Стефанов день
Доброго времени суток девочки-рукоделочки!
Сегодня день памяти первомученика Стефана
Архидиакон Стефан, уральская икона 19 века.
Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. " На святой Степан каждый себе пан"-работник "припомнит все обиды от хозяина, выскажет своё неудовольствие, сведёт счёты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний".
На севере России в это время обычно происходили "выборы пастуха и заключение с ним ряды", что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счёт пастуха(еду приносили наниматели).
Наём пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а так же особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим-хозяином леса или его детьми.
В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже 20 века рассказывали без тени сомнения, что "лесовой в особенной дружбе живёт с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его отвсяких случайностей и нападения зверей. Обыкновенно колдун весной отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов;его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую."
Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастухотдаст корову обидчика в жертву лешему.
Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного "отпуска"-тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров. Тексты заговоров приводить не стану, они вам всё равно не пригодятся.
Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что каждую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько "выигрышей"-выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д.,однако по мимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, ни кому не разрешалось трогать пастуший инструмент.
Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны "заигрывать" пасть зверя, а "отпуск", положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.
Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорён колдуном. "Батожок изготовляли из рябины, на нём делали зарубки по количеству ног скота в стаде", от него зависел удой. В день первого выгона скота "пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и в тайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал. после чего сам считался свободным от запретов".
Разживёмся-в пастухи наймёмся, всё село- в долгу.
Пастуху дремать-так стада не видать.
Пастухи за чубы ,волки за овец.
Пастухи воруют, а на волка поклёп.
Добрый пастух не о себе печётся, а о стаде.
Коровы с поля - пастуху воля.
Второй день Святочной недели и я хочу предложить вам зимнюю сказку.
Караконджо (караконджалы).
Как Вук водяного чёрта обидел.
Ох и Зима в том году выпала-старики не упомнят этаких морозов. В горах воздух звенит, как стеклянный; не успеешь выйти из дому, усы сосульками покрываются. Хорошо в такую стужу сидеть у очага и пить ракию, сливовую водку. Однако больная мать Вука попросила на обед рыбы- и пошёл он на реку, взяв пешню, чтобы прорубить прорубь.
По пути встретился ему бедный Нико- так в селении звали одного больного страдальца, у которого было неладно с головой. Был он некогда молодым красавцем, а однажды воротился под утро домой весь измученный и больной, будто старый старик. Говорили, будто его заездили караконджалы, но как это было, Вук ни от кого добиться не мог: лишь упомянув о караконджалы, люди начинали креститься и умолкали. Нико страшно боялся воды, и стоило ему увидеть юношу, который идёт на реку, как сразу начинал причитать и нести всякую околесицу.
Вот и сейчас -завидев Вука, бедный Нико внезапно залился слезами и начал приговаривать:
-Ах, кабы мне хлеб, да соль, да железа кусок! Ах,кабы мне хлеб, да соль, да железа кусок!
Поглядел на него Вук жалеючи-и рошёл своей дорогой. Долго бил в лёд-чудилось, пешня бессильна одолеть зимние оковы,-пока не добрался до чистой струи. И начал ждать, пока мелькнёт серая, в чёрных пятнышках, спинка форели. И вот она-показалась!
Занёс Вук гарпун, только приготовился бить-вдруг кто-то ка-ак ткнёт его в бок, гарпун выпал.
Оглянулся Вук-нету никого. Что за чудеса? А форель между тем уплыла.
Крепко выругался Вук- и в то же мгновение какая-то тяжесть навалилась ему на спину, пригнула к земле, даже ноги подкосились.
Чует Вук- сидит на нём верхом неведомое существо, пятками бока сжимает, и пришпоривает, и охаживает с двух сторон плетью, словно ретивого коня, и толкает к берегу, бормоча:
-Поехали! А ну, быстрей!
Хочет Вук поднять руки, чтобы сбросить неведомого всадника, а не может- висят они, как плети. Хочет выпрямиться-тело не слушается. В голове туман, и только словно издалека прозвучал вдруг голос бедного Нико: "Ах, кабы мне хлеб, да соль, да железа кусок!"
