Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Болин - династия ювелиров
История шведской ювелирной фирмы WA Bolin тесно связана с Россией. Более 200 лет на протяжении шести поколений компания принадлежит одной семье. Болины состояли придворными ювелирами пяти русских царей и трех шведских королей.
Основатель фирмы – ювелир Кристоф-Андреас Рёмплер родом из Саксонии, прибыл в Петербург в 1790 году. Бриллиантовых дел мастер Рёмплер, впоследствии ставший оценщиком Кабинета Его Императорского Величества и придворным ювелиром при императорах Павле I и Александре I, принял российское подданство под именем Андрей Григорьевич в 1809 году. Кристоф-Андреас Рёмплер умер в 1826 году, однако дом ювелира остался во владении семьи, управление бизнесом перешло к его зятю – Готтлибу Эрнсту Яну, мужу его дочери Софии.
Другая часть этой истории началась в Швеции, когда судно капитана Йонаса Вильгельма Болина затонуло во время шторма в водах Ла-Манша вместе с капитаном, его старшим сыном Людвигом Фердинандом, командой и грузом в апреле 1831 года. Большая семья капитана Болина – жена и остальные одиннадцать детей, остались без средств. Один из его сыновей, бухгалтер по образованию, помогавший отцу в его бизнесе, Карл Эдуард Болин, вынужден был искать новую работу и решил попытать счастья в России. В том же году он отправился в Санкт-Перебург. В 1833 году он стал бухгалтером в фирме Рёмплера. Красивый, прекрасно воспитанный, образованный молодой человек сумел завоевать расположение семьи и любовь младшей дочери Рёмплера – красавицы Катерины-Эрнестины. Через год состоялась их свадьба.
Карл Эдуард Болин (1805—1864)
После женитьбы Карл Эдуард Болин вошел в управление бизнесом, а после смерти Яна в 1836 году Карл Эдуард взял на себя управление фирмой. У него совершенно не было опыта в ювелирной профессии, но он был трудолюбивым и талантливым предпринимателем, обладавшим как обаянием, так и дальновидностью. В 1839 Карл Болин получил звание придворного ювелира. а позже ювелирный дом изменил свое название на Bolin & Jahn (в честь партнера и шурина Готлиба Эрнста Яна). К середине XIX века компания была уже относительно крупным предприятием, а в мастерской работало около пятидесяти рабочих.
Звание придворного ювелира принесло компании заказы на изготовление эксклюзивных изделий и роскошных ювелирных украшений для царского двора и российской аристократии. Драгоценные камни высочайшего качества стали визитной карточкой фирмы Bolin & Jahn, сменившей название на Bolin около 1850 года. Престиж компании неуклонно повышался, ее известность шагнула за пределы России.
На Лондонской выставке 1851 года, первой из крупных мировых выставок промышленности и ремесел, украшения Болина привлекли большое внимание. В книге Кристофера Хобхауса «1851 год и Хрустальный дворец» говорится: «…русские драгоценности работы Болина были лучшими на выставке как по дизайну, так и по качеству».
Вслед за Карлом Эдуардом в 1836 году в Россию перебрался его младший брат – Хенрик (Андрей) Конрад (1818—1888), который стал правой рукой Карла. Когда встал вопрос о расширении компании, Хенрик переехал в Москву, где в совместно с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом основал знаменитую фирму «Английский магазин. Шанкс и Болин».
Хенрик (Андрей) Конрад Болин (1818—1888). Фотография 1850-х годов
Вся вторая половина XIX века была временем расцвета компании Болина. Магазин на Большой Морской, 10 в Петербурге, имел несколько этажей с красивыми салонами Знатных покупателей обслуживали в отдельных гостиных наверху. Большинство украшений выполнялось на заказ, зачастую это была переделка вышедших из моды старинных украшений с фамильными бриллиантами. После смерти Карла Эдуарда Болина в 1864 году дело перешло к его сыновьям Эдуарду и Густаву, которые сохранили звание придворных ювелиров и преумножили престиж компании.
Московский филиал перешел к сыну Хенрика Вильгельму (Василию Андреевичу) Болину, отсюда и название, которое закрепилось за ювелирным домом по сей день - W.A. Bolin.
Вильгельм был первым из семьи Болин, кто получил образование ювелира, изучая ювелирное мастерство в Париже, Лондоне и Амстердаме. Вильгельм наладил более тесное сотрудничество со своими двоюродными братьями Эдуардом и Густавом в Санкт-Петербурге и открыл новый магазин на Кузнецком мосту, улице, которая была и остается самым красивым деловым районом Москвы. Вильгельм был искусным ювелиром и талантливым предпринимателем. Его бизнес быстро расширялся и вскоре стал приносить такую же прибыль, как и головной магазин в Санкт-Петербурге. Он пригласил французских художников в Москву и открыл офисы в Париже, Лондоне и Берлине, открыл летний магазин в фешенебельном курортном городке Бад-Хомбург недалеко от Висбадена в Германии, где царская семья со всем своим двором проводила лето. В 1912 году Вильгельм Болин получил звание придворного ювелира.
