Вышивка жемчугом на Руси
Вышивка жемчугом была на Руси необычайно популярным видом рукоделия, в котором русские мастерицы достигли невиданного совершенства.
Мастерские Кремля, 1672−1673 гг.
Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются десятым веком. Жемчуг считался исконно русским украшением. Богаты жемчугом были реки и озера русского севера. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Наши северные реки были так богаты жемчугом, что расшитые жемчугом праздничные наряды могли позволить себе даже обычные крестьянки. Путешественник барон Август фон Гакстгаузен в описании некоторых губерний, например, Нижегородской, сообщает, что «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин»!
До конца ХIХ века Россия занимала второе место в мире, после Индии, по экспорту речного жемчуга. Среди европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Российской империи.
Подольник фелони (часть церковного облачения), Мастерские Кремля, XVII в
Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.
Перед использованием жемчуг проходил обработку в несколько этапов. Жемчуг, только вынутый из раковин, твердеет не сразу и при затвердевании может потерять в качестве. Поэтому его подвергали так называемому «замариванию». Так этот процесс описывается в старинных книгах о ловле жемчуга: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием». После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». Затвердевший жемчуг зачастую дополнительно чистили и шлифовали. Затем с помощью сверл разного размера в жемчуге просверливались отверстия (порой толщиной в человеческий волос), но известно также, что еще не затвердевший жемчуг для вышивания могли просто проткнуть тонкой иголкой. На финальном этапе жемчуг сортировался по размеру.
Женский головной убор. Вологодская губерния XVIIIв.
«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе» (барон Гакстгаузен). Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.
Серебро, чеканка, гравировка, золочение, жемчужная риза. Москва, конец XVIII века.
Икона Иерусалимской Богоматери. Серебро, чеканка, гравировка, золочение, перегородчатая эмаль, жемчужная риза.
товарищество А.М. Постникова,Москва, 1892 г.
Серебро, чеканка, гравировка, золочение, перегородчатая эмаль, жемчужная риза. Москва, конец 1895 год, Антон Чеварзин.
Шитье жемчугом, иначе называвшееся «низанье», «саженье», считалось прерогативой женщин. Слава о русских мастерицах гремела даже за пределами страны. «В шитье, — писал шведский дворянин Петерей, — они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».
Cпрос на жемчужное шитье был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.
Кокошник XVIII. Олонецкая губерния
Кстати, в старину жемчужные украшения носили не только женщины, но и мужчины. Например, в летописи сказано, что князь Святослав носил одну сережку, украшенную жемчугом. А отец великого Дмитрия Донского передал сыну золотой пояс с каменьями и жемчужными украшениями.
Сапожок, вторая половина XVII века, Оружейная палата
Поручи (часть церковного облачения), вторая половина XVII в.
Поручи, Мастерские Кремля, 1672−1673 гг.
Жемчужины речные охотники искали в раковинах моллюсков, называемых перловками жемчугоносными, или европейскими жемчужницами, обитающими в проточных холодных водах ручьев и рек. Перловки водились далеко не в каждой реке, поэтому такие места необходимо было уметь находить. Чтобы запомнить место, ловцы делали пометки на деревьях, растущих на побережье. Добычу обычно проводили в июле-августе, поскольку в это время вода достигала максимальной температуры +13 °С. В более холодных и глубоких речках жемчужниц ловили с плотов, используя расщепленные на концах шесты. Кроме того, в арсенале ловцов были остроги и железные сачки. Ловцы ложились на плот и шарили щупом по дну. Из найденных раковин выбирали только кривые, горбатые и неровные. Именно в них зарождались драгоценные горошинки.
За лето ловец мог выловить жемчуга на 200-300 рублей, что по тем временам было немало. Самый лучший по размерам и цвету жемчуг добывали на Белом море у города Кемь. На городском гербе даже изображен жемчужный венок на голубом фоне.
Кокошник, Новгородская губ. Расшит речным жемчугом. Русский музей
Кокошник, 2-я половина 19 в, Псковская губерния
Кокошник. Речной жемчуг, перламутр, бисер, золотое шитье. Олонецкая губерния, XIX век. Русский музей
Сорока-женский головной убор. Курская Губерния XIХ в.
