Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

галина (Галина)
галина (Галина)
2022-11-13 15:20:43
Рейтинг: 7495
Комментариев: 2567
Топиков: 166
На сайте с: 08.10.2016
Подписаться

                                Доброго времени суток девочки рукоделочки!

         Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси православная церковь празднует 14 ноября.

В грамоте девятого века из Новгорода есть упоминание Козмодемьяна, именно так воспринимали жители древней Руси двух братьев-святых, как нераздельное целое. Кузьма и Демьян-вот так зазвучали русифицированные имена врачей-чудотворцев Косьмы и Дамиана.

        В традиции Православной Церкви почитание трёх двоиц, трёх пар святых с именами Косьма и Дамиан. Асийские чудотворцы и бессребреники, Римские безмездные врачи, Аравийские святые братья, исцелявшие именем Христа.

        Асийские братья-14 ноября, "зимние кузьминки".

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                     Асийские чудотворцы родом из Малой Азии, жили они не позднее 4 века;известно, что отец их был язычником, мать христианкой. Преподобная Феодотия Асийская почитается церковью вместе со своими сыновьями, именно мать наставляла их в вере, она же отдала в учение благочестивому врачу.

                      В Евангелии Христос повелевал Своим ученикам:

"Болящия исцеляйте, прокажённыя очищайте, мёртвыя воскрешайте,бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите"(Мф. 10,8).

Братья восприняли евангельскую мудрость, как основу жизни. Вначале Косьма и Дамиан овладели врачебным искусством, а позднее приняли от Господа особый дар-исцелять благодатью Божией. Потому Косьма и Дамиан не только не брали платы за исцеление, но и благодарность больных обращали к Господу.

                     "Блажен, иже скоты милует"(Прит.12,10).

Чудотворцы прославились не только бескорыстной помощью людям, но и исцелением животных. Однажды они помогли верблюду, который погибал в пустыне.

Бессребреники Косьма и Дамиан всю жизнь провели в служении ближним. И упокоится им предстояло в одной могиле. На склоне земных дней произошла между братьями размолвка. Исцелённая чудотворцами Палладия принесла в дар Дамиану три куриных яйца, и тот принял их в честь Святой Троицы. Косьма, узнав о том, что брат якобы нарушил обет, завещал похоронить его отдельно; той же ночью Косьма получил вразумление от Господа, о том, что ему не следует обвинять брата в стяжательстве, т. к. тот принял дар только во имя Божие; но Косьма не сказал ни кому о своём видении. Когда и Дамиан упокоился миром, возникло недоумение. как похоронить братьев.

                      И случилось чудо: заговорил человеческим голосом верблюд, когда-то исцелённый чудотворцами, и поведал о случившемся. Братья были погребены в одной раке.

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                                   Римские мученики-14 июля,"летние кузьминки"

Бессребрениками были и мученики Косьма и Дамиан, жившие в Риме. Родные братья были воспитаны родителями- христианами и отданы в учение к лекарю. За благочестие и целомудренную жизнь братья получили от Господа дар исцеления.

Гнев римских властей вызвало то, что бессребреники многих обращали к вере, братьев любили и почитали. Когда стало известно, что их ищут солдаты, чудотворцев спрятали в надёжное место. Но, когда вместо Космы и Дамиана были схвачены другие христиане, братья добровольно отдали себя в руки властей.

Известна приблизительно дата их кончины-283-285 гг. Это время правления императора Марка Аврелия Каина, но не его суд привёл к гибели братьев. Известно, что император был поражён внезапной болезнью за преследование святых врачей и только по их молитвам исцелился. Карин отпустил братьев с миром, но старый лекарь, учитель Косьмы и Дамиана, был помрачён завистью, он заманил братьев в горы и там убил.

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                             Аравийские братья-30 октября.

Только силою Христовой и верой исцеляли страждущих Косьма и Дамиан Аравийские, почти современники Римским мученикам. В царствование Диоклетиана и Максимиана игемон Киликии призвал врачей-чудотворцев на суд и обвинил в волховании.

Братьев бросали в море и в огонь, поражали стрелами и камнями, но ничто не могло повредить Дамиану и Косьме.Тогда игемон приказал усечь их мечом. Вместе братьями были обезглавлены погребены ещё трое мучеников- Леонтий, Анфим и Евторпий, тоже братья.

                            Святых братьев почитали на Руси, как бессребреников-врачей и верили, что Кузьма и Демьян помогают в крестьянском труде. Летние и осенние "кузьминки"- покос и встреча зимы; и это не отголоски язычества, а вера в молитвенную помощь святых братьев в повседневных трудах.

Божьи кузнецы- так называли Кузьму и Демьяна, и кузнецы считали их своими святыми покровителями; верили,что святые помогают учению, не только детей грамоте, но и книжному учению.

Святым Косме и Дамиану посвящено множество монастырей, мужских и женских, множество хамов в России и за границей, где святых также почитают.

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                               Кузьминки-об осени одни поминки. Кузьминки-встреча зимы.

Демьянов путь- не путь, а только перепутье. Кузьма-Демьян- кузнец куёт лёд на земле и на водах. Закуёт Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать. Козьма-Демьян с гвоздём, Никола с мостом. Козьма закуёт, а Михайло раскуёт(часто 21 ноября случается оттепель).