Вильгельм (Василий Андреевич) Болин (1835—1924) с женой Марией Леопольдовной. Фотография 1890 года
С началом Первой мировой войны, Вильгельм Андреевич Болин, сохранивший шведское гражданство наряду с русским, смог перевести магазин из Бад-Хомбурга в безопасную Швецию, открыть ювелирную мастерскую и ювелирные салоны. Благодаря ему был спасен семейный ювелирный бизнес, переживший множество потрясений и утративший все имущество семьи, оставшееся в России.
Ювелирных изделий, созданных фирмой «Болин» для российского императорского дома сохранилось не так много. Коронные драгоценности зачастую разбирали, а камни использовали для создания новых украшений. Многие шедевры ювелирного искусства канули в водовороте войн и революций.
Императорская венчальная корона
Императорская венчальная корона, изготовленная фирмой Болина в 1884 году для свадьбы Великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Серебро, малиновый бархат, бриллианты. Корона простой шарообразной формы состоит из шести серебряных полос, увенчанных крестом, и инкрустирована примерно 1535 старинными бриллиантами.
Венчание Великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны
Императорские венчальные короны создавались для свадебных церемоний наиболее важных членов императорского дома Романовых, причем до 1884 года для каждой невесты создавалась своя корона, которая затем разбиралась, а бриллианты возвращались в Бриллиантовую комнату. Корона Елизаветы Федоровны была внесли в Опись предметов Бриллиантовой комнаты под № 369 в целом виде и в дальнейшем при венчаниях представителей дома Романовых пользовались только этой короной вплоть до 1908 года. Венчальная корона была частью традиционного «венчального набора», в который также входили: диадема-кокошник Марии Федоровны (надевалась вместе с короной), серьги в форме вишен, пряжка для платья и браслеты. Эти украшения, за исключением короны, находятся в экспозиции Алмазного фонда. В 1926 году корона, как «не представляющая художественной ценности», была продана за границу, и в настоящее время хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд (Вашингтон).
Елизавета Маврикиевна, супруга Великого князя Константина Константиновича, в свадебном наряде, с венчальной короной и бриллиантовой диадемой, 1884 г.
Императрица Александра надевала эту корону на свадьбе с Николаем II в 1894 году.
Диадема «Русская красавица»
Диадема «Русская красавица». Фото сделано около 1920 г.
Диадема в форме кокошника изготовлена фирмой Карла Эдуарда Болина по заказу императора Николая I для его жены Александры Федоровны в 1841 году из платины, бриллиантов и крупных каплевидных жемчужин. В 1920-е годы диадема, как и многие другие драгоценности императорского дома, была продана на Запад. Последней ее владелицей была Имельда Маркос, жена филиппинского диктатора. После его свержения диадема в числе прочих драгоценностей была конфискована государством. Правительство Филиппин изучает возможность продажи их на одном из аукционов.
В 1987 году группа советских художников и ювелиров (В. Николаев, В. Ситников, Г. Алексахин) создала копию «Русской красавицы» по сохранившимся изображениям, добившись почти полной идентичности. Реплика изготовлена из платины, украшена тысячей бриллиантов и 25 жемчужинами. Эта копия хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
Владимирская тиара
Владимирская тиара, созданная фирмой «Болин» в 1874 году, была свадебным подарком Великой княгине Марии Павловне Мекленбург-Шверинской (на фото) от ее супруга – Великого князя Владимира Александровича (по имени которого тиара и получила своё название).
После революции Мария Павловна покинула Россию. Деньги и драгоценности ей удалось вернуть при помощи британского дипломатического курьера Альберта Стопфорда, вынесшего их из тайника во Владимирском дворце в июле 1917 года и переправившего их в Лондон. Мария Павловна умерла в сентябре 1920 года, а диадему унаследовала ее дочь, греческая принцесса Елена Владимировна, которая вскоре продала ее своей родственнице королеве Великобритании Марии Текской.
Бриллиантовая тиара состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец; в центре каждого расположена подвеска из крупной каплевидной жемчужины. В 1924 году тиара была доработана ювелирами фирмы «Garrard & Сo» — жемчужины были сделаны съёмными, теперь их можно менять на висячие каплевидные изумруды. Тиару можно носить также без подвесок.
На этой фотографии Мария Текская во Владимирской тиаре (вариант с жемчугом).
Сейчас Владимирская тиара находится в личной коллекции королевы Елизаветы II.
Елизавета II во Владимирской тиаре (вариант с жемчугом)
Елизавета II во Владимирской тиаре (вариант без подвесок)
Изумрудная тиара Александры Федоровны
Тиара Александры Федоровны с изумрудами, созданная фирмой «Болин» в 1900 г.
