Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники. Кузьминки.
Доброго времени суток девочки рукоделочки!
Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси православная церковь празднует 14 ноября.
В грамоте девятого века из Новгорода есть упоминание Козмодемьяна, именно так воспринимали жители древней Руси двух братьев-святых, как нераздельное целое. Кузьма и Демьян-вот так зазвучали русифицированные имена врачей-чудотворцев Косьмы и Дамиана.
В традиции Православной Церкви почитание трёх двоиц, трёх пар святых с именами Косьма и Дамиан. Асийские чудотворцы и бессребреники, Римские безмездные врачи, Аравийские святые братья, исцелявшие именем Христа.
Асийские братья-14 ноября, "зимние кузьминки".
Асийские чудотворцы родом из Малой Азии, жили они не позднее 4 века;известно, что отец их был язычником, мать христианкой. Преподобная Феодотия Асийская почитается церковью вместе со своими сыновьями, именно мать наставляла их в вере, она же отдала в учение благочестивому врачу.
В Евангелии Христос повелевал Своим ученикам:
"Болящия исцеляйте, прокажённыя очищайте, мёртвыя воскрешайте,бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите"(Мф. 10,8).
Братья восприняли евангельскую мудрость, как основу жизни. Вначале Косьма и Дамиан овладели врачебным искусством, а позднее приняли от Господа особый дар-исцелять благодатью Божией. Потому Косьма и Дамиан не только не брали платы за исцеление, но и благодарность больных обращали к Господу.
"Блажен, иже скоты милует"(Прит.12,10).
Чудотворцы прославились не только бескорыстной помощью людям, но и исцелением животных. Однажды они помогли верблюду, который погибал в пустыне.
Бессребреники Косьма и Дамиан всю жизнь провели в служении ближним. И упокоится им предстояло в одной могиле. На склоне земных дней произошла между братьями размолвка. Исцелённая чудотворцами Палладия принесла в дар Дамиану три куриных яйца, и тот принял их в честь Святой Троицы. Косьма, узнав о том, что брат якобы нарушил обет, завещал похоронить его отдельно; той же ночью Косьма получил вразумление от Господа, о том, что ему не следует обвинять брата в стяжательстве, т. к. тот принял дар только во имя Божие; но Косьма не сказал ни кому о своём видении. Когда и Дамиан упокоился миром, возникло недоумение. как похоронить братьев.
И случилось чудо: заговорил человеческим голосом верблюд, когда-то исцелённый чудотворцами, и поведал о случившемся. Братья были погребены в одной раке.
Римские мученики-14 июля,"летние кузьминки"
Бессребрениками были и мученики Косьма и Дамиан, жившие в Риме. Родные братья были воспитаны родителями- христианами и отданы в учение к лекарю. За благочестие и целомудренную жизнь братья получили от Господа дар исцеления.
Гнев римских властей вызвало то, что бессребреники многих обращали к вере, братьев любили и почитали. Когда стало известно, что их ищут солдаты, чудотворцев спрятали в надёжное место. Но, когда вместо Космы и Дамиана были схвачены другие христиане, братья добровольно отдали себя в руки властей.
Известна приблизительно дата их кончины-283-285 гг. Это время правления императора Марка Аврелия Каина, но не его суд привёл к гибели братьев. Известно, что император был поражён внезапной болезнью за преследование святых врачей и только по их молитвам исцелился. Карин отпустил братьев с миром, но старый лекарь, учитель Косьмы и Дамиана, был помрачён завистью, он заманил братьев в горы и там убил.
Аравийские братья-30 октября.
Только силою Христовой и верой исцеляли страждущих Косьма и Дамиан Аравийские, почти современники Римским мученикам. В царствование Диоклетиана и Максимиана игемон Киликии призвал врачей-чудотворцев на суд и обвинил в волховании.
Братьев бросали в море и в огонь, поражали стрелами и камнями, но ничто не могло повредить Дамиану и Косьме.Тогда игемон приказал усечь их мечом. Вместе братьями были обезглавлены погребены ещё трое мучеников- Леонтий, Анфим и Евторпий, тоже братья.
Святых братьев почитали на Руси, как бессребреников-врачей и верили, что Кузьма и Демьян помогают в крестьянском труде. Летние и осенние "кузьминки"- покос и встреча зимы; и это не отголоски язычества, а вера в молитвенную помощь святых братьев в повседневных трудах.
Божьи кузнецы- так называли Кузьму и Демьяна, и кузнецы считали их своими святыми покровителями; верили,что святые помогают учению, не только детей грамоте, но и книжному учению.
Святым Косме и Дамиану посвящено множество монастырей, мужских и женских, множество хамов в России и за границей, где святых также почитают.
