Энциклопедия ростка. Все про построение идеальной выкройки
Базовые понятия
Так выглядит обычное "бабушкино" вязание.
Эти два варианта – крайние полюса построения выкройки. Для ручного вязания оба одинаково плохи. Трикотаж имеет собственные законы построения выкроек из-за значительной растяжимости полотна. Значительной, но не бесконечной.
Еще одно важнейшее свойство трикотажа: его можно располагать на теле в любом направлении, хоть поперек, в то время как у ткани есть четкое направление нитей основы и утка. Ткань необходимо раскраивать и носить строго в соответствии с направлением ткачества, а вязаный вручную трикотаж (здесь мы не будем рассматривать фабричный раскройный способ работы с трикотажем, это не наши тема) совершенно свободен для вашего творчества.
Этими двумя основными свойствами обуславливается значительное сокращение элементов кроя, и прежде всего отказ от вытачек. В ткани вытачка, это неизбежность, иначе тканью форму тела не повторить, а трикотажем запросто, но, как я уже оговорилась, растяжимость трикотажа не бесконечна, нужно чтобы было чего тянуть.
На полочке главным местом, забирающим объем полотна, у женщин является грудь, с этим все просто, а вот со спинкой все не так очевидно. И тут одного рецепта на всех нет, необходимо учитывать особенности индивидуальной фигуры: они бывают нормальные, сутулые и перегибистые.
Даже беглого взгляда на эти картинки достаточно, чтобы увидеть на сколько объёмы тела по груди и по спине, их округлость, отличаются у фигур с разной осанкой. И если грубо свести их в схему традиционного расположения ростка, то сразу станет понятна его функция в выкройке для ручного вязания.
И потому, когда в вязальных группах начинаются споры про нужность ростка, и когда какая нибудь особенно уверенная в себе особа заявляет «ересь это все этот ваш росток! Вот я связала без него и все отлично» и показывает свое фото во вполне нормальной кофте, все сразу притухают, а некоторые особо нервические особы так на всю жизнь и запоминают, как заклинание, тезис о ненужности ростка, и мучаются потом годами от натягивающих горловину свитеров. А ларчик открывался очень просто, у уверенной особы была перегибистая осанка, а у нервических слушательниц зачастую наблюдается сутулая. Так что еще два раза подумайте, прежде чем верить чему-либо в интернете 😊
Чисто математически посредством огромного количества тестовых измерений конструкторские бюро швейной промышленности пришли к выводу, что подавляющее большинство людей последние десятилетия имеют фигуры нормального, либо сутулого типа. Так что в построении среднестатистической выкройки все модельеры включают в нее некоторое углубление горловины на спинке. Таким образом у конструкторов швейных изделий ростком называется вырез для шеи на спинке. А вязальщицы скопировали этот термин не особо вникну в его смысл. То есть совершенно противоположный смысл!
В швейном конструировании сутулую фигуру компенсируют целым комплексом мер: смещают плечевой шов, добавляют выточки, удлиняют линию проймы по спинке. Ведь вещи из ткани ВСЕГДА делаются сшивными, отсюда и сам термин, швейная промышленность, то есть промышленность, которая шьет. Вязать одежду деталями по швейным выкройкам и потом их сшивать нет необходимости. Хотя такой способ существует, но проблема посадки по фигуре и вязания ростка для него как раз не характерна.
Несмотря на то, что мы выяснили, что швейный термин «росток» нам совсем не подходит, в своем дальнейшем разборе я все же его оставлю, к нему все привыкли, пусть будет. Итак, мы поняли, что для большинства фигур увеличивать длину спинки на некую величину ростка необходимо. Тем, у кого спина перегибистая, предлагаю выйти из чата 😊 вам в принципе и без него можно обойтись.
Сколько вешать в граммах?
Или точнее, как же все таки «правильно» вязать росток. Давайте разбираться на страницах моего блога в Дзен по ссылке https://dzen.ru/a/Y4NFfm4LRTSSxNer
спасибо! очень интересно!
С ростом вещь сидит на много лучше. Да и чувствуешь себя в ней комфортнее, ничего не тянет