«Steinkabinet» Иоганна Нойбера
Золотая бонбоньерка "Штайнкабинет" ( Steinkabinet), с изображением любовного алтаря, в рамке из искусственного жемчуга, диаметр 6 см, Иоганн Кристиан Нойбер, Дрезден, около 1785 г.
Эта шкатулка работы знаменитого саксонского ювелира Иоганна Кристиана Нойбера представляет собой настоящую минералогическую коллекцию. Отсюда и название подобных миниатюр – Steinkabinet (нем.), каменный шкаф. В отделке этой шкатулки были использованы 60 различных образцов цветного камня.
Нойбер специализировался на создании небольших золотых шкатулок, украшенных местными камнями: агат, яшма, сердолик. Технология создания очаровательных пейзажей, замысловатых цветочных узоров и сложных геометрических орнаментов с использованием крошечных кусочков ограненных и полированных камней, помещенных в ячейки с золотым обрамлением, известна как Zellenmosaik (клеточная мозаика). Нойбер создавал миниатюры, сделанные из десятков образцов местных драгоценных камней, каждый из которых пронумерован на золотой оправе и описан в сопроводительном буклете. Эти уникальные предметы, часто с мейсенскими фарфоровыми вставками, камеями и миниатюрами, отражают интерес саксонского мастера к естественным наукам.
Иоганн Кристиан Нойбер (1736-1808) родился в Нойвернсдорфе в Рудных горах, перебрался в Дрезден и в 1752 году поступил в ученики к Иоганну Фридриху Тектаону, ювелиру шведского происхождения. Десять лет спустя Нойбер стал мастером и вступил в гильдию ювелиров Дрездена. Талант и женитьба на дочери известного ювелира Генриха Тадделя (1714–1794), директора знаменитой сокровищницы саксонских курфюрстов – Grünes Gewölbe (Зеленые своды), помогли Нойберу занять высокое положение в профессиональной среде. Получив звание придворного ювелира при дворе Фридриха Августа III, Нойбер впоследствии сменил Тадделя на посту директора Grünes Gewölbe. Одна из самых знаменитых коллекций предметов искусства - Grünes Gewölbe, была основана Августом Сильным, правителем Саксонии, в 1723 году. Быть ее куратором, означало большое доверие и признание высокого ювелирного мастерства Нойбера. Работы Нойбера – табакерки, драгоценные сувениры, в декоре которых практически всегда использовались инкрустации цветными камнями, зачастую служили дипломатическими подарками. Его самое знаменитое произведение – столик Тешена, хранится в Лувре. Столик был подарен Фридрихом Августом III, курфюрстом Саксонии, барону де Бретейлю в 1780 году за его вклад в процесс заключения Тешенского мира.
Овальная столешница украшена медальонами из саксонского фарфора с аллегориями мира.
Стол инкрустирован 128 образцами прекрасно отполированных камней, которые представляют атлас геологических богатств Саксонии. Все образцы пронумерованы и внесены в буклет, датированный 1780 годом. Буклет, хранящийся в выдвижном ящике столешницы, содержит информацию о каждом из камней.
Тешенский мир, заключенный 13 мая 1779 г. в Тешене (Цешине), положил конец войне за баварское наследство между Пруссией и Австро-Венгрией. Мирные переговоры воюющие стороны начали по инициативе Екатерины II при посредничестве Российской империи и Франции. Николай Репнин, представлявший Россию на переговорах, получил в подарок мейсенский фарфоровый сервиз, в который входили драгоценные подставки для фарфора, изготовленные Нойбером. Одна из них хранится в Художественном музее Уолтерса (Балтимор).
Подставка под фарфор из позолоченной бронзы с кабошонами сердолика и аметиста, инкрустированная аметистом, агатом и мрамором, диаметр 49 см, Иоганн Кристиан Нойбер, из коллекции Художественного музея Уолтерса, Балтимор.
Роскошный сервиз, подаренный генерал-фельдмаршалу Николаю Васильевичу Репнину, украшали виды Дрездена, Пильница, Тешена и Петербурга, а на драгоценных подставках работы Нойбера возвышались фигурные композиции, символизирующие мир, созданные модельным мастером Асье. Всего в сервиз входило семь таких фигур. Подарок был представлен на ежегодной выставке Дрезденской академии в марте 1781 года и произвел большое впечатление.
