Малахит
Кто из нас не читал в детстве сказы про Хозяйку Медной горы, Данилу-мастера и каменный цветок, написанные Павлом Петровичем Бажовым и вдохновленные красотой Уральских гор и уральских самоцветов? Когда Данила-мастер ушёл к Хозяйке, его невеста Катя сама научилась камнерезному ремеслу, напилила бляшки и отнесла в город на продажу.
«— Ну-ко, покажи, с чем пришла? Катя и подала ему бляшку. Поглядел хозяин, потом на Катю уставился и говорит:
— У кого украла?
Кате, конечно, это обидно показалось. По-другому она заговорила:
— Какое твое право, не знаючи человека, эдак про него говорить? Гляди вот, если не слепой! У кого можно столько бляшек на один узор украсть? Ну-ко, скажи! — и высыпала на прилавок всю поделку.
Хозяин и мастера видят — верно, на один узор. И узор редкостный. Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица. Явственно видно и сделано чисто.» (П. Бажов. «Горный мастер»).
Так зачем нужны были такие бляшки? Дело в том, что крупные куски малахита встречаются крайне редко. Чаще всего малахит использовали именно в виде таких вот бляшек для облицовки предметов интерьера – от малахитовых колонн Зимнего дворца до настольных приборов и мелких поделок. Кроме того, красота структуры природных образований малахита, состоящая из слоев разных оттенков зеленого цвета, наилучшим образом раскрывается именно на срезах камня. Русские мастера научились составлять из таких срезов изумительные узоры, которые стали известны во всем мире как «русская мозаика». Чаще всего к качестве основы под русскую мозаику использовали более дешевый камень, такой как змеевик, на который наклеивали пластинки малахита, напиленные толщиной 1,5-4,0 мм.
Малахитовая тацца, диаметр 76 см, по проекту И. И. Гальберга, Россия, ок. 1825-30 гг.
Элегантный дизайн этой малахитовой таццы связан с работами Ивана Ивановича Гальберга (1782-1863), самого плодовитого дизайнера изделий из твердого камня в России. Работа выполнена в первые десятилетия 19 века, когда производство крупномасштабных объектов, подобных этому, только зарождалось.
Рисунок И.И. Гальберга, 1927 г., Государственный исторический архив, Санкт-Петербург.
В 1721 году Петр I основал первую в России гранильную мануфактуру и шлифовальную мельницу в Петергофе под Санкт-Петербургом, а в 1751 году в Екатеринбурге была основана Императорская гранильная фабрика. Изделия из малахита выпускали не только императорские, но и частные мастерские. Среди частных мастерских наиболее примечательна мастерская семьи Мадерни, которая выполнила отделку Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Мадерни, выходцы из Швейцарии, работали в Петербурге на протяжении XIX века. Многие работы этой мастерской из малахита украшают залы и лестницы Зимнего дворца. Ваза Медичи, купленная герцогом Вестминстерским в Санкт-Петербурге у Мадерни, в наше впемя находится в собрании Музея Виктории и Альберта.
Ваза Медичи из малахита, коллекция Музея V&A, Лондон. Название «ваза Медичи» или «кампана».- общее собирательное название ваз такой формы.
Образец малахита «бычьий глаз»., 33 х 28 х 12 см, Демократическая Республика Конго
Настольное украшение из малахита с микромозаикой, вероятно, работы Джакомо Рафаэлли (1753–1836), высота 30 см, около 1800 г., коллекция Музея V&A, Лондон.
Графин для вина из стекла в оправе из серебра с вставками из малахита, перламутра и римских монет, дизайн Уильяма Берджеса (1827-1881), серебряных дел мастер Иосия Мендельсон, высота 27,9 см, 1865-1866 гг., коллекция Музея V&A, Лондон.
Ваза из малахита Демидовской гранильной фабрики, высота 220 см с пьедесталом, около 1850 г., Королевская коллекция Великобритании, Лондон. Экспонировалась на Большой выставке 1851 года в Лондоне. Приобретена королевой Викторией и принцем Альбертом.
Сундук итальянской работы, облицованный малахитом, с агатовыми камеями, в оправе из позолоченной бронзы, длина 120 см, начало XIX века, Королевская коллекция Великобритании, Лондон.
Две малахитовые таццы, высота 22,5 см, Россия, середина XIX века.
Каминные часы «Амур и Психея» из золоченой бронзы с малахитом, высота 47 см, Россия, начало XIX века.
Пара декоративных кувшинов из малахита в позолоченной бронзовой оправе, Петергофская гранильная мануфактура, Россия, около 1830-1840 гг.