Кузьминки-об осени одни поминки. Кузьминки-встреча зимы.
Демьянов путь- не путь, а только перепутье. Кузьма-Демьян- кузнец куёт лёд на земле и на водах. Закуёт Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать. Козьма-Демьян с гвоздём, Никола с мостом. Козьма закуёт, а Михайло раскуёт(часто 21 ноября случается оттепель).
Кузьма и Демьян- рукомесленники, покровители ремёсел, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины в плотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше:
-Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними.
-На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням(жёнам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких "челобитных кур" было принято содержать в почёте- кормить овсом, ячменём и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.
В день, когда празднуется память этих святых в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, "отведать которую приглашают и святых угодников:
-Кузьма-Демьян,- говорят крестьяне, усаживаясь за трапезу,- приходите к нам кашу хлебать!"
В Курской губернии "наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы "птица водилась". Трапеза в здешних местах сопровождается специальной молитвой: "Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились". Наблюдают так же, чтобы за трапезой не ломали кости, а то цыплята будут уродливые".
На Козмодемьяна курицу на стол(Тамбовская губерния). Курицу на стол, цыплёнка попу.
С этого дня бьют кур на продажу.
Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.
"В некоторых местах существует обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Кузьмы и Демьяна, как бы хозяйкой дома, она приготавливает для семьи кушанья и угощает всех, причём в качестве почётного угощения подаётся куриная лапша".
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение(если ещё не начинались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома, что либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали запасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество.
"Полно девкам чужое пиво варить, пора своё затевать",- говорили, имея ввиду девушек на выданье. Кузьминки продолжались "до света", причём парни, расправившись с приготовленным кушаньем, отправлялись воровать соседских кур. "К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка."
В Пензенской и некоторых других губерниях существовал обычай в Кузьминки устраивать "похороны Кузьмы-Демьяна". К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову. Опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание- женили Кузьму на одной из девиц, затем его клали на носилки и утаскивали в лес, поле. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали её.
В избе молодёжь не ограничивалась угощением, пиршеством, звучали песни и разыгрывались так называемые "поцелуйные" игры.
"Подушечка"
Играющие составляют круг. Кто-либо один входит в круг и во время песни выбирает из круга девушку, №пляшет с ней, оставляет в середине, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня".
Подушечка, подушечка, да ты пуховая.
Молодушка, молодушка, да ты молодая.
Кого люблю, кого люблю, того поцелую.
Пуховую подушечку тому подарую.(Омская губерния)
"Прялица"
Играющие стоят кругом и поют:
Прялица кокорица моя, с горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядовать, на беседушку поглядывать.
Во беседы нет весельица, моя милая не осердится.
Моя милая по дорожке шла, черноброва барабан нашла.
Она била, барабанила, из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька, из-за садику зелёненька.
Во время песни в кругу парень с девушкой быстро вертятся в одну и в другую сторону, потом целуются и уступают место другой паре.(Печора, Усть-Цыльма).
"Игра келейкою"
Кто-нибудь из парней садится на табурет посреди избы, девушки же составляют кружок, ходят вокруг сидящего и поют:
Вокруг келейки хожу, вокруг я новенькия, вкруг сосновенькия,
Уж я старца бужу, я спасённую душу:
"Уж ты, старец, встань, ты спасённая душа! К заутрени звонят, к обедне зовут!-
"Уж ты прочь, пономарь, пустозвон не мешай!
Не могу я встать, головы поднять; голова моя болит, ретиво сердце щемит.
Уж и встать было мне, поплясать было мне, для милых гостей, растрясти костей.
При этом парень подымается с табурета и пляшет. Песня продолжается:
Моя милая идёт, графин водочки несёт,
Графин водки несёт, распростится, да уйдёт.
Парень целует одну из девушек; она садится вместо него, и песня начинается снова. Девушка сменяется опять парнем и так далее, пока все играющие не пересидят в келейке.(Пермская губерния)
А у нас "кузьминками не пахнет", то снег с дождём, то дождь со снегом.
Спасибо всем заглянувшим.Мира, здоровья и тепла в душе.
А в Марий-Эл есть город Козьмодемьянск!
Слышала
Спасибо, Галина, очень интересно и познавательно! У нас в этом году аномальная осень.Вчера днем было +15, ночью +14 солнечно, а сегодня днем +14 и туман. Желаю Вам хорошей погоды !
Благодарю Зоя!
А мы с мужем венчались в этот день!
Мои поздравления! Здоровья, счастья и любви!
Спасибо, Галинка! Счастья тебе и всем, всем,,.