Сусальное золото Канадзавы
Канадзава - центр префектуры Исикава в Японии, славится мастерами по выделке золотой потали. Это традиционное японское ремесло украшает объекты Всемирного наследия: храм Кинкаку-дзи в Киото, храм Никко Тосёгу в Тотиги или зал Кондзики-до в Хираидзуми. Сорт сусального золота Канадзава составляет 98% внутреннего рынка сусального золота.
Храм Кинкаку-дзи в Киото
Храм Никко Тосёгу в Тотиги
Золотые украшения храма Никко Тосёгу в Тотиги
Хотя сусальное золото может быть толщиной всего 0,0001 мм, оно по-прежнему изготавливается вручную опытными мастерами, которые передают это традиционное японское ремесло из поколения в поколение. Сусальное золото также используется для украшения предметов обихода, таких как лаковая посуда Вадзима-нури.
Миска Обороцуки. Лак, золотой лист Канадзава.
История ремесла в регионе насчитывает более 700 лет, благодаря климату и качеству воды в этом районе, которые идеально подходили для производства сусального золота. Искусные специалисты по его выделке, известные своей выносливостью и мастерством, сделали Канадзаву золотой столицей Японии, каковой она и является по сей день.
Изысканный золотой лист Канадзавы издавна изготавливается путем ковки золота до толщины 0,0001–2,0 мм. С помощью этого метода из 2 граммов драгоценного металла можно было получить до 1,62 м² сусального золота. Чтобы отбить золото как можно тоньше, использовали должным образом подготовленную бумагу «ками-сикоми».
Процесс производства сусального золота Канадзавы можно условно разделить на этапы:
Kane-awase
Поскольку золото чистотой 99,99 % слишком мягкое, чтобы ему можно было придать в форму листа, и чтобы контролировать окончательный цвет продукта, в золото добавляют небольшое количество серебра и меди. Все три металла нагревают примерно до 1300°C и сплавляют вместе в тигле, после чего разливают в формы.
Nobe-gane
Затем смешанный слиток вытягивается в прокатной машине. Этот процесс повторяется около 20 раз, пока толщина металла не станет 0,02-0,03 мм. Затем полоска разрезается на квадраты по 6 см, называемые «коппе».
Zumi-uchi
Во время этого процесса коппе помещают между листами бумаги и проковывают в квадраты со стороной 12 см, которые называют «арагане». Затем арагане разрезают на четыре части и снова куют, чтобы получились квадраты со стороной 20 см, называемые «кодзю». Кодзю таким же образом разрезают на четыре части и перековывают в «одзю», которые снова куют и между листами специально подготовленной бумаги, пока они не превратятся в «увадзуми», которые имеют толщину около 0,003 мм.
Хики-ирэ
Во время этого процесса увадзуми разрезают на 12 квадратов, называемых «кома», которые по отдельности помещают между листами бумаги и куют до тех пор, пока они не станут толщиной 0,001–0,002 мм.
Учи-маэ
Полученный «дзуми» помещают между листами специальной бумаги и скрепляют с помощью барэна и прессуют в механическом прессе. После этого бумагу заменяют бумагой ками-сикоми, а сусальное золото проковывают до толщины 0,0001 мм.
Ками-сикоми представляет собой японскую бумагу для выделки сусального золота, которая является неотъемлемой частью этого процесса. Ее изготавливают путем замачивания обычной японской бумаги васи в смеси яиц, танина хурмы или золы, что делает бумагу более прочной. Качество ками-сикоми будет определять качество сусального золота. Опытные мастера знают, что с плохой бумагой хорошего сусального золота не сделаешь.
Нукисигото
На этом этапе сусальное золото прокладывают между листами японской бумаги в стопке, называемой «хиромонотё», а также проверяют качество листа. Для этого мастер использует бамбуковые палочки для еды, которые не накапливают электростатический заряди специальную бумагу «тэнгуцумэ». Поскольку сусальное золото имеет толщину всего 0,0001 мм, его легко повредить небольшим порывом ветра или электростатическим разрядом. Этот шаг требует очень деликатного обращения.
Haku-utsushi
На последнем этапе сусальное золото, помещенное в хиромонотё, обрезается по размеру с помощью бамбуковой рамы. В Японии существует четыре стандартных размера сусального золота: квадраты 10,9 см, 12,7 см, 15,8 см и 21,2 см. Мастер начинает с того, что держит раму левой рукой, берет лист сусального золота бамбуковыми палочками для еды, кладет его на режущее устройство и обрезает до одинакового размера. Затем сусальное золото помещается на лист японской бумаги и готово к использованию.
Все это для того, чтобы сделать всего один лист сусального золота. В настоящее время некоторые части процесса стали автоматизированными, но многие ремесленники продолжают производить сусальное золото, используя традиционные способы, что является высшим проявлением мастерства.
Кофейная чашка и блюдце шигараки, украшенные дизайном «Yuzen haku» с использованием сусального золота и серебра Канадзава.
Сусальное золото Канадзавы (Канадзава-хаку) может иметь разные оттенки. Это достигается путем добавления в сплав золота других металлов. Выпускается также серебряная и медная поталь.
Художественный потенциал сусального золота Канадзавы практически безграничен. Сегодня сусальное золото можно найти не только в святынях, храмах или на традиционных изделиях ручной работы. Он также используется в косметике, конфетах, съедобных начинках, архитектурных украшениях и многом другом.
Складной веер Chirashi Beauty Starry Sky Hoshizora, Хакуичи. С помощью специальной техники узор из сусального золота на этом веере был сделан в виде бесчисленных сияющих звезд, украшающих ночное небо.
Складной веер Beauty Kaigetsu, Хакуичи. Такие дорогие веера выпускаются в коробке из дерева павловнии, так как павловния обладает антибактериальными свойствами и впитывает влагу, поэтому ее часто используют для хранения кимоно.
