейших людей страны всегда и в большом количестве присутствовали эти элементы декора. Даже в небольших домишках на полу обязательно должно быть застелено мягкое ковровое покрытие.
Со временем, эти ценности сместились в сторону визуальной составляющей, но всё же ковер являлся яркой отличительной особенностью людей с достатком.
Любопытный факт! Обыкновенного туриста так легко обмануть, подсунув ему подделку. Поэтому прежде чем приобретать ковровую продукцию для себя или в подарок, вспомните, что ручная работа высоко ценится, так что даже маленький коврик будет стоить как минимум 200 долларов. Большие по площади полотна и вовсе могут обойтись в 3000 долларов.
Как и в Азербайджане, иранские ковроткаческие направления можно разделить на несколько уникальных школ.
Тебриз
У исследователей культуры Востока расходятся мнения по поводу происхождения тебризских ковров. Некоторые относят их к иранским, а другие же видят в них влияние персидской культуры. Как бы то ни было, ковры выглядят превосходно. В них есть симметрия, ассиметрия, растения, а при окрашивании нитей используются исключительно природные компоненты.
Если бы этот стиль попросили описать несколькими словами, то можно было бы отметить, что это изделия с детально прорисованным орнаментальным рисунком. Фоновый цвет – красный и синий.
Но это не абстракционизм, ведь в каждом завитке заложен глубочайший смысл, сюжетность и образность, иногда поражающей своей сложностью и продуманностью. Чаще всего – это поэзия великих мыслителей Востока.
Исфахан
Один из центров, где собирались настоящие профессионалы своего дела, поэтому эти ковровые покрытия быстро обзавелись заслуженной славой в европейских странах. Детали узора прорабатывались настолько четко, что трудно было отличить ворсовую поверхность от настоящей картины.
На полотне можно было разглядеть все элементы в мельчайших подробностях благодаря остриженному ворсовому слою.
Естественно, такой подход и задавал конечную стоимость продукции, которую могли себе позволить лишь правящие династии или баснословно богатые вельможи.
Кум
Тканые произведения из Кума словно переливаются на солнце из-за добавления шелка, что заметно отличает их от других направлений. Если заказать полностью шелковый ковер, то, из-за сложности работы, придется выложить сумму в несколько раз большую, чем за шерстяной. Здесь могут создать и круглый коврик невероятной красоты.
Ведущая цветовая гамма – бежевый, слоновая кость, реже – зелень и бирюза. Орнаментальная часть контрастная и хорошо прочитывается.
Наин
Наиновые ковровые покрытия – это легкие, нежные хлопковые изделия, отличающиеся светлой цветовой гаммой и приятными оттенками зелени и синевы. Основа сюжета – это флористические узоры, переплетающиеся между собой в замысловатых рисунках.
Коврики из Наина больше всего напоминают ту классическую стилистику Персии, которую мы привыкли видеть на ковровых покрытиях. Те, кто предпочитает архаичную культуру стран Востока, точно не будут разочарованы.
Габе
Местность славится двусторонними «килимами» без основания, которые принадлежат к наиболее бюджетным вариантам. Рисованная часть большая, т.к. при грубом методе окраски не удается получить мелких и ровных деталей.
Такими ковриками украшаются дома жителей деревни, которые не могут позволить себе дорогую продукцию. Но даже эту добрую традицию здесь ревностно чтят, и бедные семьи обязательно стелют килимы.
Любопытный факт! Деятельность ткача на производстве ковров ручной работы осталась такой же, как и сотни лет назад. Весь процесс выполняется при помощи 3 инструментов – специальный нож, колотушка и массивные ножницы для обрезки узелков. И вот так, сидя за станком, четыре мастера могут ткать большое полотно несколько месяцев. Вот откуда берется такая высокая стоимость!
Ковер – это не просто мягкая подложка под ногами, единственная задача которой – сочетаться с интерьером. Нет, эти полотна пережили целые цивилизации и пронесли через сотни лет свою неповторимую самобытность. Во многом благодаря ним в нашем жилье ощущается тепло и уют, которые мы готовы разделить с родными и близкими людьми.
И в следующий раз, когда опустите взгляд на мягкое покрытие у себя под ногами, вспомните о той великой истории, которая дремлет в каждой маленькой ворсинке.
такие коврики делала моя бабушка тоже. И меня научила. Но ткацкого станка в Германии не сыщешь днём с огнём. Искала как то прялку, все базары обошла ( их здесь не мало), но нигде не нашла. Поэтому вяжу коврики крючком, в основном по кругу. Стелю в подвале и на терассе. Детям нравится.
Да леночка!!! Помню в своём детстве бабушка плела круглые, и овальные коврики со старой одежды, одежда нарезалась на ленточки, потом эти ленточки связывались друг к другу, потом сматывались в клубки, после этого из клубков плели коврики .
В моем детстве бабушка вязала крючком круглые коврики, а я резала ей ленты из старой одежды. Она и меня учила, да, видно, не дано мне с крючком подружиться)
Помню в детстве у нас были тканые половики, их хлопали и стирали. Хотела бы такие иметь на кухне, но не купить в наше время, а раньше стоили копейки.
И моя бабушка имела в доме такой ткацкий станок. Себе ткала, и на продажу немного. Ещё из лоскутков стегала жилетки, тоже на продажу, когда жили небогато. Даже цену помню: 3.50-за детскую жилетку и 5 рублей-за взрослую.
Было это в начале 70-х, и жилетки раскупались на ''УРА'', дальнобойщиками...
И моя бабушка ткала такие половички, и я тоже резала ремки. Жили не богато и эти половички очень долго, новыми хранились в рулонах, а потом обновлялись в доме. Да… очень теплые воспоминания. Сейчас почти такие же плету крючком, заповедь «ничего не выбрасывай» работает! спасибо Вам !
спасибо, интересно
Интересная статья получилась.
красота))))))))))спасибо!!!
У меня есть два половичка.Память о маме.Она для меня их ткала.как я попросила.Широкие однотонные полосы и между ними узкая цветная.Мамы нет уже 39 лет.а полвички я стелю на Пасху. У меня было их очень много.рулон и все раздала друзьям.знакомым.А эти две-только мои!!!!
Наташенька!!! У меня тоже от бабушки остались, она всем внукам подарила, сама лично ткала на старинном ручном станке, для меня это тоже большая ценная память о ней!!!!!
Спасибо!!! Да!!! А у наших детей таких ценностей не будет!!! Грустно!!
Спасибо!!! Очень позитивно!!!
Спасибо, очень интересно
У нас в семье никто не вязал… а мне очень хотелось научиться вязать… и мне было 9 лет я пошла к соседке бабушке Саре и попросила ее меня научить… тогда она меня и научила вязать и крючком и спицами… а дальше с годами я по журналам усовершенствовалась сама и тоже вязала раньше из тряпочек и чулков и гольфиков такие и круглые половички и сидушки на табуреточки и стулья...
А у меня сохранились два половика, берегу. И в Иране довелось побывать и посмотреть на ковры, и как их ткут, жалею что не купила, хотя бы небольшой.
Бабушки давно нет, а у меня еще живет ее тканый коврик. Так странно.
Руслан! Огромное спасибо за доставленное удовольствие просмотра картин и ковров. Вы все делаете с размахом, у Вас очень красивая душа !!!
Спасибо!