Казанская
Доброго времени суток девочки-рукоделочки!
Вот и ноябрь, православная церковь 4 ноября празднует Казанскую икону Божьей Матери.
С покорением русскими Казани в 1550 году началось в ней распространение Христовой веры, но не без борьбы магометане уступили христианам. Много было трудов, усилий и печали первым просветителям неверных жителей Казани, которые всеми силами старались мешать распространению христианства и с ожесточением преследовали обращавшихся ко Христу. Много было пролито крови. Много было мучеников за веру во Христа. При первых пастырях Казанской церкви, святой Гурии и святой Герман, благодаря их близости к царю и особенным дарованиям,христианство быстро распространялось в Казани. Но, несмотря на их ревность, при их жизни вера Христова не могла окончательно победить магометанство. При приемниках же Гурия и Германа, часто сменявшихся и не имевших ни таких дарований, как Гурий и Герман, ни близости к царю,- успехи христианства стали заметно ослабевать. Через 20 лет по смерти Германа митрополит Гермоген, вступив в управление казанскою паствою, жаловался царю Фёдору Ивановичу на усиление магометанства в ущерб православию. Теперь по премудрому изволению Господа в Казани явилась икона Богоматери, которая прославилась множеством чудес, возвысивших христианство даже в глазах магометан и заставлявших каждого невольно видеть в христианстве силу Божию.
В 1579 году в Казани был страшный пожар. Начался он близ церкви святого Николая Тульского, истребил часть города, расположенную подле Кремля, и окрестные посады, наконец перешёл в Кремль и половину его обратил в пепел. Великое это было несчастье для православных; но они с кротостию перенесли его и начали снова строить дома и церкви. Для неверных же это несчастие послужило новым оружием против христиан. Они, думая, что Господь прогневался за распространение христианства, ещё с большим ожесточением начали преследовать христиан. "И вера Христова,- говорит летописец,- сделалась притчею и поруганием." Но Господь не допустил врагам святой веры надругаться над нею и показал Свою милость рабам Своим. Где теперь находится церковь Казанского монастыря, стоял дом одного стрельца, который также сгорел. Когда стрелец задумал выстроить новый дом, его десятилетней дочери Матроне начала во сне являться икона Божьей Матери.
В первый раз Пресвятая Богородица сказала отроковице, что её икона находиться в земле там, где был дом её родителей, и повелела об этом объявить архиепископу и воеводам. Девочка сначала боялась рассказать о своём видении, но потом сказала о нём матери. Но мать, женщина простая и занятая работаю, не обратила внимания на её рассказ.
Икона опять явилась девочке, приказывая рассказать бывшее ей явление без сомнения и страха. Матрона рассказала о своём видении матери и с этих пор часто о нём говорила. Но мать и теперь не обратила внимания.
Наконец,икона явилась Матроне в третий раз. Это было так: однажды ночью во время сна Матрона была чудесною силою перенесена на середину двора и здесь увидела икону Пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи, столь грозные, что девочка боялась быть ими сожжённою. Испуганная девочка услыхала голос: "Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте-но ты погибнешь". Поражённая ужасом, девочка упала на землю и долго лежала, как мёртвая. Придя в себя, она позвала мать и со слезами просила её поскорее объявить о её видениях архиепископу и воеводам. Мать вместе с нею пошла к градоначальникам. Девочка подробно им рассказала свои сны, но те не только не поверили ей, а даже посмеялись над рассказчицею; со слезами вышли они от воевод и пошли к архиепископу. Девочка и здесь повторила тоже, на и архиепископ, неизвестно почему, так же не поверил.
Возвратившись домой, мать девочки начала рыть землю; к ней вскоре присоединились и другие, но не находили иконы. Тогда Матрона, взяв заступ, начала копать там, где была печь в сгоревшем доме. Скоро к её радости показалась икона Богоматери с Превечным Младенцем, завёрнутая в кусок сукна.
Эта икона, оказалась, была список с иконы Одигитрии: была совсем новая, свежая, как будто только что написана. Но кто и когда зарыл её в землю, неизвестно. Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по всему городу и множество народа собралось к месту её явления. Архиепископ и воеводы, так же прибывшие сюда, со слезами просили у Богоматери пред явленною иконою прощения в своём неверии.
