Филипп-Жозеф Брокар
Филипп-Жозеф Брокар (1831-1896), французский мастер стекольного дела и востоковед, родился в Ланс-Сен-Серве (Бельгия).
Свою карьеру он начал реставратором произведений искусства и антиквариата. Изучая старинные изделия древних сирийских мастеров-стеклодувов XIII-XIV века, украшенные полихромной эмалью и позолотой, он увлекся этой техникой. Его опыты увенчались успехом и в 1891 году он подал патент в Национальный институт промышленной собственности «На новый способ нанесения эмали на стекло и металлическую фольгу» (Патент № 215619).
Брокар увлекся эстетикой древнего Востока, он изучал узоры и орнаменты в музеях и мечетях и переносил их на свои вазы. Его стеклянные сосуды в арабском, индийском и персидском стиле на волне интереса европейцев к любой экзотике пользовалась большим спросом.
Достижения Брокара впоследствии успешно применяли в своих работах мастера стекольного дела эпохи модерна, такие как Эмиль Галле и другие мастера школы Нанси, стеклодувы завода Баккара.
Эмальерные работы Брокара были впервые продемонстрированы на Парижской выставке 1867 года. Его талант был отмечен золотой медалью на Всемирной выставке 1873 года в Вене. Общественное признание снова пришло на Парижской выставке 1874 года. На следующей парижской выставке 1878 года Брокар с Эмилем Галле заняли второе место.
Эмалированная стеклянная ваза в арабском стиле, высота 29 см, Брокар, Париж
Редкая эмалированная стеклянная чаша в персидском стиле на бронзовой позолоченной подставке, высота 29 см, Брокар, Париж, около 1878 г.
Пара стеклянных ваз, украшенных позолотой и эмалью, высота 41 см, Брокар, Париж, около 1885 г.
Стеклянный светильник для мечети, украшенный позолотой и эмалью, высота 55 см, Брокар, Париж, XIX век
Лампа для мечети, украшенная позолотой и эмалью, высота 36 см, Брокар, Париж, 1877 г.
Стеклянная ваза, украшенная позолотой и эмалью, высота 51 см, Брокар, Париж, около 1871 г.
Эта элегантная ваза с характерным приземистым телом и высокой тонкой шеей, скорее всего, предназначалась для Международной выставки 1871 года, проходившей в Лондоне в том же году, как указано на ножке рядом с подписью Брокара. Большая чаша той же даты, представленная на той же выставке, сейчас находится в Музее Орсе.
Со времени его первой выставки на Всемирной выставке, состоявшейся в Париже в 1867 году, слава Брокара росла, поскольку он получал призы и был представлен на всех крупнейших ярмарках второй половины XIX века.
Большая синяя стеклянная ваза, украшенная позолотой и эмалью, высота 30,5 см, Брокар, Париж, около 1870-1890 гг.
Стеклянная ваза в стиле мамлюков, украшенная позолотой и эмалью, высота 22,5 см, Брокар, Париж, XIX век
Стеклянная колба в персидском стиле, украшенная позолотой и эмалью, высота 18,6 см, Брокар, Париж, XIX век
Синяя стеклянная чаша, украшенная позолотой и эмалью, диаметр 30 см, Брокар, Париж, 1868 г.
Стеклянная тарелка в персидском стиле, украшенная эмалью, диаметр 25,4 см, Брокар, Париж, конец XIX века
Пара ваз из синего кобальтового стекла, украшенных эмалью, Брокар, Париж, около 1850 г.
Стеклянная ваза в стиле мамлюков, украшенная позолотой и эмалью, высота 32 см, Брокар, Париж, 1879 г.
Стеклянная ваза, украшенная позолотой и эмалью, высота 55,2 см, Брокар, Париж, конец XIX века
Стеклянный светильник для мечети, украшенный позолотой и эмалью, высота 55 см, Брокар, Париж, около 1870 г.
Пара сосудов из синего стекла в персидском стиле, украшенных эмалью и позолотой, Брокар, Париж, 1872 г.
Большой стеклянный кубок в персидском стиле, украшенных эмалью и позолотой, Брокар, Париж, около 1884 г.