В центре тиары – колумбийский изумруд весом 23 карата. Тиара была продана в 1920-е годы. Ее дальнейшая судьба неизвестна.
Портрет императрицы Александры Федоровны работы Н. Бодаревского, 1907 г.
Тиара графини де Торби,
Тиара графини де Торби, фирма «Болин», около 1890 г.
Тиара была создана для Софьи Николаевны Меренберг (1868-1927), графини де Торби, внучки А.С. Пушкина, по заказу ее мужа, Великого князя Михаила Михайловича. Брак Софьи Николаевны и Михаила Михайловича не был признан царской семьей, и супруги были вынуждены переехать в Англию. Тиара разбирается на шесть частей: серьги, три броши и колье. Тиара передавалась в семье по наследству вплоть до наших дней. В 2004 году тиара была выкуплена и вернулась в Россию в рамках проекта «Возвращение реликвии».
Софья Николаевна в свадебном платье
Вера, какой сегодня рассказ, просто бомба! Спасибо!!! Какая красота! Я даже голову гордо выпрямила, когда все это рассматривала, а вдруг и у меня на голове… Про последнюю тиару вопрос: известно, где она хранится и как разбирается? Пыталась представить, что из этого серьги, а что броши и колье?
Наталия, спасибо! Пыталась найти, как выглядит брошь в разобранном виде, но пока не нашла. В одном блоге написано, что почти каждый элемент может стать брошью, но не уверена, что это так. Там же сказано, что броши из состава короны использованы в свадебном наряде Софьи, опять же не нашла их на фото
Спасибо, жаль, конечно. А где хранится тиара?
Читала, что тиара выставлялась в Эрмитаже. А ват где она сейчас, не знаю. Пока не нашла сведений
А я сразу вспомнила фильм «Идеальный муж» с Яковлевым и Гурченко.
Это обычная ассоциация на украшения-трансформеры))
Сейчас прочитала у Лилии Кузнецовой описание тиары. У нее комплектация описана по-другому. Привожу цитату:
«Посетители Эрмитажа, видевшие диадему с рубинами в 2004 году, с трудом верили, когда им говорили, что восемь её частей при желании легко открепить от основы, превратив в пару серёг, пару застёжек браслетов, пару наверший шпилек, а также в кулон-брошь, напоминающий геральдическую лилию. Некоторые изображения в деталях рисунка намекали на генеалогические связи великокняжеской четы. Ведь другая брошь, располагающаяся в центре диадемы, была похожа на звезду высшего русского женского ордена Св. Екатерины, если бы на месте привычного круга с девизом не пламенел сердцевидный рубин. Сама же основа, лишённая снятых деталей, преобразовывалась в прелестное колье. Диадему, на которой виднеется чуть заметное клеймо, как и все работы петербургской фирмы Болин, отличают высокий уровень ювелирной работы, изящная закрепка камней, сложность монтировки и остроумное решение конструкции.»
Спасибо! Еще больше захотелось увидеть все в разобранном виде))) Хорошего дня, Вера!
Верочка, прочитала этот топик как захватывающий детектив на одном дыхании! Двухсотлетняя судьба семьи Болиных. Как со знанием дела организовал бизнес талантливый ювелир Вильгельм-Василий Алексеевич Болин. Какие красивые царицы, королевы, принцессы носили диадемы, тиары, изготовленные фирмой Болиных. Грация и красота этих женщин достойна бриллиантов, жемчугов и изумрудов. Спасибо, Верочка за историю, за фотографии, за Ваш труд.
Спасибо, Зоя! Жаль, что тиары вышли из моды. Любая женщина в таком украшении будет чувствовать себя королевой)) есть что-то очень притягательное в этих бриллиантовых коронах. Я видела английские королевские регалии в Тауэре — не могла отойти от этих витрин, хотелось разглядеть все до мельчайших деталей)
Да-а, королевской осанке ношение (пусть и кратковременное) такой красоты драгоценностей точно способствует)) — харизма и влияние возрастают многократно)). Спасибо, Вера! Интересны все истории ))
Спасибо, Мелена! Материалов по фирме много. Решила начать с самых знаменитых и роскошных изделий) И, конечно, интересны сами персоны, их надевавшие. А еще много московского серебра, хрусталя в серебре и т.д. Буду выкладывать потихоньку)
Верочка, спасибо!
Люба, спасибо и Вам!
Дух захватывает от такой красоты!
Спасибо, Людмила! Можно гордиться нашими предками) болин хоть и швед по происхождению, но мастера у него на фирме работали русские.
Вот мне интересно, кто решал о ценности короны… Обидно, что молодая советская власть так разбазаривала достояние страны
«и инкрустирована примерно 1535 старинными бриллиантами.» — это что-то запредельное...
Да, была комиссия, которая определяла, что продать, а что оставить. Теперь уж этих людей нет. Остается только сожалеть ...