Железо....Ну конечно! Все нечистые боятся железа!
Вук упал на колени и потянулся к брошенному гарпуну. Существо, сидящее на спине, завыло, завизжало страшным голосом и принялось так тянуть Вука за уши, пытаясь заставить его встать, что он аж взревел от боли. Но скрепился, схватил свой железный гарпун да вслепую ударил себя поперёк спины. Раздался вовсе уж жуткий вопль-и Вук неожиданно ощутил себя свободным.
Выпрямился...В глазах у него всё ещё было темно, и он так и не понял, показалось-или в самом деле видел он крошечного краснокожего человечка, всего облепленного колючками, словно репейниково семя. Быстро-быстро перебирая коротенькими, человечек улепётывал по речному льду и громко бранился. Так вот он какой, караконджалы, водяной чёрт!
Больше всего Вуку хотелось броситься со всех ног в обратную сторону, домой, но он помнил о больной матери, а потому скрепил свой страх и ушёл не прежде, чем гарпунил-таки форель.
На обратном пути встретился ему больной Нико, однако теперь он не стал плакать и причитать, а захлопал в ладоши и радостно засмеялся. Вук гордо явился домой и рассказал, как одолел караконджалы. Но уши у него ещё долго болели!
В южнославянской мифологии караконджалы-это водяные демоны, выходящие в разгар зимы из воды на сушу после полуночи, а порой и средь бела дня. Особенно свирепствуют они от Рождества(25 декабря/7 января) до Крещения(6/19 января). Они принимают самые различные облики:коня с человеческой головой и крыльями, голых людей, облепленных колючками, красных и чёрных бесенят, уродливых карликов, косматого, рогатого или хвостатого человека. Напав на запоздалого путника,караконджо ездят на нём верхом до самого рассвета. От демона легко уберечься: достаточно вынуть из котомки хлеб, соль, любой железный предмет, сунуть к морде чудовища-а того уж и след простыл.
А хотите, я вам загадки загадаю
Утром-на четырёх ногах, в полдень-на двух, вечером- на трёх.(детство, зрелость,старость)
Горшочек умён, семь дырочек в нём.(голова человека)
Одного отца-матери дитя, а некому не сын.(дочь)
Четыре уха, а перьев не сосчитать. Без рук, без ног, а рубашку просит.(подушка)
Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте.(рука в рукавичке)
Спасибо всем заглянувшим. Весёлых вам Святок! Мира, добра, здоровья!
Спасибо, Галя, и тебе веселых Святок!
Вот, даже никогда не слышала о подобном святом — Стефане, теперь буду знать! А пастухи, оказывается, чуть ли не сакральные личности были; а я всегда думала: вот раньше у них работенка была скучная, одноообразная, наверняка выбирали того, кто любит отдохнуть, ничего не делаяОказывается, здорово ошибалась)))
Сказка интересная!
Благодарю Людмила !
Да уж, скучной вряд ли была работа у пастухов, представь сколько раньше было скота!
Тебе всего хорошего, скорейшего выздоравления
Спасибо, дорогая, постараюсь))))
Галина Ваш топик к стати! Сегодня у меня первый день отдыха, как хорошо сидеть в тепле и читать Ваши интересные сказки. С 21 декабря по 9 января у меня были в гостях из Германии младший сын с женой, внуки, которые здесь живут четверо, у них каникулы. Было весело. Познавательно про святого Стефана и про пастухов. По замершему озеру всегда ходила вдоль и поперек, там очень свежий воздух, но никаких демонов не встречала. Бабушка всегда говорила, что в дорогу нужно брать хлеб, тогда дорога будет легкой и удачной. Значит не зря есть такая примета. Галина, спасибо, Вам веселых святок и всего доброго !
Благодарю Зоя за комментарий и пожелания!
Вы же по озеру бегали не в полночь, вот нечисть и сторонилась.
А предки говорили:«едешь на день, хлеба бери на неделю».
Святки продолжаются!