Солье – скандинавская брошь
Норвежская брошь-солье представляет собой пряжку с круглым отверстием посередине, с одной стороны которой прикреплен шип, который можно продеть сквозь ткань, чтобы прикрепить ее к одежде. Термин «солье» также используется для обозначения подобных украшений в Дании и Швеции. Солье были гоавным нагрудным украшением в норвежских народных костюмах, и их форма и символика имеют множество вариаций.
Солье работы Мариуса Хаммера (1847-1927) в составе национального костюма, из коллекции Нового Национального музея в Осло.
Солье из позолоченного серебра с филигранными подвесками, Мариус Хаммер, около 1910 г. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье-роза представляет собой брошь с шестью почковидными или кренделевидными фигурками, собранными в кольцо или венок. Солье-розы являются одной из самых древних разновидностей брошей и имеет форму, напоминающую романский орнамент XII века. Старинные броши-розы изготавливали из филигранного или литого серебра и медных сплавов. Филигранная работа вышла из моды в конце Средневековья, чтобы снова вернуться в конце 19 века.
Литое солье-роза из позолоченного серебра из Валле в Ост-Агдере. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Солье-роза из литого серебра из Нома в Телемарке. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Болесолье представляет собой объемную брошь с выпуклыми кружками, напаянными на круглую пластину. Старинные литые болесолье украшали изображениями животных, коронованных особ и растительными мотивами на нижней пластине. Вероятно, только в начале 1700-х годов начали делать болесолье с филигранью. Филигранное болесолье может содержать от 400 до 700 отдельных частей ручной работы. Болесолье были одними из самых дорогих брошей. В XVIII веке их цена доходила до 4 риксдалеров, что соответствовало стоимости хорошей коровы!
Мастер по серебру Кнут Хелле, работает над филигранной установкой деталей на болесолье, фото Кирре Греппа, 1959 г., Норвежский народный музей.
Литое позолоченное болесолье, изготовленное в Бергене в 16 веке, с изображением Христа и Марии в круглых медальонах, диаметр 9 см. В центре - Святой Олаф с топором в левой руке и с правой, протянутой вперед для благословения. Национальный музей в Копенгагене.
Болесолье с филигранью из позолоченного серебра (1914 г.), выполненное Эйвиндом Г. Твейтеном, Норвежский народный музей.
Эрландсолье — это брошь, которая состоит из филигранных элементов S-образной формы. Такие броши изначально были изготовлены мастером Сёреном Эрландом, жившим в XVIII веке.
Эрландсолье из серебра, купленная в 1878 году. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Глиббсолье – броши, украшенные масками людей или животных.
Глиббсолье из позолоченного серебра из Квама в Хордаланде. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Хорнсолье представляет собой брошь в виде кольца из толстой проволоки, к которой могут прикрепляться фигурки, филигранные украшения и подвесные заклепки или подвески «зерна ячменя». Хорнсолье также делаются с пластиной посередине и двумя шипами.
Хорнсолье из серебра с фигурками всадника и льва. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Хорнсолье из серебра с филигранью «зерна ячменя» и двумя шипами. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Слангесолье представляет собой брошь с узором из концентрических орнаментальных колец с шестью сквозными арками между двумя кольцами.
Хорнсолье из позолоченного серебра. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Трандейм-солье - одна из самых дорогих разновидностей брошей, богато украшенная филигранью, с одним или двумя шипами.
Трандейм-солье из позолоченного серебра. Фото Анне-Лизе Рейнсфельт, Норвежский народный музей.
Трандейм-солье из позолоченного серебра с двумя шипами, работа Эйвинда Г. Твейтена. Фото музея Вест-Телемарк.
Солье из позолоченного серебра XVI века, Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье из серебра, около 1650 г. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье из серебра неизвестного автора. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье XVI века из серебра с позолотой и филигранью. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье XVI века из серебра с позолотой. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье XVII века из серебра с позолотой. Новый Национальнвй музей, Осло.
Солье из серебра с позолотой, современная работа.
Солье из серебра с позолотой, автор Хильде Нёдтведт, современная работа. Фото Евы Браендт.
Спасибо, Вера! Полюбовалась!
