Габриэль Аржи-Руссо
Жозеф-Габриэль Руссо (1885-1953) – керамист и мастер стеклоделия, более известный как Габриэль Аржи-Руссо, родился во Франции в местечке Месле-ле-Видам. В 1902 году он поступил в Национальную школу Севра. Четыре года спустя Аржи-Руссо покинул школу с дипломом инженера-керамиста.
Самые известные его работы выполнены в технике «стеклянной пасты». Эта техника восходит к глубокой древности, но была надолго забыта. Интерес к ней возродился во Франции в последней четверти 19-го века. Первые опыты в создании художественного стекла в технике, которая теперь известна как pâte-de-verre сделали такие скульпторы и стеклоделы как Анри Кро, Франсуа Декоршмон и Жорж Депре. Именно в мастерской Анри Кро молодой скульптор Габриэль Аржи-Руссо познакомился с этой технологией и увлекся ею. Его первые работы между 1910 и 1920 годами были созданы под влиянием растительных и животных тем модерна.
Чаша «Рябина», высота 6,7 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1915 г.
Аржи-Руссо начал выставлять свои работы в Салоне французских художников в 1914 году в Париже. Критики и публика с энтузиазмом отреагировали на его дебют, признали оригинальность художника, своеобразие его работ и его необычайный талант в работе с малоизвестным материалом pâte de verre (стеклянная паста). Сам Аржи-Руссо считал, что «процесс создания 'pâte de verre', является самым художественным и самым личным из всех методов работы со стеклом и хрусталем, потому что он позволяет художнику легко передать все свои мысли».
Ваза «Фавны и нимфы», Габриэль Аржи-Руссо.
Между 1921 и 1931 годами Аржи-Руссо создал мастерскую Glass Paste Company Argy-Rousseau, которая выпускала очень красочные стеклянные изделия небольшими сериями. Он остался верен полихромным эффектам и цветочным мотивам ар-нуво, много экспериментировал, разработал мерцающие цвета (рубиново-красный, аметистовый, серый, темно-синий и т. д.), текстуры и мраморные эффекты. Аржи-Руссо изобрел новые процессы окрашивания поверхности путем нанесения оксидного порошка перед повторным обжигом при низкой температуре. Его работы выполнены, как правило, из стеклянной крошки, статуэтки, как правило, из хрустальной крошки.
Стеклянная статуэтка «Танцовщица», Габриэль Аржи-Руссо по модели Марселя Бурена, высота 30 см, около 1928 г.
В течение пятнадцати лет Габриэль Аржи-Руссо создал около 300 моделей, Изделия мастерской выпускались небольшими сериями: подвески и кулоны, вазы, лампы и ночники, а с 1928 года - высокохудожественные скульптуры (статуэтки и барельефы), выполненные в сотрудничестве с Марселем Буреном (1886-1948). Его стеклянные творения остаются одними из самых типичных и представительных образцов продукции в технике pâte-de-verre.
Стеклянная статуэтка «Papillon» (Бабочка), Габриэль Аржи-Руссо по модели Марселя Бурена, высота 25,7 см, около 1928 г.
В 1928 году Габриэль Арджи-Руссо поручил знаменитому скульптору Марселю-Андре Бурену разработать для него серию женских фигурок из стекла. Эта серия, созданная Буреном, включала дизайн под названием «Papillon», на котором изображена женщина-бабочка за мгновение до полета, ее крылья откинуты назад. Эта фигура напоминает знаменитую танцовщицу Лои Фуллер, которая покорила Европу своим красочным танцем «Papillon», который она исполняла с шелковыми шарфами, напоминающими взмахи крыльев.
Стеклянная статуэтка «JEUNESSE» (Молодость), Габриэль Аржи-Руссо по модели Марселя Бурена, высота 33,5 см, около 1928 г.
Стеклянная статуэтка «BAIGNEUSE» (Купальщица), Габриэль Аржи-Руссо по модели Марселя Бурена, высота 26 см, около 1928 г.
Экономический кризис 1929 года сильно сказался на бизнесе, и в 1931 году компания была окончательно распущена, но Аржи-Руссо продолжал создавать изделия из хрустальной пасты. Время от времени он выставлял, как например, в 1934 году, стеклянную посуду, украшенную драгоценными металлами. Его последняя выставка состоялась за год до его смерти.
Ваза «Пармская фиалка», высота 17 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1918 г.
Ваза «Ромбы и листья», высота 16 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1927 г.
Ваза «Арки», высота 17,5 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1925 г.
Ваза «Греческие музыканты», высота 25 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1928 г.
Ваза «Возлияния», высота 29,8 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1924 г.
