Алжирский оникс Эжена Корню
Ваза из алжирского оникса с фигурными ручками в бронзовой позолоченной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, E. CORNU, высота 33 см, конец XIX века.
Скульптор и бронзовщик Эжен Корню (1827-1875?) родился в Париже на улице Попенкур. Работал дизайнером известной мануфактуры Maison Tahan, которая занималась изготовлением дорогой мебели, украшений интерьера и других предметов роскоши.
Примерно в 1858 году он перешел в компанию «Compagnie des Marbres Onyx d'Algérie», которая занималась эксплуатацией карьеров оникса, обнаруженных в 1849 году недалеко от Орана в Алжире, тогдашней французской колонии. Добыча оникса там велась вплоть до начала ХХ века. Компанию основал Альфонс Палу, затем его преемником стал Гюстав Вио. В 1861 году компания открыла собственный художественный литейный завод. Они производили великолепную мебель и предметы искусства из оникса, мрамора и бронзы, иногда с эмалью, сочетание, которое считалось новинкой и высоко ценилось богатыми покупателями. Примерно так выглядели изделия компании в интерьере.
Ваза в виде античной урны из позолоченной бронзы по модели Клода Баллена, E. CORNU, высота 66 см, около 1870 г. Это копия одной из шести ваз, созданных Балленом (ум. 1678) для садов Версаля.
Пара ваз из оникса в бронзовой позолоченной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, E. CORNU, высота 89 см, около 1860 г.
Вазы похожей модели на подставках в виде голов слона экспонировались в составе обширной отмеченной наградами коллекции, представленной Эженом Корню и Гюставом Вио на Всемирной выставке 1867 года в Париже. Во многом своим успехом фирма была обязана Эжену Корню, который со временем ее и возглавил, а компания получила название «Compagnie des Onyx d'Algérie E. Cornu et Cie». Корню также участвовал в создании некоторых скульптур, сочетающих бронзу с ониксом, по моделям таких скульпторов как Альберт-Эрнест Каррье-Беллёз, Шарль-Анри-Жозеф Кордье или Луи-Эрнест Барриас.
В 1865 году началось долгое и плодотворное сотрудничество Каррье-Беллёза с компанией Эжена Корню. «Факелы, вазы, кубки значительных размеров из различных видов мрамора и, прежде всего, удачное использование оникса из Алжира в сочетании с металлами, обеспечивают декоративное богатство, искусно развитое карандашом г-на Корню и прекрасным талантом скульптора Каррье-Беллёза» (отчет о Всемирной выставке 1867 г. в Париже).
Канделябр в виде женской фигуры, держащей факел, по модели Альберта-Эрнеста Каррье-Беллёза на постаменте из оникса от E. CORNU, высота 322 см, около 1867–1878 гг.
Тацца, поддерживаемая двумя классическими женскими фигурами, выполненными по модели Альберта-Эрнеста Каррье-Беллёза, E. CORNU, высота 62 см, конец XIX века.
Гарнитур из мрамора в бронзовой позолоченной оправе, высота ваз 57 см, E. CORNU, около 1875 г.
Ваза из алжирского оникса в бронзовой позолоченной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, считается работой Эжена Корню, высота 18,5 см, конец XIX века.
Ваза из алжирского оникса в бронзовой позолоченной оправе с патинированием, считается работой Эжена Корню, высота 59,5 см, около 1870 г.
Главное украшение этой вазы – павлин с переливающимся патинированным оперением. Подобные конструкции, включающие дизайн с павлином или журавлем, повторяются во многих изделиях фирмы Корню, часто в качестве подставок под столики и геридоны из оникса.
Жардиньер в стиле шинуазри, E. CORNU, высота 44 см, конец XIXвека.
Жардиньер, выполненный в виде двух павлинов, поддерживающих с перевернутую чашу из травленого стекла, олицетворяет стиль французского шинуазри, или стиль японизма, модный во второй половине 19 века. Подражание восточным мотивам в этот период связано с колонизацией Восточной Азии, увеличением экспорта японских произведений искусства на Запад в период Мэйдзи и участием Японии в международных выставках. Стилистический словарь перечисляет такие признаки японских мотивов как геометрический орнамент, изображение экзотических животных и птиц, таких как павлин, включение в декор растительных лиан и бамбука. Сочетание позолоты и посеребренной бронзы дает переливчатую отделку, имитирующую японские изделия из смешанных металлов.