Спасибо, Наталья!
Интересные украшения! Как Вы их откопали? Такое ощущение, что это не женские украшения. а украшения с мужской одежды, какие-то они брутальные
В старые времена их носили мужчины и женщины. А теперь это часть жкнского костюма и стали они намного красивее. Теперь это уже не застежка, а брошь. Зацепилась случайно за название. Мне оно показалось французским. Стала выяснять, как пишется на норвежском и наткнулась на музейные материалы))
Брошечки очень симпатичные, особенно понравилась последняя. Спасибо, Верочка за красоту !
Да, современные броши уже далеки от своих прародителей, намного роскошнее)
А мне нравятся норвежские брошки с круглыми подвесками. Очень хотелось купить себе такую красоту, когда была в Норвегии, но не хватило денег. Дорогая страна
Спасибо за фото. У меня в подборке достаточно много солье с подвесками, жто чисто скандинавское украшение. но я не стала их включать в статью. Подвески скрывают отличительные особенности разных вариантов этих брошей)
Спасибо, Вера! Очень интересно )) Как всегда в этнических промыслах символизм важнее. Поэтому, наверное, современная работа легче ложится на эстетические рецепторы)))
Мелена, спасибо! ПРоще говоря: " это интересно, но я бы не стала это носить". Полностью согласна)
Ой, как интересно и познавательно! Спасибо.
Спасибо, Нина! Очень приятно, что статья понравилась) не часто я забираюсь в скандинавские темы, уж очень они суровые
Согласна, суровые)). Но искусство во всем его разнообразии скандинавских стран нам мало ведомо, что несколько грустно, а Вы можете уменьшить наше невежество. За что спасибо.
Невежество — громко сказано) Никто не может знать все обо всем. Мне кажется, что увлеченного творчеством человека, или просто интересующегося посторонними вещами, нельзя назвать невежественным. Да и вряд ли этим форумом интересуются невежественные личности))
Ну, конечно, я не имела в виду, что здесь собираются невежественные люди)), мой комментарий подразумевал всего лишь неосведомленность, возможно только мою, именно об искусстве наших соседей с севера -северо-запада.
Ниночка, я так и поняла) извиняюсь за безапелляционную формулировку)) Не считаю себя таким уж просветителем) просто считаю эти топики тренировкой для мозгов)) Тысячу раз вам спасибо за позитивные комментарии
Очень познавательно!
Спасибо, Марина!
Очень интересно! Спасибо!
Лилия, спасибо!
Вера, спасибо! Я, конечно, замечала эти украшения, но ничего о них не знала. Очень интересно!
Да, за каждой вещью стоит история, часто очень интересная. Меня всегда интересовали эти маленькие тайны)
Собрала украшения бабушки, мамы, свекрови, все простенькое, но это же наше, семейное.Записали видео, когда у сына была. Там и сережки, которые дочка мне подарила, когда ей было лет 10. Хорошо получилось, душевно. А потом вспомнила историю, как сын кольцо для помолвки искал, покупал, тоже записали, там история тоже была.
Замечательно) Это так ми-ми-мило))) У меня тоже есть сережки, которые мне сын подарил примерно в таком же возрасте — одно из самых моих согревающих воспоминаний)
Да, самые дорогие подарки)) Хорошего дня, Вера!
Хорошего дня, Наталия!
Вера, спасибо за красоту и ликбез.
Спасибо, Люба!
Шикарная информация для расширения кругозора!
Людмила, спасибо, рада, что вам понравилось) на самом деле нашла еще много разной информации об этих брошках, но не стала перегружать статью)
Познавательно! Благодарю за новые знания!
Спасибо! Просто мои маленькие открытия)
Теперь и наши тоже)))
Отличная компания! Спасибо!
Вера, спасибо за красоту, новые знания. Это всегда интересно.
Люба, спасибо! Тогда сегодня будет новый топик))
СПАСИБО, ВЕРА! С Вами всегда интересно, и этот пост интересен!
Спасибо, Надежда! На скандинавских плащах я давно замечала такие заколки, да и в Латвии они присутствуют в национальной одежде. Но всегда есть нечто интересное, чего мы не знаем)