Жюльен-Николя Ривар
Известный краснодеревщик и художник по фарфору Жюльен-Николя Ривар родился 1 июля 1802 года, а точнее 12 мессидора 10 года, в Париже в смутные времена революцией и наполеоновских войн. Для краснодеревщиков это было время ограничений по использованию местных пород дерева. Первое упоминание о мастере относятся к 1835 году: он несколько раз менял адрес своей мастерской. И все они были в бедных кварталах. По его собственным словам, это были годы «всяких жертв» и «двадцатилетнего упорства». В конце 1840-х годов он разработал новую технику маркетри и, наконец, получил заслуженное признание.
Шкатулка для драгоценностей, украшенная фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара.
Ситуация с работой кардинально изменилась, когда у власти оказался Луи-Наполеон Бонапарт и была провозглашена Вторая империя – период модернизации и восстановления экономики. Эмбарго на древесину было снято, и появился спрос на предметы роскоши.
18 сентября 1849 года Ривар зарегистрировал патент на «вид инкрустации, которую можно делать в лакированном или нелакированном дереве, меди, мраморе и любом другом камне, а также в бархате и т. д.». В заголовке он указал фарфор, который никогда не использовался в маркетри: «Все исследования, которые были проведены до настоящего времени в этой отрасли, оказались безуспешными, и… я первым сделал это открытие», — говорится в меморандуме, сопровождающем его патент.
Патент на 15 лет № 8860 от 18 сентября 1849 г. на «технику инкрустации, которая может быть выполнена в дереве, меди, мраморе и любом другом камне, а также в бархате, картоне и т. д.».
Эскиз к заявке на патент от 29 декабря 1849 г.
Техника маркетри, разработанная Риваром, предоставила ему возможность для сотрудничества с такими известными мастерами как Таан, краснодеревщик императора, и получить доступ к престижным заказам. С этого времени его студия переехала на улицу Нормандии, в оживленный район старого Парижа.
Период Всемирных выставок, первая из которых была инициирована принцем Альбертом в Лондоне в 1851 году, стал чрезвычайно удачным для Ривара. На этой выставке Ривар получил Гран-при за внушительный шкаф из черного и красного дерева с фарфоровым маркетри, созданный в сотрудничестве со скульптором Виктором Пайяром.
Шкаф из черного и красного дерева с фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара и Виктора Пайяра, высота 229 см, 1851 г.
Панель шкафа. Маркетри работы Жюльена-Николя Ривара.
Детали отделки шкафа.
На второй Всемирной выставке, состоявшейся в 1855 году в Париже, Ривар представил работы, созданные в сотрудничестве со знаменитой мануфактурой Таана и художником севрской мануфактуры Пьером-Жозефом Геру: мебель из розового дерева и стол из черного мрамора, за которые он получил медаль первой степени. Его стенд был замечен императорской четой и удостоился высочайших комплиментов, а императрица Евгения де Монтихо приобрела шкафчик для драгоценностей, которая сейчас находится в Музее Компьена.
Шкафчик для драгоценностей императрицы Евгении работы Жюльена-Николя Ривара, братьев Шарон и Пьера-Жозефа Геру, 1855 г., Компьен, Национальный музей замка.
После Всемирной выставки 1855 года Ривар получил много важных заказов. Мебель с его инкрустациями отправлялась в дома самых именитых персон Парижа, включая дворец Тюильри. Жюльен-Николя Ривар умер 17 февраля 1867 года, так и не успев закончить мраморные панели, инкрустированные фарфором, которые он готовил для Всемирной выставки в Париже в том же году. Он единственный, кто преуспел в технике маркетри с фарфором. Деликатность его работы не имеет себе равных, а мебель с его инкрустациями остается большой редкостью.
Стол графа Манневильского, инкрустированный Жюльеном-Николя Риваром, 1861 г., музей Cité de la Céramique, Севр.
Стол в стиле Людовика XV, длина 159 см, мануфактура Tahan, маркетри Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, 1856 г.
Столешница.
Детали маркетри.
Бархатный бювар с маркетри из фарфора работы Жюльена-Николя Ривара,23х33 см, около 1860 года.
Использование бархатной основы для маркетри встречается крайне редко. Ривар предусматривает в своем патенте инкрустацию во все виды материалов, включая картон, кожу или бархат, но подавляющее большинство работ, дошедших до нашего времени, это инкрустация по дереву. Этот бювар - исключительный пример инкрустации бархата, техника, высоко оцененная клиентурой и прессой. Огюст Люше в отчете «Промышленное искусство на выставке 1867 года» описал ее как «еще более красивую, чем красивая».
Кожаная шкатулка с маркетри из фарфора работы Жюльена-Николя Ривара, длина 25 см, около 1860 года.
Бюро, инкрустированное Жюльеном-Николя Риваром, ширина 76 см, мастерская Alphonse Giroux et Cie, 1850-1867 гг.
Детали маркетри.
Интерьер бюро. Этот предмет мебели – редкий пример сотрудничества Ривара с престижной мануфактурой Alphonse Giroux et Cie, основанной в 1799 году.
Шкатулка для драгоценностей, принадлежавшая Эльзе Скиапарелли, длина 76 см, работы Жюльена-Николя Ривара, 1860-1867 гг.
Крышка шкатулки украшена розами и жасмином, самыми романтичными цветами, а боковые стороны украшены полевыми цветами, колокольчиками и ромашками, которые олицетворяют невинность и кокетство. Точность цветочных украшений Ривара принесла ему в 1852 году медаль Национального общества садоводства.
Шкатулка для драгоценностей, боковая панель.
Шкатулка с маркетри работы Жюльена-Николя Ривара, длина 21 см.
Крышка шкатулки.
