Фирма "Братья Грачевы" - ковши
К 1895 году мастерская, основанная Гавриилом Петровичем Грачевым, выросла в фирму «Братья Грачевы» с годовым оборотом 125 тыс. рублей, к этому времени на предприятии работало 87 человек. Ювелирная фирма братьев Грачевых выпукскала большой перечень серебряных изделий для церковных нужд. На начальном этапе деятельности фирмы это был основной объем продукции. К ассортименту этого рода всегда предъявлялись строгие требования к форме и декору. Так с годами выработался узнаваемый стиль ювелирной фирмы. Со временем объем изделий для светской публики увеличивался. Особенно было востребовано столовое серебро и сувенирная продукция: ковши, солонки, кубки, вазочки, настольная скульптура и т.д. Декор предметов для обычных клиентов носил отпечаток уже проверенного фирменного стиля, заслужившего многочисленные награды на российских и международных выставках. Лучше всего рассматривать образцы декора, которые предлагала фирма своим клиентам на примере декора ковшей. Петербургские мастера эмаль по скани использовали редко, в отличие от московских мастеров серебряного дела. Гораздо чаще применялась выемчатая и гильошированная эмаль. Перегородчаую эмаль использовали в виде узких орнаментальных лент или картушей, чаще всего на серебряном фоне.
Серебряный позолоченный ковш с фигурной ручкой, украшенный перегородчатой эмалью, длина 26 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1890 г.
Серебряный позолоченный ковш с фигурной ручкой, украшенный перегородчатой эмалью, длина 27,5 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1899-1904 гг.
Фигурная ручка, которую поддерживает голова мифической птицы, покрыта перегородчатой эмалью.
Серебряный позолоченный ковш с фигурной ручкой, украшенный чеканным орнаментом со стилизованными дельфинами, длина 23 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1885 г.
Серебряный позолоченный ковш с ручкой в виде картуша, украшенный перегородчатой эмалью, длина 35,3 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1890 г.
Плоская ручка-трилистник украшена орнаментом в виде картуша с бирюзовыми эмалевыми бусинами, и растительным узором в оттенках синего и зеленого.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный перегородчатой эмалью, приподнятый нос украшен изображением имперского орла, держащего державу, скипетр и лавровый венок и увенчанного императорской короной, длина 38 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1890 г.
Ковш традиционной формы, украшенной перегородчатой эмалью, гранатовым кабошоном и рублевой монетой Александра III, вмонтированной в дно ковша, длина 12,2 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
Серебряный позолоченный ковш в виде петуха, украшенный перегородчатой эмалью, длина 33,7 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1908-1917 гг.
Серебряный ковш, украшенный перегородчатой эмалью, длина 9,5 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1899-1904 гг.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный головой лошади, длина 34 см, фирма «Братья Грачевы», Санкт-Петербург, около 1899-1904 г.
Спасибо! Изящные вещицы! Вера, нам бы ликбез провести по разного вида эмалям, как думаете?
Наталия, спасибо! Я уже касалась вопросов технологии разных видов эмали в подборках по фабрике Овчинникова. Но это уже было давно. Можно повторить)
С удовольствием почитаю и сохрани!
Есть вещи с минимальным декором, но они столь изящны! Все ковши ХОРОШИ!
Вот согласна на сто процентов)
Спасибо! Как всегда любуешься красотой .
Каждый раз удивляюсь фантазии мастеров — столько разных форм и разных видов декора, просто бесконечный калейдоскоп)
Спасибо, Верочка, полюбовалась с удовольствием! Все ковши хороши, но мне больше нравится перегородчатая эмаль, там очень красивые сочетания красок !
Зоя, спасибо! После московских ярких золотых ковшей, этот стиль может показаться слишком скромным. Но это первое впечатление. Стоит приглядеться, и начинаешь проникаться сдержаной красотой этого стиля)