Складной веер Chirashimi Galaxy Ginga, декорированный золотом Канадзава, Хакуичи. Современная работа.
Складной веер Chirashi Beauty Akikaze, декорированный золотом Канадзава, Хакуичи. Современная работа.
Настенное панно, декорированное золотом Канадзава, Хакуичи. Современная работа.
Ручка, декорированная золотом Канадзава, Хакуичи. Современная работа.
Стаканы, декорированные золотом Канадзава. Современная работа.
История обработки золота и других металлов в регионе Исикава начиналась с изготовления оружия, когда в 1604 году второй даймё Каги, Маэда Тошинага (1562–1614), пригласил мастера Гото Тикудзё из Киото для того, чтобы наладить местное производство. В период Эдо регион стал центром производства железных ружей, доспехов и снаряжения для лошадей. Эти предметы украшали серебром, золотом или другими металлами и сплавами. В XIX веке производство оружия сократилось, а мастера перешли на выпуск ваз, курильниц и других предметов интерьера, украшенных золотыми и серебряными инкрустациями. Художники по бронзе, в частности, продолжали свою работу, создавая такие изделия под эгидой новой компании – «Канадзава Доки Кайся» (Канадзавская бронзовая компания), основанной в 1877 году для производства предметов искусства на экспорт.
Пара бронзовых ваз с ручками в форме бабочек периода Мэйдзи (конец 19 века), инкрустированных двумя фигурными панелями с изображением ипомеи, трав, хризантем и стрекоз, выполненных золотом и серебром, изготовлено «Канадзавской бронзовой компанией префектуры Исикава в Великой императорской Японии», высота 36,7 см.
Пара бронзовых ваз периода Мэйдзи, инкрустированных резным золотом, серебром и медью, изготовлено «Канадзавской бронзовой компанией префектуры Исикава в Великой императорской Японии», высота 29,5 см, около 1884 г.
Эти вазы оформлены в архаичном псевдокитайском стиле с инкрустацией золотом, с ручками в виде фениксов, с орнаментом из стилизованных животных, найденных на древнекитайских бронзах, с экзотическими масками и с шестнадцатилепестковой императорской хризантемой, которая означает, что вазы были заказаны Императором. Бронза различается по цвету и текстуре, поскольку одна из ваз, по-видимому, была упакована в оригинальный ящик из дерева павловнии и до сих пор находится в первозданном виде, в то время как на другой появилась патина столетней экспозиции.
Древнекитайские узоры стали особенно популярными среди специалистов по текстилю, лакировщиков и рабочих по металлу в XIX веке после того, как коллекция предметов, принадлежавших императору Сёму, запечатанная в восьмом веке и известная как Сёсоин, стала доступной для публики во время правления императора Мэйдзи. Интерес к древнекитайскому искусству нашел отражение в декоре этих ваз.
Очень интересная информация! Я знала что сусальное золото изготавливается в ручную и между листами бумаги, на этом мои познания заканчивались. Вера, благодарю!
Спасибо, Ольга! Мне всегда любопытно узнавать, как творят волшебство настоящие мастера, и я всегда рада поделиться с теми, кому это тоже интересно)
Какая скрупулезная технология изготовления сусального золота. У японцев все особенное.Их трудно догнать по мастерству и ни с кем не спутаешь. Верочка, спасибо за очень интересный пост, очень много познавательного.
Зоя, спасибо! Мне кажется, что японцы обладают просто неисчерпаемыми запасами терпения. Для такой работы это просто необходимо. И, конечно, каждое дело оттачивают до совершенства)
Так точно)) Тишина, сосредоточенность и дзен. Кабы не комары и мошки можно было бы зависнуть на какой-нибудь теме)). Спасибо, Вера! я думала сбор жимолости — заявка на подвиг — ан нет))
Ой, мне тоже нужно ее собрать, но такая жара...
С 6-30 до 10 утра можно) У меня всё лето такой график)
Я тоже встаю рано)
Дзякуй за Вашу працу! Як заужды цiкава! Вельмi шмат пазнала неверагоднага пра злата i нават куды i як магчыма ужываць !
Спасибо, Людмила! Простые вещи могут оказаться ее так просты, когда о них узнаешь поближе)
Сколько терпения и любви к своему делу!!! И опять утонченные изделия, которые можно долго рассматривать, Спасибо
Спасибо, Наталия! Японцы умеют делать совершенные в своем минимализме вещи, как например, блюдо. Одна золотая апликация на коричневом фоне — и уже ничего не добавить — все сказано.
Спасибо, Вера, очень впечатлило описание процесса изготовления сусального золота и конечная толщина! Поражает и радует способность человека делать прекрасные вещи, видеть и радоваться красоте. Как же это важно!
Спасибо, Наталия! Тема японских ремесел очень увлекательна. В некоторых областях творчества им просто нет равных. В области металлообработки уж точно
спасибо, очень познавательно
Спасибо!
Все божественно элегантно, изящно, просто и ТАЛАНТЛИВО!
Вера, спасибо за новое!
Спасибо, Татьяна!
Какая трудоёмкая и ювелирная работа! Фантастика! Спасибо огромное, Вера, за такой подробный рассказ. Познавательно и очень интересно!!!
Да, мне самой было интересно. Нашла очень любопытный японский сайт, где много информации о японских ремеслах. Нужно будет в него заглядывать)
ВЕРА, СПАСИБО! ИНТЕРЕСНО! Знала, что процесс изготовления сусального золота трудоемкий, но, что на столько...
Спасибо, Надежда! В наше время делают сусальное золото и механизированным способом, но старые мастера гордятся этим ремеслом и сохраняют традиции ручной работы. Это — высший пилотаж