Повязка-девичий головной убор. Русский Север XVIII в.
В быту использовали не только жемчужины, но и раковины перловок. Из них изготавливали красивые перламутровые пуговицы, а также инкрустации для отделки различных вещей.
Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, жемчужные нити обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.
Саккос, Мастерские Кремля, 1696 г.
Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.
Стоит сказать, что бездумная и варварская добыча ценных жемчужниц в тридцатых годах XX века нанесла значительный урон природе. В ходе добычи на прионежском и карельском побережье скопились большие кучи раковин, поскольку все правила промысла были забыты. А о восстановлении популяции моллюсков вообще никто не заботился. Вскоре ареал обитания жемчужниц стал настолько небольшим, что добыча их стала не выгодна.
На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!
Спасибо! Недавно читала о бале в русском стиле, который устраивала Александра Федоровна. Для этого бала Зинаида Юсупова и сшила костюм, а к нему два кокошника. Она соперничала с Елизаветой Федоровной, которая возможно и не знала об этом соперничестве. Костюм Е.Ф. мне понравился больше. Кокошник А.Ф. был очень тяжёлым из-за обилия камней.
Читала) Бал знаменит еще и потому, что сохранилось много фотографий аристократок в русских костюмах с этого бала.
Мне очень нравится живописный портрет Зинаиды Юсуповой работы Константина Маковского. Вообще о ней сейчас много материалов можно найти в интернете. Совершенно незаурядная личность!
Была выпущена колода карт «Русский стиль», в которой дамы, короли и т.д. были «одеты» в одежду с этого бала. Императрица приказала фотографии сделать костюмов. Карты появились через 10 лет, к 300-летию дома Романовых. Карты такие я в детстве видела, а историю узнала недавно))))
Да-да, это очень известная история. А Вот и Зинаида Юсупова, как прототип дамы пик
Мне больше понравился костюм Е.Ф.))))) но история интересная.
Не задумывалась об этом. Мне нравятся все четыре дамы) Для полноты темы добавлю их в комментарий)
Великая княгиня Елизавета Фкдоровна
Княгиня Ксения Александровна
Графиня Александра Толстая
Как интересно! И как все это красиво!
Всегда в музеях обращала внимание на вышивку и золотое шитье. Особенно тонкая и изящная работа выходила из монастырских мастерских. Недаром есть понятие — монастырская вышивка
Очень красиво вышивают в Шамордино. Поразило, что вставляют очень интересно обычные брошки по «пять копеек», а смотрится красиво и органично.
Спасибо! Посмотрела. Не знала и таком рукоделии. Очень интересно.![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Я монастырь имела в виду. Там благостно, надо бы ещё раз съездить. История его создания интересна.
Спасибо! Очень познавательно и интересно.!
Нина, спасибо!
Можно рассматривать бесконечно, какой титанический труд!.. Очень интересный рассказ о добычи и обработке жемчуга.
Когда готовлю очередной топик, попутно нахожу много нового и интересного, чего и не знала раньше) Это я как раз про обработку жемчуга
Какие были мастерицы! Как искусно все расшито, вышито!
Обожаю рассматривать головные уборы. Есть настоящие шедевры. И попутно вспомнилось: мы в школьной самодеятельности танцевали русский танец. И сами делали и украшали кокошники — наклеивали блестяшки — истолченные елочные игрушки) Было весело)
Прочитав вчерашний топик, я еще и подумала о русском жемчуге. Ведь на Руси он был очень популярен и было его много. А сегодня такой приятный подарок — рассказ о русском жемчуге. Какими талантливыми были наши предки. Этот талант передался и нашим форумчанкам.![:inlove:](/static/smiles/inlove.gif)
Ирина, вы правы! Я иногда поражаюсь, какие красивые вещи умеют делать наши форумчане)
Спасибо! Плантации речного жемчуга в очень большом количестве находятся в Китае, а у нас после 17 года все рухнуло, не до жемчуга. Обидно, красота необыкновенная! Поздравляю Вас с наступившим новым годом, пусть все будет хорошо, здоровья!
Елена, спасибо! Поздравляю и Вас с Новым годом! Желаю счастья, здоровья, творческих успехов!