Аллегорическая композиция из мейсенского фарфора от сервиза «Тешенский мир» Николая Репнина, мастер-модельер Мишель Виктор Асье, высота 39,8 см, из Государственной художественной коллекции Дрездена.
Нойбер создавал не только шкатулки и табакерки, но и другие предметы роскоши, инкрустированные цветными камнями: ручки тростей, обложки для бальных книжечек, футляры для мелочей, известные в то время как «сувенир», ювелирные часы, пуговицы. Гранильщик и ученый-любитель, Нойбер увлекался изучением минералов и даже арендовал несколько каменоломен в Саксонии. Для многих своих драгоценных шкатулок Нойбер использовал самые разные камни местной добычи.
К концу 1780-х годов фирма Нойбера стала испытывать серьезные финансовые проблемы. Неудачи в бизнесе привели к его отъезду из Дрездена. В 1805 году он перебрался к сыну Кристиану Адольфу в Эйбеншток, где и скончался 2 апреля 1808 года.
Золотая шкатулка Steinkabinet, диаметр 7,3 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1785-1790 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
В шкатулке использованы 77 пронумерованных образцов минералов из Саксонии, которые описаны в буклете с указанием места их происхождения. В рекламе подобных шкатулок Нойбера в 1786 году говорилось: «Камни все пронумерованы, ни один не появляется дважды, а в небольшом сопроводительном списке указаны их названия. Так соединяются роскошь, вкус и наука». «Жемчужины», характерные для работ Нойбера, невозможно повредить, потому что они сделаны из горного хрусталя и совершенно плоские, а иллюзия округлости создается благодаря тому, что с обратной стороны они огранены в форме купола, окрашенного в серебристый цвет.
Золотая шкатулка, украшенная камеей из сердолика с изображением двух путто, 8,9х6,7х4 см, Иоганн Кристиан Нойбер, Дрезден, около 1785-1790 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Камею можно снять с крышки, нажав на потайную кнопку в футляре. Хотя в открытой полости мало места, возможно, когда-то в ней находилась миниатюра. Некоторые шкатулки Нойбера имеют скрытые отделения: на крышке, внутри крышки или внутри основания. В потайные отделения часто вкладывали миниатюрные портреты, а в изделиях Steinkabinet - каталоги камней.
Золотая шкатулка, украшенная эмалью и агатовой камеей, инкрустированная полудрагоценными камнями: аметистом, гранатом, агатом, кровавиком, яшмой, 10,3х5,2х2,5 см, Иоганн Кристиан Нойбер, Дрезден, около 1775 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Золотая шкатулка Steinkabinet с искусственным жемчугом, инкрустированная 64 пронумерованными образцами твердого камня, включая различные дендритные и полосчатые агаты, сердолик, халцедон, яшму, аметист и кварц, диаметр 6 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1785 г.
Золотая шкатулка Steinkabinet с эмалью и искусственным жемчугом, инкрустированная 67 разновидностями твердого камня, 6,8х5,1х2,2 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1775 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Золотая шкатулка, инкрустированная полосчатой яшмой, кровавиком, сердоликом и белым непрозрачным стеклом, диаметр 7,3 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1780 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Записная книжка, украшенная портретными миниатюрами Марии-Антуанетты и Людовика XV на слоновой кости, инкрустированная агатом, 11,7х8,5х1,4 см, Иоганн Кристиан Нойбер, 1775-1800 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Шатлен из золота, инкрустированный полудрагоценными камнями, украшенный любовной символикой, длина 20 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1770 г., часы Жана-Антуана Лепина, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Шатлен – украшение и аксессуар для ношения на женском поясе в виде цепочки, к которой крепили в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелёк, часы. Шатлен украшен изображениями и надписями, символизирующими любовь дарителя к своей возлюбленной. Каждое слово написано золотыми буквами на лазурите и сопровождается символом, выложенным в круге из сердолика: «Нежность» - сердце, «Верность» - собака, «Пылкость» - алтарь любви, «Искренность» - зеркало, символизирующее правдивость, «Тайна» - замок, «Постоянство» - крепость. Корпус часов украшен голубями Венеры на колчане со стрелами, надпись: «L'AMITIE» (дружба).
Золотая шкатулка с портретом Марии-Антуанетты (1755-1793) на слоновой кости, инкрустированная полудрагоценными камнями, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1780 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Табакерка Steinkabinet в оправе из золота, инкрустированная кабошонами агата, яшмы, сердолика, оникса, аметиста, 8х5,8х3,9 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1763-1770 гг., из коллекции Лувра, Париж.
