Английские кувшины для кларета
На страницах зарубежных аукционов винные антикварные кувшины часто именуют «кувшинами для бордо» или «кувшинами для кларета». С бордо все понятно. Знаменитый французский регион Бордо известен на весь мир. А вот что такое кларет? В магазине такое вино не встретишь, но само слово смутно знакомо по произведениям Диккенса и других классиков. Википедия нам в помощь.
Ранний викторианский кувшин для кларета из рубинового стекла в серебряной оправе, Чарльз Рейли и Джордж Сторер, Лондон, 1840 г.
Ранний викторианский кувшин из зеленого стекла с огранкой «рыбий глаз» в серебряной оправе в стиле эпохи Возрождения, Чарльз Рейли и Джордж Сторер, Лондон, 1841 г.
Кларе́т (фр. clairet, англ. claret) — общее название для некоторых красных вин Бордо, а также, в более широком понимании, сухих красных вин бордоского типа, производимых за пределами Франции. Понятие «кларет» возникло в средневековой Англии, где применялось в отношении наиболее светлых и лёгких сортов красных бордоских вин. На протяжении нескольких столетий именно этот тип вина был наиболее востребованным на английском рынке. Такие вина, фактически находившиеся на грани между красными и розовыми, и получили обобщающее название «кларет», которое представляло собой английское прочтение французского слова «клере́» (фр. clairet — «лёгкий, прозрачный»).
Уже в конце XIV века популярность кларета среди англичан была исключительно высокой. Так, известно, что только в 1374 году в Англию из Франции было завезено 75 миллионов литров вин этой категории. Таким образом, с учётом численности населения страны в этот период — около двух миллионов человек, подушное потребление кларета составляло более 30 литров в год.
Викторианский кувшин-аскос (по форме древнегреческого сосуда) из матового стекла в серебряной оправе, Уильям Эли, Лондон, 1837 г.
Викторианский кувшин для кларета из клюквенного стекла в серебряной оправе с гравированным изображением растений и летящего аиста, Чарльз Мэппин (Братья Мэппин), Шеффилд, 1883 г.
Викторианский стеклянный кувшин в серебряной оправе, Джордж Фокс, Лондон, 1881 г.
Оливье де Серр, один из основателей современной агрономии, оставил весьма образное описание цветовой гаммы кларета. По его мнению, наиболее светлые из этих вин имели «цвет глаза умирающей куропатки», а наиболее тёмные — «цвет рубина в свете восходящего солнца». Также допустимым оттенком в его понимании был «цвет розового гиацинта с нотой оранжевого».
В начале XIX века кларет пользовался в Великобритании всеобщей популярностью: он был одним из основных алкогольных напитков как в среде простых обывателей, так и в верхах общества — вплоть до королевской семьи. Так, например, в 1806 году для приёма по случаю посещения Ливерпуля Принцем Уэльским — будущим Королём Георгом IV — мэрия города заказала хрустальный сервиз, в состав которого входил набор бокалов для кларета. Принц был столь впечатлён сервизом, что попросил градоначальника заказать такой же для своей резиденции — Карлтон-Хаус.
Викторианский стеклянный кувшин для бордо в серебряной позолоченной оправе, Эдвард Х. Стоквелл, Лондон, 1882 г.
Принцесса Уэльская, жена будущего короля Эдуарда VII, подарила этот графин на Рождество 1882 года Фрэнсису Лейкингу (1847–1914), королевскому врачу королевы Виктории, Эдуарда VII и Георга V. На передней части кувшина выгравировано «От Ее Королевского Высочества принцессы Уэльской, 1882», а на крышке монограмма «FHL Xmas 1882».
Викторианский серебряный кувшин «Армада», фирма «Элкингтон и Ко», Лондон, 1896 г.
При том, что во многих странах мира понятие «кларет» в обиходе продолжает употребляться весьма широко, официальное использование этого термина в виноделии достаточно ограничено: он изредка фигурирует в названиях отдельных видов красных вин, производимых в некоторых странах Европы, Южной Америки, Австралии и ЮАР.
В городке Сан-Асенсио, который находится на севере испанской провинции Риоха, ежегодно в конце июля проводится народная забава, именуемая «Битвой кларета» (исп. Batalla del clarete) и являющаяся одной из основных местных культурных достопримечательностей. Горожане разбиваются на две «армии» и с помощью бурдюков, вёдер, насосов и других приспособлений обливают своих противников кларетом — так, как уже сказано выше, в современной Испании называется любое красное столовое вино. Обычно в ходе такой забавы выливается не менее 30 тысяч литров вина, которое бесплатно предоставляется местными производителями.
Пара кувшинов для бордо из синего граненого стекла в серебряной оправе, CHARLES THOMAS FOX & GEORGE FOX, Лондон, 1840–1841 гг.
Викторианский серебряный кувшин, фирма «Henry Wilkinson & Co», London, 1867 г.
Рифленый стеклянный кувшин в серебряной позолоченной оправе с виноградными лозами, CHARLES THOMAS FOX & GEORGE FOX, Лондон, 1844 г.