Геридон в стиле шинуазри, поддерживаемый павлином из позолоченной бронзы, столешница украшена эмалью, считается работой E. CORNU, высота 44 см, около 1860 г.
Эмалевая столешница с арабесками на красном фоне, украшена полихромным изображением птиц на цветущих ветвях.
Геридон в стиле шинуазри, поддерживаемый журавлем из позолоченной бронзы, считается работой E. CORNU, высота 92 см, около 1860-1870 гг.
Столешница с флорентийской мозаикой pietre dure заслуживает отдельного внимания, авторство не установлено.
Столик-геридон из оникса на бронзовой позолоченной подставке, считается работой Эжена Корню, диаметр 52 см, конец XIX века.
Фарфоровая ваза из в бронзовой позолоченной и посеребренной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, считается работой E. CORNU, высота 38 см, около 1870 г.
Чаша из оникса в бронзовой позолоченной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, E. CORNU, высота 35,5 см, вторая половина XIX века.
Ваза из оникса в бронзовой позолоченной оправе, украшенной перегородчатой эмалью, E. CORNU, высота 38 см, около 1860 г.
Пара ваз из оникса в японском стиле с ручками в виде головы слона и накладками с перегородчатой эмалью, на подставках из бронзы, E. CORNU, высота 53 см.
Каминные часы из оникса в оправе из позолоченной и патинированной бронзы в стиле французского шинуазри, высота 54,6 см, E. CORNU, около 1865-1875 гг.
Чаша из оникса в бронзовой позолоченной, посеребренной и тонированной оправе, E. CORNU, высота 23,5 см, конец XIX века.
Оправа. Элементы декора.
Чаша из позолоченной бронзы и стекла, украшенная гравированным и расписным вензелем, E. CORNU, высота 29 см, вторая половина XIX века.
Работы мастерской Корню сложны. Это труд специалистов многих профессий: бронзовщиков, каменотесов, скульпторов, моделистов. Каждая оправа состоит из разъемных частей, которые соединяются скрытыми креплениями. Имена этих мастеров нам не известны, но вещи, ими созданные, пережили столетия.
Супер! Браво всем мастерам принимавшим участие в создании такого великолепия. Все обладали грандиозным виденьем изделия в целом и каждый скрупулезно выполнял свою работу дополняя друг друга.
Спасибо, Оля! Именно это я и чувствовала, когда собирала эту подборку. Так много труда разным мастеров вложено, а в результате — очень гармоничные изделия. Тут, конечно очень важен общий замысел. За это отдельное спасибо Эжену Корню)
Какой богатый оникс, природный узор его бесподобен! А перегородчатая эмаль как дополняет и украшает изделия! Очень нравится стиль шинуазри. Какая гармоничная работа мастеров того времени завораживает! Канделябры, кубки, вазы, часы, а особенно столешницы с флорентийской мозаикой восхитили. Верочка, огромное спасибо в такой праздничный день Вы нас порадовали. С празником Вас, пусть все у Вас в жизни будет замечательно !!!
Спасибо, Зоя! Поздравляю и Вас с праздником! Надеюсь, что и у Вас все будет Хорошо. желаю крепкого здоровья, мира и процветания!
О, да! Присоединяюсь в восторгам высказавшихся ))) Сегодня Вера реально накрыла нам праздничную поляну — на волшебном ковре есть ВСЁ — и природная роскошь камня, и вдохновение эскиза художника, и, конечно, невероятное исполнение. С праздником, наша дорогая Вера-Шахерезада и всех, собравшихся в кружок вокруг Прекрасного)))
Мелена, спасибо огромное! Я скорее Али-Баба в пещере с сокровищами. Смотрю на всю эту красоту — уходить не хочется)) Но готова поделиться))
Какой красивый камень! Интересные работы! Спасибо!
Я такого желтого оникса не встречала. Только зеленый.
Вера, большое спасибо за предоставленную подборку такой красоты, просмотрела с большим удовольствием. Изделия великолепные шокируют изяществом и мастерством исполнения.
Спасибо! Великолепные произведения искусства — для дворцов))