Ваза «Львы», высота 22,2 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1926 г.
Ваза «Цветы персика», высота 14 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1920 г.
Ваза «Виноград», высота 9 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1926 г.
Ваза «Чертополох», высота 10 см, Габриэль Аржи-Руссо.
Чаша «Бабочка», высота 8,3 см, Габриэль Аржи-Руссо.
Чаша «Газель и цветы», высота 9,2 см, Габриэль Аржи-Руссо.
Ваза «Экзотические птицы», высота 15,5 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1930 г.
Ваза «Эвкалипт», Габриэль Аржи-Руссо.
Ваза «Рыбы», Габриэль Аржи-Руссо.
Ваза «Молодость», высота 14,5 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1932 г.
Ваза «Пауки и ежевика», Габриэль Аржи-Руссо, около 1920 г.
Ваза «Двойные цветы», высота 12,4 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1933 г.
Ваза «Хризантемы», высота 14,6 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1919 г.
Ваза «Примулы», высота 17 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1924 г.
Чаша «Плющ», высота 9 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1919 г.
Ваза «Ромашки», Габриэль Аржи-Руссо, около 1920 г.
Ваза «Краб в водорослях», высота 15,5 см, Габриэль Аржи-Руссо, около 1919 г.
Удивительная техника! Очень понравились вазы! Спасибо, Вера!
Техника редкая, хотя ее теперь используют для фьюзинга. Видела такой ролик))
Вера, это тоже интеренсо! Расскажете?
По фьюзингу я не мастер. Знаю только общие сведения))
А я и вообще ничего не знаю, надо посмотреть в интернете, очень красиво))))
Да, сейчас в этой технике работают некоторый хенд-мейдеры. Есть очень интересные вещи. Когда-нибудь сделаю такую подборку)
Какая скульптурная техника, объемная, художественная. Чтобы создать такое нужен большой талант!
В этой технологии много секретов, которые мастера строго охранали))
Новый мастер, новая техника! Какая оригинальность, какие фундаменталные вазы ! Я представила как Габриэль Аржи-Руссо замешивает тесто для своих работ из крошек стекла и хрусталя. А сколько мы выкидываем разбитого хрусталя, как бы ему это пригодилось.Шучу. Подборка очень интересная, удивительная. Спасибо, Верочка за истенное наслаждение.
Спасибо, Зоя! Здесь стекло должно быть специальное. Важен коэффициент расширения. Если смешать стекло с разным коэффициентом расширения, изделие растрескается))
Спасибо, Вера! Новая интересная и познавательная экскурсия в пространство Вдохновения и Красоты. Природные сюжеты всегда восхитительны ВСЕ — а «Пармская фиалка», рыбы и ромашки — прямое попадание в моё сердце )))
А еще в этой технике контур рисунка получается размытым, как в акварели. И каждое изделие выходит неповторимо индивидуальным, даже если делать их по одному образцу))
Да, именно так! Это как раз и запало )))
Спасибо.
Благодарю))
Да, техника, в которой выполнены вазы очень необычная. Глядя на эти произведения создаётся впечатление, что и цветы, и рыбки, и ягоды «внутри» стёкла кто-то «застеклил»…я в восторге! Верочка, спасибо за возможность « прикоснуться»взглядом к этой красоте и за знакомство с новыми художниками и мастерами
Спасибо, Ирина! Некоторые из этих ваз запекались несколько раз в два слоя. Вероятно, от этого и эффект объема. Кроме того, есть действительно объемные детали, их выпуклость подчеркивается цветом. Здесь много авторских находок и секретов)
Вера, спасибо за показ такой необыкновенной красоты!
Наталья, спасибо! В это же самое время еще несколько стеклоделов занимались этой техникой, но Руссо создал самые интересные работы в этой области)
Какая интересная техника. А цветовое исполнение! Очень необычный цвет статуэток, смотрятся шикарно! Покорили вазы «Пармская фиалка», «Цветы персика», «Рыбы», «Пауки и ежевика». А какая оригинальная ваза «Молодость»! Спасибо за очередную порцию красоты! Увидеть бы это в натуре!
В одном источнике говорилось, что Руссо выкладывал рисунок буквально по крупицам. В этой технике много секретов)
Интересно, есть ещё мастера, творящие в такой же технике?
да, эту технику используют, но не в массовом производстве. Видела ролик китайского мастера с элементами патэ-де-вер. И еще была тема по китайским чайникам. Там тоже используется современная разновидность патэ-де-вер в сочетании с техникой тающего воска. К этой теме еще вернемся)
И чего только ненапридумывают эти французы.
Да, им есть чем гордиться))