В табакерку вложены два буклета - на немецком и французском языках.
Рукописная надпись гласит: «Шкаф камней, содержащий все самые красивые и лучшие виды камней: яшму, киноварь, топаз, аметист, агат и другие драгоценные камни, найденные в Саксонии, очень точно помеченные буквами и цифрами, чтобы можно было узнать их названия. Написано Иоганном Кристианом Нойбером в Дрездене».
Футляр для запиской книжки «Сувенир» в оправе из золота, инкрустированный бриллиантами и полудрагоценными камнями, высота 9 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1775-1780 гг., из коллекции Лувра, Париж.
Футляр для запиской книжки «Сувенир» в оправе из золота, инкрустированный овальными пластинами дендритовых агатов на фоне сердолика, высота 9,2 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1765 г.
Надпись «СУВЕНИР» на крышке выложена на фоне лазурита, внутренняя часть содержит блокнот и карандаш с золотым верхом, основание футляра выдвигается, открывая место для миниатюрного портрета.
Украшенная драгоценными камнями бонбоньерка Steinkabinet в оправе из золота, инкрустированная полудрагоценными камнями (101 пронумерованный образец), диаметр 6,5 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1780-1785 гг.
Табакерка Steinkabinet с медальоном из раковины «Туалет Венеры», в оправе из золота, инкрустирована полудрагоценными камнями (агат, халцедон, кварца), длина 8,3 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1785 гг.
Миниатюрная табакерка из золота, украшенная бриллиантами и овальной панелью из бежевого стекла с букетом резных цветов из твердого камня и стекла, длина 6,9 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1775 г.
Золотая шкатулка, украшенная пейзажами в технике Zellenmosaik, диаметр 8 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1770-1775 гг.
Табакерка из кровавика со вставками из абрикосового агата в оправе из золота, длина 8,1 см, Иоганн Кристиан Нойбер, около 1780 г.
Удивительно у мастера получилось сделать одновременно очень дорогие, но не вычурные вещи. Только, думаю, знаток определит ценность на глаз, если не давать описание.
Спасибо за интересную статью.
Это и есть мерило вкуса - не броско, но стильно. Спасибо, Евгений!
И опять что-то новое для меня! Вера, сколько ещё красоты в Ваших закромах? Необыкновенные вещицы, так тонко объединять разные камни, придумать жемчуг из стекла, сочетать со стеклом, слоновой костью и прочим -удивительно! Давно не получала такого эстетического наслаждения! Вот бы подержать в руках шкатулки, погладить пальцами!!! Спасибо!!!
Да, размер подразумевает тактильный контакт.) У меня так вместе с руками не отобрали бы, попади ТАКОЕ в ручки)).
Спасибо, Наталия! Есть еще красота в закромах) только нужно обрабатывать, искать дополнительную информацию по авторам и техникам. Просто так выкладывать то, что есть, уже не интересно)
Верочка, как же я люблю Ваши посты — Не просто картинки, а истории в картинках, биографии мастеров, работы, когда и как были созданы. Новое лицо, ювелир, мастер! Каждая шкатулка, табакерка -- целое состояние, какая цветовая гамма. Просто диву даешься, что создавали мастера в 18 веке. А на предпоследней картина из камней. Все очень понравилось! Спасибо, Верочка !
Спасибо, Зоя! Этот мастер очень тонко чувствовал красоту камня, а еще имел интерес к науке — очень интересная личность. А его шкатулки — моя отрада)
Обалдеть! Как же все красиво....
А потом видишь размеры коробочек и понимаешь, что это ТАКАЯ! ювелирка! Это ж каким нужно обладать мастерством, чтобы все это собрать воедино… А цветочки на одной из шкатулок… Только в микроскоп… Элегантность, изящество, знание камней… Короче ИСКУССТВО!!!
Тосно! И меня всегда удивляет сопоставление размеров предмета с размерами кусочков каменной мозаики — даже не сантиметры, а миллиметры. Удивительно тонкая работа!
«Роскошь, вкус и наука» — отличное мотивирующее продолжение волшебной темы )) Спасибо, Вера! Драгоценные «коробочки» на ладошку — моя отдельная слабость))
Ну да, эти маленькие сокровища не имеют практического применения, но как же хочется ими владеть))