Икона была отнесена в ближайшую церковь и после молебна с торжеством перенесена в Благовещенский собор; и на пути явила первое чудо: слепец Иосиф, три года ничего не видевший, прозрел; другой слепец Никита, получил исцеление по прибытии иконы в собор.
Чудотворения от святой иконы Казанской начались исцелением слепых так же, как и чудотворения от иконы Одигитрии, с которой была списана новоявленная икона, начались исцелением двух слепцов в Константинополе, которым Божья Матерь во сне повелела идти во Влахернскую церковь, где они и исцелились. Замечательно, что при Казанской иконе ни от одной болезни не получали так часто исцеление, как от слепоты. Это преимущественное целение слепоты телесной служит знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом многих, омрачённых слепотою магометанского лжеучения.
На другой день в соборном храме была отслужена литургия. Архиепископ и воеводы, сняв список с новоявленной иконы и описав обретённые её чудеса, отправили в Москву к царю Иоанну Васильевичу Грозному.
Царь приказал на месте явления иконы построить церковь, устроить здесь женский монастырь и поставить икону. Матрона, нашедшая святыню, постриглась под именем Марфы, была первою инокинею, а потом настоятельницею монастыря.
Чудотворную икону Казанской Божьей Матери до 1612 года почитали только в Казани и праздновали ей 8/21 июля в день её обретения.
Второе празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери было установлено в 1612 году 22 октября/ 04 ноября в память освобождения русской земли от поляков. Тяжкое время тогда было для России. Род царей прекратился; наступило междуцарствие, вследствие чего были беспорядки и расстройство во всём государстве, совершались безнаказанно грабежи и убийства. К этому ещё присоединилось другое несчастие. Многими русскими городами овладели поляки- заняли и Москву, а шведы -Новгород. Те и другие хотели дать России своего царя; между тем в Астрахани стоял самозванец. К Москве стали собираться русские ополчения; также пришло ополчение из Казани и принесло с собою список с чудотворной иконы Казанской. Сюда же прибыло ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, под начальством князя Пожарского. Ратники взяли с собою икону и постоянно просили её о помощи, Пресвятая Владычица взяла под Свой покров это ополчение и верных сынов России.
По иконографическому типу это Одигитрия, то есть "Путеводительница". На иконе изображены Богоматерь с отроком Иисусом, которого она держит на левой руке. Взоры Марии и Спасителя направлены не друг на друга, а на молящихся.
К этому же иконографическому типу относятся многие почитаемые иконы : Иверская, Тихвинская, Смоленская и другие. Но у Казанской Богородицы есть существенные отличия:это не поясной, а оплечный образ, так что указывающий на Божественного отпрыска руки Марии не видно. Стоит обратить внимание и на то, что Иисус не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием. Списки иконы могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.
Молитва Пресвятой Богородице перед Её иконой "Казанская"
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною и чудотворною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мата,Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдёт, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иные помощи,не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница: избави же и всех, с верою к Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешении, да вси, благодарне воспивающе величия и милости Твоя, являемый над нами зде на земли сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Храм иконы Казанской Божьей Матери в Омске.
Две монахини.
Начало основания Казанского женского монастыря восходит к 1898 году. В тот год монахини Екатерина Александровна Волкова(дочь священника) и Анна Алексеевна Толмачёва, насельницы Сурского Иоанна-Богословского монастыря Архангельской епархии, прослышали, что под Омском есть озеро с целебной грязью. Страдавшие разными недугами, они обратились за советом к Иоанну Кронштадтскому. Всероссийский пастырь благословил их на поездку в далёкую Сибирь и снабдил деньгами. Неблизким было путешествие. Омский климат и грязевые ванны исцелили немощных странниц, поэтому они решили обосноваться под Омском, в двух верстах от целебного озера, грязь которого поправила здоровье благочестивых путниц.