Викторианский кувшин из травленого стекла в оправе из серебра с позолотой, Уильям и Джордж Сиссон, Шеффилд, 1866 г.
Викторианский кувшин для бордо из стекла с гравировкой в серебряной позолоченной оправе, Уильям и Джордж Сиссон, Шеффилд, 1877 г.
Викторианский кувшин для бордо из стекла с гравировкой в серебряной позолоченной оправе, Уильям и Джордж Сиссон, Шеффилд, 1878 г.
Викторианский кувшин для бордо из стекла в сложной серебряной позолоченной оправе, Эдвард Х. Стоквелл, Лондон, 1872 г.
Викторианский кувшин из стекла в серебряной позолоченной оправе, Эдвард Чарльз Браун, Лондон, 1879 г.
Викторианский кувшин стекла с тонкой гравировкой в серебряной оправе, Фредерик Элкингтон, Бирмингем, 1878-1879 гг.
Викторианский стеклянный кувшин для бордо в японском вкусе в серебряной оправе в виде трех кувшинок, окружающих шейку в форме бутона с откидным цветком, Уолтер Торнхилл, Лондон, 1882 г.
Шотландский кувшин из янтарного стекла в серебряной оправе, Hamilton & Inches, Эдинбург, 1885 г.
Викторианский стеклянный кувшин для бордо в серебряной оправе «Узор Челлини», Джордж Фокс, Лондон, 1891 г.
Викторианский стеклянный кувшин для бордо в серебряной позолоченной оправе, Фредерик Брэдфорд Мак-Кри Лондон, 1893 г. Стеклянная колба кувшина изготовлена компанией Томаса Уэбба с применением техник кислотного травления (стекло-камея) и алмазной огранки между вставками.
Необычный викторианский стеклянный кувшин в серебряной оправе с позолотой "Готическое возрождение", Эдвард Даймс, Лондон, 1894 г.
Стеклянный кувшин «Альгамбра» в серебряной позолоченной оправе в исламско-персидском стиле, Стивен Смит, Лондон, 1882 г.
Кувшин из гравированного стекла производства Томаса Уэбба, в серебряной позолоченной оправе, Чарльз Эдвардс, Лондон, 1893 г.
Стеклянный кувшин в серебряной оправе, «Джеймс Диксон и сыновья», Лондон, 1893 г.
Кувшин из гравированного стекла производства Томаса Уэбба, в серебряной оправе, Джон Бодман Кэррингтон, Лондон, 1893 г.
Кувшин из гравированного стекла в серебряной оправе, Эдвард Хаттон, Лондон, 1893 г.
«Пока происходили эти события на открытом воздухе, некий пожилой джентльмен, обремененный ученостью, сидел в своей библиотеке за два-три дома оттуда и писал философический трактат, то и дело увлажняя свою земную оболочку и свои труды рюмкой кларета из почтенной на вид бутылки, которая стояла подле него». Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба».
«В качестве больного Джозеф Седли удовольствовался бутылкой кларета, помимо мадеры, выпитой за обедом, и уписал тарелки две земляники со сливками и десятка два сладкого печенья, оставленного невзначай на тарелке около него». Уильям Теккерей, «Ярмарка тщеславия».
«Но в тот день, то ли благодаря кларету, выпитому за завтраком, то ли в порыве отчаяния, овладевшего мной при виде неисправимого упрямства Холмса, я не выдержал и взорвался». Артур Конан Дойл. «Знак четырех».
Вера, как всегда услада для глаз, праздник для души. Очередная порция красоты, изящества, великолепия. И конечно толика истории. Спасибо, за положительные эмоции!
Спасибо, Ольга! Без капельки истории подборки становятся не интересными))
Какой красотой окружали себя люди! Для каждого вида вина — свой сосуд! Надо же! Нам так не жить!
Мне кажется — всё проще -из бочек удобнее в кувшины разлить и подать. Вопрос — кому в какие. А в винодельческом регионе вино пьют ВСЕ.
и не в винодельческом тоже любят… выпить хорошего вина
Конечно))
что верно, то верно)
Думаю, что «кувшин для вина», «кувшин для кларета», «кувшин для бордо» — это синонимы. Просто сохранила оригинальные подписи и не стала приводить их к одному образцу. Для разнообразия)
Мне понравилось описание цветовой гаммы кларета «цвет рубина в свете восходящего солнца»! Представляю как играют вина в этих великолепных кувшинах! Эти немыслемой красоты оправы из серебра и позолоты, разные стекла — рубиновое, клюквенное, зеленое, синее, травленное. Эта виноградная лоза! Все как мы любим!!! Верочка, спасибо за наслаждение, за новые знания, за путешествие во времени. Желаю Вам счастливой приятной ЗИМЫ !!!
Да, это поэтическое описание цвета вина мне тоже понравилось) не говоря уж о самих кувшинах))
Спасибо, Зоя! Хочу и Вам пожелать хорошей погоды, крепкого здоровья и отличного настроения))
Вера, большое спасибо! Сколько в мире красоты !