                               Кузьма и Демьян- рукомесленники, покровители ремёсел, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины в плотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше:

                               -Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними.

-На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням(жёнам помещиков) кур, а те  в ответ их одаривали лентами. Таких "челобитных кур" было принято содержать в почёте- кормить овсом, ячменём и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

В день, когда празднуется память этих святых в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, "отведать которую приглашают и святых угодников:

-Кузьма-Демьян,- говорят крестьяне, усаживаясь за трапезу,- приходите к нам кашу хлебать!"

В Курской губернии "наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы "птица водилась". Трапеза в здешних местах сопровождается специальной молитвой: "Кузьма-Демьян-сребреница!  Зароди, Господи, чтобы писклятки водились". Наблюдают так же, чтобы за трапезой не ломали кости, а то цыплята будут уродливые".

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

На Козмодемьяна курицу на стол(Тамбовская губерния). Курицу на стол, цыплёнка попу.

С этого дня бьют кур на продажу.

Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.

Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.

"В некоторых местах существует обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Кузьмы и Демьяна, как бы хозяйкой дома, она приготавливает для семьи кушанья и угощает всех, причём в качестве почётного угощения подаётся куриная лапша".

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                     На три дня Кузьминок девушки снимали помещение(если ещё не начинались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома, что либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали запасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество.

                    "Полно девкам чужое пиво варить, пора своё затевать",- говорили, имея ввиду девушек на выданье. Кузьминки продолжались "до света", причём парни, расправившись с приготовленным кушаньем, отправлялись воровать соседских кур. "К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка."

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

                  В Пензенской и некоторых других губерниях существовал обычай в Кузьминки устраивать "похороны Кузьмы-Демьяна". К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову. Опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание- женили Кузьму на одной из девиц, затем его клали на носилки и утаскивали в лес, поле. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали её.

                В избе молодёжь не ограничивалась угощением, пиршеством, звучали песни и разыгрывались так называемые "поцелуйные" игры.

                                              "Подушечка"

Играющие составляют круг. Кто-либо один входит в круг и во время песни выбирает из круга девушку, №пляшет с ней, оставляет в середине, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня".

                                              Подушечка, подушечка, да ты пуховая.

                                              Молодушка, молодушка, да ты молодая.

                                              Кого люблю, кого люблю, того поцелую.

                                              Пуховую подушечку тому подарую.(Омская губерния)

                                                   "Прялица"

Играющие стоят кругом и поют:

                                              Прялица кокорица моя, с горя выброшу на улицу тебя,

                                              Стану прясть и попрядовать, на беседушку поглядывать.

                                              Во беседы нет весельица, моя милая не осердится.

                                              Моя милая по дорожке шла, черноброва барабан нашла.

                                              Она била, барабанила, из-за лесу парня манила,

                                              Из-за лесу, лесу тёмненька, из-за садику зелёненька.

Во время песни в кругу парень с девушкой быстро вертятся в одну и в другую сторону, потом целуются и уступают место другой паре.(Печора, Усть-Цыльма).

                                                   "Игра келейкою"

Кто-нибудь из парней садится на табурет посреди избы, девушки же составляют кружок, ходят вокруг сидящего и поют:

                                              Вокруг келейки хожу, вокруг я новенькия, вкруг сосновенькия,

                                              Уж я старца бужу, я спасённую душу:

                                              "Уж ты, старец, встань, ты спасённая душа! К заутрени звонят, к обедне зовут!-

                                              "Уж ты прочь, пономарь, пустозвон не мешай!

                                              Не могу я встать, головы поднять; голова моя болит, ретиво сердце щемит.

                                              Уж и встать было мне, поплясать было мне, для милых гостей, растрясти костей.

При этом парень подымается с табурета и пляшет. Песня продолжается:                           

                                             Моя милая идёт, графин водочки несёт,

                                             Графин водки несёт, распростится, да уйдёт.

Парень целует одну из девушек; она садится вместо него, и песня начинается снова. Девушка сменяется опять парнем и так далее, пока все играющие не пересидят в келейке.(Пермская губерния)

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

А у нас "кузьминками не пахнет", то снег с дождём, то дождь со снегомКузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки..

Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.

Спасибо всем заглянувшим.Мира, здоровья и тепла в душе.

Мне нравится9
8
Добавить в закладки
802
8 комментариев
Лёля (Лёля)
2022-11-13 17:36:24
+1

А в Марий-Эл есть город Козьмодемьянск! 

галина (Галина)
2022-11-13 18:19:43
0

Слышала

Зоя
Зоя
5422
2022-11-13 23:51:50
+1

Спасибо, Галина, очень интересно и познавательно! У нас в этом году аномальная осень.Вчера днем было +15, ночью +14 солнечно, а сегодня днем +14 и туман. Желаю Вам хорошей погоды !

галина (Галина)
2022-11-14 07:19:41
0

Благодарю Зоя!

besСветлана (Светлана)
2022-11-14 12:50:06
+1

А мы с мужем венчались в этот день!

галина (Галина)
2022-11-14 13:02:42
0

Мои поздравления! Здоровья, счастья и любви!

besСветлана (Светлана)
2022-11-15 10:30:02
+1

Спасибо, Галинка! Счастья  тебе и всем, всем,,.