Сестры во Христе решили основать в этих местах женскую общину. Заручившись документальной поддержкой местных казаков о выделении под устройство общины четырёх десятин земли, они обратились с прошением к епископу Омскому и Семипалатинскому Сергею, датированным 16 октября 1902 года, об учреждении Казанской женской общины. Наряду с этим прошением монахини составили и другое. В нём просили епископа Сергия выдать на имя Анны Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пользу создаваемой общины. Однако Омская духовная консистория первоначально отказала им. Главным аргументами послужило то, что сестры не местные и денег на строительство и содержание общины нет. Получив этот нерадостный ответ, монахини не оставили свою идею. Начались поиски жертвователей и благотворителей. Первыми, кто выразил готовность внести посильную лепту при условии учреждения и строительства монастыря, оказались: омский священник Аполлон Волков(240 руб.), шадринский купец Николай Яковлевич Смирнов(300 сосен на строительство и 2000 руб.), купец Колмогоров(пожертвовавший лес на сумму 250 руб.) и чиновник Буторин(200 десятин земли).
Помимо этого устроительницы смогли собрать ещё 5125 руб. И вот 12 августа 1903 года они выходят к епископу Сергию со вторичным ходатайством. Теперь уже просят освятить место под монастырь, разрешить приступить к строительству храма и собирать сестринскую общину. Омская духовная консистория сделала запрос в место последнего жительства обеих устроительний- в Иоанновский Санкт-Петербургский монастырь. Настоятельница ответила, что рясофорными эти послушницы не были, что дурного поведения и поступков за ними не водилось. И вот наконец 10 декабря 1903 года последовало долгожданное разрешение.
Первым на отведённом участке был построен двухэтажный корпус с домовой церковью, где размещались сестры и члены общины. Строительство его завершилось в 1905 году. Фундамент будущего каменного Казанского храма на 500 прихожан был заложен в феврале 1911 года. Работы были начаты на пожертвования местных жителей и вдовы петербургского генерала Людмилы Головесовой. В качестве основы проекта был выбран типовой храм № 15 из сборника 1899 года Но местный архитектор изменил размер трапезной, сделав её более вместительной. Апсида, как и оба предела имеют пятигранную форму. Вершиной храма является высоко поднятый барабан с прорезными окнами и шлемовидным куполом. Над входом в храм высилась шатровая колокольня. Декоративные элементы выполнены в псевдорусском стиле, над арочными проёмами возвышаются кокошники, их поддерживают полуколонны. На фасадах декоративные элементы из лекального красного кирпича, нишки и выступающие пояски.
В марте 1912 года община была обращена в женский монастырь в честь Казанской иконы Божьей Матери. На тот момент в монастыре проживали 3 монахини и 115 послушниц. Монастырь занимался образовательно-просветительской деятельностью среди местного населения, работала церковно-приходская школа, в которой обучались 22 мальчика и 22 девочки. Они занимались живописью, музыкой, иконописью. Монахини оказывали медицинскую помощь жителям близлежащего посёлка, выполняли заказы по вышивке для модного дома М.А. Шаниной.
В 1915 году местное управление выделило монастырю ещё 300 десятин земли, было закончено строительство храма, который 1 июля 1916года осветил епископ Сильвестр Омский.
В конце 1919 года монастырь закрыли и разместили первую в Омской губернии детскую трудовую коммуну имени Антона Валека. И только в1989 году здание храма признано памятником истории и культуры местного значения. 21 ноября 1994 года святейший патриарх Алексий благословил воссоздание Казанского монастыря. А 3 декабря последовало постановление Священного синода об открытии в Омске Казанскоко монастыря. Духовником возраждённой обители явился бессменный настоятель храма с момента передачи его верующим протоирей Иоанн Бабяк. В монастыре совершается постриг монахинь. Для насельниц устроены кельи. Монахини несут послушание в доме престарелых и в больнице.
С 1998 года организована воскресная школа для детей и взрослых, содержится на церковные деньги. В храме 180 икон, перед Казанской Божье Матери горит день и ночь негасимая лампада; некоторые иконы подарены прихожанами. Рядом с церковью установлен памятник всем монахиням Казанского женского монастыря, погибшим и пострадавшим в советское лихолетье, их имена высечены на основании стелы.
Икона Казанской Божьей Матери.
Под каждой иконой напечатанный текст молитвы.
Спасибо всем заглянувшим. Светлого вам праздника.
Спасибо, Галина за очень интересный и познавательный пост. Я Вас тоже поздравляю с Днем Иконы Казанской Божьей Матери. Желаю здоровья и всего доброго и светлого.
Спасибо Зоя!
Спасибо за пост!
Вам, Наталья спасибо !