Бронзовая позолоченная статуэтка «Медведица с медвежонком» на малахитовой подставке, длина 14 см, Россия, конец XIX века.
Каминные часы архитектурной формы, облицованные малахитом, высота 32,5 см, Россия, конец XIX века.
Малахитовая табакерка в золотой оправе, длина 8,5 см, вероятно, Италия, около 1820 г.
Золотая табакерка с малахитовой камеей, украшенная бриллиантами, жемчугом и эмалью, длина 5,5 см, вероятно, Италия, около 1880 г.
Шкаф-витрина, облицованная малахитом, с опорами и накладками из позолоченной бронзы, высота 185 см, около 1860 г.
Фигурная чернильница из позолоченной бронзы на малахитовой подставке, в виде крестьянина, сидящего на пне у колодца, пьющего из ковша, высота 14 см, Россия, XIX век.
Пара итальянских ваз Медичи из позолоченной бронзы на малахитовом цоколе, высота 37 см, середина XIX века.
Бюро, облицованное малахитом, с позолоченной бронзой в стиле Людовика XV, компания G. Jetley, Лондон, конец XIX века.
Бонбоньерка из позолоченного серебра, украшенная мозаикой pietra dura с агатовой бабочкой на фоне малахита, длина 7 см, Phipps, Robinson & Phipps, Лондон, 1809 г.
Чернильница из позолоченной бронзы, облицованная малахитом, ширина 34 см, Россия, вторая половина XIX века.
Настольный гарнитур (чернильница, подставка для пера, шкатулка, бювар) из позолоченной бронзы с малахитом, вторая половина XIX века.
Письменный набор в стиле Людовика XV (чернильница, подставка для пера, шкатулка) из позолоченной бронзы и малахита, вторая половина XIX века.
Пара массивных французских малахитовых канделябров в оправе из позолоченной бронзы, высота 230 см, вторая половина XIX века.
Малахитовая табакерка с микромозаикой, изображающей сценку из итальянской народной жизни, в золотой оправе, Рим, XIX век.
Золотое ожерелье с малахитом, XIX век.
Две таццы из малахита на серебряных подставках, высота 37 см, Джанмария Буччеллати, Италия, XX век.
Вера, СПАСИБО! Как мне нравится малахит, его неповторимые рисунки, линии, прожилочки, изменения цвета...
Камень удивительный. Такой яркий природный цвет редко можно найти в природе. Вот потому-то так высоко и ценились самоцветы во все времена)
Вера, благодарю Вас за изумительный показ! Полюбовалась!
Наталья, спасибо! Камень изумительный. Жаль, что на Урале его уже не осталось. Но оптимисты не теряют надежды, что откроются новые месторождения)
Малахит выгребли подчистую, а скоро нефть с газом выгребете. Кровь в жилах должна стыть от такой перспективы.
Она и стынет
Какой красивый камень! Изумительные предметы роскоши! Как в музее побывала! Верочка, спасибо, что Вы несете добро и красоту в наш мир !
Зоя, спасибо! Есть у меня подборка и современных работ. В основном, это шкатулки. Но в подборке все это кажется однообразным. С работами 19 века не сравнить)
Люблю сказы Бажова. Наверное, поэтому мне и нравится малахит. Спасибо, вам, за рассказ и показ.
Спасибо. Наталья! Очень люблю Бажова, а еще Степана Писахова. Настоящая поэзия в прозе.
Вера, Писахова я не только читала, но и не слышала о нем(. Надо будет спросить в библиотеке.
Если помните мультик «Золотое кольцо» — это по его сказке. Бажов писал, вдохновляясь уральским фольклором, а Писахов — архангельским.
Да, да, помню и люблю эту сказку!
Спасибо, Вера! Люблю «горно-добывающую» тему — преодоления, приключения, в т.ч. современные (сейчас это уже больше «приправа» к экстремальному туризму) — и награда — самоцвет в природном виде )). ВСЕ изделия замечательны, а мой выбор сегодня — «бычий глаз» из Конго и итальянская табакерка )))
Табакерки — само собой, хороши. Но меня поразили большие работы — мебель, облицованная малахитом. А вообще тут трудно выбрать что-то лучшее)
Большие работы музейно-дворцового интерьера всегда впечатляют ))
Вера, необычайно красиво, спасибо что показали такую подборку.
Спасибо, Ирина! Такую красоту и показывать приятно)
Боже ж мой! Какая же это красота! Обожаю малахит
Но никогда не знала, что такая сложная работа с малахитом. Думала что вещи из единого камня, а там таааааак сделано. Это ж невероятный труд.