Элегантный столик для шитья с маркетри Жюльена-Николя Ривара, высота 76 см, 1850-1860 гг.
Крышка столика.
Изящный стол с венком ипомеи, мануфактура Tahan, маркетри Жюльена-Николя Ривара, высота 76 см, 1850-1867 гг.
Шкатулка для косметики из тюльпанового дерева с четырьмя флаконами для духов, мануфактура Tahan, длина 43 см, маркетри Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, 1856 г.
Интерьер шкатулки.
Крышка шкатулки работы Жюльена-Николя Ривара.
Пара шкафчиков из черненой груши с фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, высота 113 см, 1854 г.
Маркетри на дверце с букетом цветов из инкрустированного фарфора.
Маркетри на дверце с букетом цветов из инкрустированного фарфора.
По материалам сайта аукционного дома «Marc Maison».
Мозг сломан. Нашла в инете что такое маркетри. Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности. Виды и особенности техники маркетри Маркетри иногда называют искусством деревянной мозаики, но в этой технике, помимо древесины, могут использоваться для отделки небольших участков поверхности и другие материалы: слоновая кость; моржовый клык; панцири черепах; перламутр; оловянные и латунные вставки; солома.
Это понятно как из перечисленных материалов делают инкрустацию по дереву. Из любого этого материала изготавливают тончайшие пластинки и собирают их как мозаику. Как можно такое сделать и фарфора? Если разглядывать фото только фарфоровой вставки она смотрится объёмной, как в 3D технике, если смотреть изделие целиком никаких выступов нет, все столики, шкафчики, шкатулки ровные. КАК? Вера умеете Вы дать работу мозгам. После просмотра Ваших топиков хочется не только восхищаться, а покопаться в инете поискать более полную информацию: что это за техника, как в ней работали, как создавались эти уму непостижимые шедевры. Благодарю за показ!
Олечка, спасибо за разъяснение !
Как мне это знакомо)) Пару дней назад я и не знала ничего об этом мастере, искала материал по другой теме, нашла работы Таана, и среди них шкатулку от Ривара. И вот тут уж не могла остановиться, пока не нашла все, что касается его великолепных работ.
Большое спасибо за дополнение! Тема маркетри просто огромна и неподъемна. Есть десятки разновидностей этой техники, в том числе моя любимая японская шибаяма (сибаяма). А вообще видов интарсии великое множество. И еще спасибо за подсказку, нужно будет сделать подборку по маркетри. У меря уже была подборка мебели Эмиля Галле, но я не вдавалась в подробности самой техники. https://www.passionforum.ru/posts/136982-emil-gall...
Верочка, чего Вы нам только не показывали, но ТАКОГО еще не было! Полностью согласна с Ольгой. При такой сложности этой техники как это можно было создать 200 лет назад? Какое красивое дерево, цветы немыслимой красоты, как живые! Верочка, спасибо Вам за познания, за хорошее настроение, за открытие двери в прекрасное !
Спасибо, Зоя! Это ведь и мои маленькие открытия. И я рада ими поделиться! А вам спасибо за интерес к прекрасному и позитив, который я получаю в ваших откликах))
Восторг!!!!
Спасибо огромное за Ваш труд!
Это необыкновенная техника, само сочетание теплого дерева и холодного фарфора как бы противоречит друг другу, но нет — они отлично дополняют друг друга, подчеркивая достоинства и оттеняя их. А шкатулка Скиапарелли очень хороша, посмотреть бы еще, что в ней лежало))))
Техника действительно уникальная. Кроме этого мастера больше никто не делал таких интарсий с фарфором. Но зато есть другие разновидности маркетри — с использованием перламутра, слоновой кости, металла, техника Буля и т.д. Тема просто необъятная. А ведь еще была мода на мебель с фарфоровыми вставками...
Словом, есть на что посмотреть))
Эльза Скиапарелли — личность публичная, если посмотреть ее фото в интернете, можно примерно представить содержимое шкатулки)) Зато можно посмотреть интерьер самой шкатулки. Конструкция интересная: передняя стенка поднимается вместе с крышкой.
Про маркетри, конечно, знала, но вот с фарфором впервые увидела. Кто такая Скиапарелли я тоже знаю, поэтому и стало интересно внутрь заглянуть, хотя может и есть такая информация. Спасибо, Вера!
Наталия, спасибо! я тут поискала, но не нашла сходу какой-то интересной информации про украшения Скиапарелли)
Какое богатство фантазии, цвета, колоссального мастерства...
Это не мебель, а произведения искусства. Все фарфоровые букеты воспринимаются объемными. Удивительное мастерство. И это не в век цифровых технологий, да еще и практически вручную...
Согласна целиком и полностью. Это настоящее Искусство.
Спасибо, Вера! Присоединяюсь к комментариям про снос крыши по технологии )) Разглядывала с огромным удовольствием — не зря Национальное общество садоводов наградило Художника медалью )) Лобелия и та объёмная ))) Это про восторг. Теперь про основное впечатление от истории — обнадёживает, что за годами испытаний пришёл период расцвета и плодотворной, востребованной работы. И эти чудесные творения сохранились и волнуют нас спустя почти 200 лет.
Что верно, то верно. Далеко не каждый мастер получает заслуженное признание при жизни. А я люблю истории со счастливым концом.
Я здесь мало акцентировала внимание на работу мастера по росписи фарфора — Геру, с которым работал Ривар. Во многом благодаря его талантливой живописи эти розы до сих пор цветут на шкатулках))
Спасибо, Вера, за информацию о такой красоте! Когда читаешь и видишь всё это, то и жизнь наша серая и обыденная кажется красивее.
Да, жизнь в наши дни очень депрессивная(
Восхищение и удовольствие от таких работ!
Согласна. Удивительная, прекрасная и уникальная техника, замечательный мастер)