Муза и мастер: кто вдохновлял женщин-модернисток?
Муза есть у каждого мастера. Она вдохновляет, воодушевляет, подталкивает к созданию удивительных шедевров. А было так, что муза, окрыленная оригинальностью и уникальностью своего мастера, творила рядом с ним настоящие произведения искусства. Про случаи, когда знаменитые художники выступали в роли музы для своих возлюбленных, и поговорим.
Франсуаза и Пабло
Муз у мастера Пикассо (Pablo Picasso) было много, но никогда они не становились инициаторами расставания — художник первым делал шаг к разрыву. Франсуаза Жило (Françoise Gilot) — единственная женщина любвеобильного Пабло Пикассо, осмелившаяся уйти от живописца, не дожидаясь охлаждения чувств. 21-летняя Жило и 61-летний Пикассо познакомились в 1943 году, в ресторане Le Catalan. К тому моменту Франсуаза уже состоялась как художница и даже провела свою первую персональную выставку. Как отметили критики, во время одиннадцатилетнего любовного союза Пикассо питался эмоциями и силой своей музы Франсуазы, но оказалось, что и он для Жило служил мощным источником вдохновения. После расставания с импрессионистом Франсуаза издала книгу «Жизнь с Пикассо», которая в первый же год была продана тиражом в 1 миллион экземпляров.
Макс и Леонора
Музой мастера сюрреализма Макса Эрнста (Max Ernst) могла стать только яркая и необыкновенная женщина. Именно такой и была Леонора Каррингтон (Leonora Carrington), неукротимая бунтарка и талантливая художница из Британии. Ради любви к Максу Леонора бросила учебу в художественной академии и переехала в Париж, но творить продолжала — девушка создавала удивительные работы, а после переезда в Сен-Мартен-д’Ардеш даже попробовала себя в литературе. Они вдохновляли друг друга даже после расставания. Леонора подарила бывшему возлюбленному его портрет «Роскошная птица», а взамен получила «Леонору в утреннем свете».
Леонора Каррингтон. «Роскошная птица»
Камилла и Огюст
Она была вундеркиндом. С малых лет Камилла (Camille Claudel) бродила по лесам в поисках глины, которую затем очищала от мусора и превращала в уникальные и гениальные скульптуры. Взрослого и состоявшегося Огюста Родена (Auguste Rodin) раздражала сама мысль о том, что ему в помощницы предлагают какую-то незнакомую девочку, которая, по слухам, решается на смелые скульптурные эксперименты в роденовском духе. Но он все-таки согласился принять ее в подмастерья и не пожалел, ведь Камилла со временем стала его правой рукой, советчицей, музой и напарником. А затем и любовницей, с которой, впрочем, мастер не решился связать свою судьбу. При этом девушка успевала работать над собственными скульптурами, которые ни в качестве, ни в манере исполнения не отставали от работ учителя. Нужно отдать должное Огюсту Родену — скульптор, как мог, помогал своей ученице. Он познакомил Камиллу с художниками, скульпторами и коллекционерами, замолвил словечко перед критиками, но Клодель так и не увидела успеха, несмотря на несомненный талант. Последние годы жизни она провела в нищете, в психиатрической клинике в Монтедеверже.
Камилла Клодель. «Вальс»
интересно и познавательно!