Стеклянное блюдо, украшенное эмалью, Брокар, Париж, диаметр 33,7 см, около 1870-1880 гг.
Большой светильник в стиле мамлюков, украшенная позолотой и эмалью, Брокар, Париж, 1878 г.
Стеклянная чаша в персидском стиле, украшенная позолотой и эмалью, высота 32 см, Брокар, Париж, 1876 г.
Пара стеклянных ваз, украшенных позолотой и эмалью, высота 47 и 45 см, Брокар, Париж, конец XIX века
Двуручная стеклянная фляга в персидском стиле, украшенная позолотой и эмалью, Брокар, Париж, 1872 г.
Стеклянная ваза, украшенная позолотой и эмалью, Брокар, Париж, 1870 г.
Стеклянный сосуд в персидском стиле, украшенный позолотой и эмалью, высота 32 см, "Brocard à Paris" и "Giboin 65 XX", Париж, около 1870 г.
Стеклянное блюдо, украшенное позолотой и эмалью, Брокар, диаметр 33 см, Париж, 1869 г.
Стеклянная ваза в стиле мамлюков, украшенная позолотой и эмалью, Брокар, Париж, 1867 г.
Стеклянная ваза, украшенная позолотой и эмалью, высота 56 см, Брокар, Париж, 1876 г.
И снова ЗДОРОВО!!! Удивительно красиво. Интересно, как это сделано. На стекло не так просто делать какое-либо нанесение.
Когда-то давно, кто-то из взрослых называл ораву дворовых мальчишек мамлюками. Никогда не задумывалась, что это значит… а тут полезла в Википедию. Оказалось очень интересно. И снова, Вера, спасибо!
Спасибо, Татьяна! Эмали наносят на стекло, а потом запекают. Состав эмали сходен с составом стекла. Она спекается и создает прочное стойкое покрытие.
Про мамлюков я тоже справлялась в Википедии, хотя и знала, что это что-то восточное))
Спасибо, Вера! Вы сегодня «сим-сим, откройся»))) Столько чудесных сокровищ! Первый восторг изяществу форм, стилизация бесподобная, и это в стекле!!! Рисунок, цветовое решение — просто подношение Высшему Сознанию. И про мамлюков тоже посмотрела))).
Мелена, спасибо! Очень точное воспроизведение, даже арабская вязь читается
Да, это и поразило))) Ведь исторический прототип (скажем так) — это металл с чеканкой, а тут стекло — фантастика )))
Немного не так. Прототип — именно стекло, которое Брокар изучал. Это, например, лампы в мечетях.
Можно здесь есть аналог:
https://ru.abcdef.wiki/wiki/Islamic_glass
Спасибо, обязательно посмотрю, интересно. Я про кувшины имела ввиду — учитывая мамлюковый (мамлюцкий?), короче подвижный образ жизни — трудно представить стекло в историческом контексте))
Мамлюки, конечно, стекло не варили)) Думаю, тут терминология, которую используют на западе, обозначая примерную эпоху и территорию. У нас такой термин не используется. Я его процитировала как в источнике))
Тема-то, оказывается вообще мне неизвестная и настолько интересная!!! Кабы не войны, сколько прекрасного бы сохранилось в артефактах и передаче традиции в ремесле. А сейчас не разграблением, так цифровизацией изведут навык ручной художественной работы. Хоть поворчать по «высокому» поводу))).
Ручная работа, конечно уходит в прошлое, но без этого не обойтись. Иначе мы бы еще жили в пещерах и добывали огонь трением))
Вера, спасибо вам большое что знакомите нас с великолепным миром прекрасного.
Спасибо Вам, что читаете и даете позитивную обратную связь!
Какие добротные вазы, не скажешь что из стекла. Восточная сказка! Восток — дело тонкое, очень изысканные работы! Спасибо, Верочка за сказку !
Спасибо! Это вещи действительно переносят в арабские сказки))
За возможность созерцать такие превосходные работы мастеров своего дела! Всегда привлекал восток, в нём есть что-то таинственное и сказочное. А рисунки завораживают взгляд — хочется их смотреть и смотреть! Очень красиво!
Это все очарование «1000 и 1 ночи»