Спасибо! Как всегда поразительна способность человека создавать прекрасное))
Люблю кувшины, удивительно, как увеличивая или уменьшая размеры вертикальные и горизонтальные получаются разные кувшины: то пузатые, то с длинной шеей, то грациозно вытянутые вверх. Ручка, крышка — это отдельная история. Сегодня история красивая у Вас, Вера! Специальная посуда для специального вина!!!! Мне только казалось, что для вина нужны прозрачные емкости, чтобы цвет вина играл, тем более, что и названия этих цветов весьма необычны))))
Согласна, цвет красного вина — сам по себе прекрасен. И большая часть кувшинов из прозрачного стекла. Но мода изменчива, это ей мы обязаны разнообразием форм и материалов)) так что есть из чего выбрать))
Красота, изящество — наслаждение для глаз и души. Очень люблю сочетание металлической оправы и стекла. Мне нравится, когда поверхности стекла достаточно много и стекло не перегружено гравировкой. Не очень хорошо представляю себе красное вино в зеленом кувшине, туда бы лучше белое, но кувшин хорош! Вера, спасибо — удовольствие полнейшее! Пойду налью себе бокальчик красного — у меня как раз бордо.
Спасибо, Наталья! Я, кстати тоже предпочитаю красное вино, хотя и от хорошего белого не откажусь))
Впечатлило всё и стекло и металл и больше всего впечатлило, что всё это 19-й век...
Никаких современных технологий, просто голова+руки...
Просто влюбилась в первый графин с переплетениями серебряной лозы и прозрачный с наутилусом. Какие же талантливые мастера создали такую красоту!
Каждый из них хорош по-своему)) И работы ювелиров и гравировщиков великолепны и талантливы и заслуживают восхищения))
Невероятная красота! Какие формы, декор настолько изысканный, что можно смотреть вечно.
Да, эта тема меня всегда радует. Викторианские кувшины, особенно стеклянные в серебряной оправе, были очень популярны. У меня наберется материала еще на такую же подборку, так что будем возвращаться к этой теме))
Поразило многообразие форм. Название одно — графин, а сколько красоты! Можно любоваться очень долго, разглядывая всё до мелочей. А можно просто закрыть глаза и помечтать… Уютно устроившись перед камином, где потрескивают дрова и тепло растекается по телу, со столика берёшь один из представленных графинов, до верха наполненный вином с изысканным вкусом и ароматом, наливаешь в бокал, где от огня в камине искорки отражаются в вине, и пригубив этот божественный напиток, получаешь истинное удовольствие. Тебя окружает тепло, уют, красота, спокойствие и время на миг останавливается… В наш сумасшедший век об этом остаётся только мечтать! Вам, Вера, огромное спасибо, что своими подборками Вы нас побуждаете видеть красоту, созданную мастерами, изучать историю, познавать что-то новое для себя и мечтать!
Людмила, возьмите меня в свою компанию помечтать !!! ,
С большим удовольствием! Вдвоём даже интереснее будет… Неторопливый разговор о счастливых моментах жизни из прошлого, чтение вслух стихов любимых поэтов. Да впрочем можно просто вместе помолчать и помечтать о чём-то сокровенном. Зоя, как Вам перспектива?
Людмила, я бы с удовольствием, только я живу в недружественной с Вами стране, в Швеции.
Зоя, это политики, к сожалению, сделали таким неспокойным мир на Земле. Но я уверена, что всё нормализуется, и тёплые, дружеские отношения между обычными людьми снова возобновятся. Это одно из самых заветных желаний на данный момент у многих людей, не зависимо от места проживания. Будем верить в чудо и оно обязательно сбудется! Всего Вам самого доброго, Зоя, в этом году и в наступающем!
Огромное спасибо Вам Людмила! Живем ожиданиями и мечтами о лучших временах. У меня старший сын живет в Киеве, а большинство родни в РФ. «Идет снежок неторопливо, уходит тихо старый год, Господь, пошли нам просто МИРА, все остальное подождет !!!
Терпения Вам, Зоя. Будем молиться за МИР все вместе!
Спасибо, Людмила! В вашу замечательную картину обязательно впишите удобное кресло и теплый шерстяной клетчатый плед)) Мечтать, так уж на всю катушку))… и ждать лучших времен...
Кресло-качалка подойдёт идеально! Главное, чтобы мир на Земле наступил как можно быстрее. Это одно из самых главных желаний на данный момент. Будем все вместе молится за исполнение этого желания!
Это и мое самое большое желание...
Вера, к Вам с благодарностью за встречу с такими красивыми кувшинами… Да, каждый из них красив по своему..., а если еще представить что там настоящее вино, а рядом с тобой приятная компания… БЕСПОДОБНО!
Спасибо, Надежда! Есть такие предметы, которые становятся символами домашнего уюта, мирной и благополучной жизни, кувшины - одна из таких вещей))