Вербное воскресенье
Доброго времени суток девочки-рукоделочки!
Преобразился еси на горе Христе Боже,
показывай учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху. Да возсияет и нам грешным
свет Твой присносущный, молитвами
Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
(Ты, Христе Боже, преобразился на горе,
показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли её видеть.
Пусть и для нас, грешных, воссияет Твой вечный свет по молитвам Богородицы.
Податель света, слава Тебе!)
Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресный день шестой седмицы Великого поста.
Приближался праздник Пасхи, по Промыслу Божиему, последний в земной жизни Спасителя. За неделю до праздника в числе многочисленных паломников и богомольцев Иисус Христос направился в Иерусалим.
Много раз бывал Иисус в Святом городе и всегда сознательно уклонялся от всяких почестей, в этот же раз Господу было угодно явить Себя Мессией , поэтому этот раз Его последний вход в Иерусалим должен был быть особо торжественным: Он вступит в Иерусалим, как всеми ожидаемый Мессия, как, Царь Иудейский, как не раз вступал сюда Его царственный предок Давид, сидя по древнему иудейскому обычаю на осле-символе мира.
Иисуса сопровождали апостолы и большое количество присоединившихся по дороге иудеев. Дойдя до селения Виффагия у Елеонской горы, Спаситель остановился и сказал двум Своим ученикам: "Пойдите в ближайшее селение, там вы найдёте привязанных ослицу и ослёнка. Отвяжите их и приведите ко Мне. Если же кто-нибудь спросит вас, зачем вы их отвязываете, скажите: "Они нужны Господу" ".
Ученики выполнили всё, что было сказано. Спаситель воссел на ослика-так исполнилось пророчество Захарии, сказанное за пять столетий до описываемых событий: "Торжествуй, дщерь Иерусалима; се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле.."(Зах. 9, 9).
Шествие продолжалось. По древнему обычаю, при встрече особо чтимых лиц иудеи устилали дорогу ветками деревьев и верхней одеждой. И в этот раз люди срывали с себя одежды и расстилали их на пути Иисуса, отламывали ветки с деревьев и постилали по дороге, размахивали ими, как стягами. Поэтому праздник входа Господня в Иерусалим называется ещё Неделей ваий(ветвей), на Руси его называют-Вербное воскресенье.
Причиной такой торжественной встречи Господа было великое чудо, которое Иисус Христос совершил незадолго-Он воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. И раньше Иисус воскрешал мёртвых, но такое чудо, когда ожил наполовину разложившийся труп, было под силу только Богу!
Чудо воскрешения привело народные массы в небывалый восторг, многих свидетелей обратило к вере в Иисуса Христа как в Мессию; вместе с тем, оно же вызвало негодование на Него первосвященников и иудейских старейшин.
Поэтому синедрион(верховный совет), имевший религиозную и некоторую политическую власть в Иудее, объявил Иисуса Христа опасным для общественного спокойствия человеком.
Так чудо воскрешения Лазаря послужило косвенным поводом к осуждению Спасителя на смерть.
Люди ликовали-они дождались Мессии! А Богочеловек был печален, Он знал, что не пройдёт и пяти дней, как народ отвергнет Его, как возгласы: "Осанна Сыну Давидову! сменятся воплями: "Возьми, возьми, распни Его!" и, что эти ужасные слова будут кричать те же самые люди, которые теперь так восторженно встречают Его....
И вот Иисус в Иерусалиме. Улицы города переполнены, ничего не слышавшие об Иисусе чужестранцы спрашивают: "Кто это?" и им отвечают радостно: "Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" и непременно добавляют :"Это Он воскресил Лазаря из мёртвых".
Торжественное шествие направляется к храму, как всегда здесь множество больных и увечных, обратившись к Иисусу, они исцелились: немые начинали говорить, слепые-видеть, глухие-слышать......
Сквозь нескончаемый радостный крик слышались и детские голоса, от чистой души и чистого сердца славившие Богочеловека древним приветствием, с которым иудеи обращались только к царю: "Осанна Сыну Давидову!"
Иисус оставался в храме до вечера, беседуя и поучая народ.....
"........Всё премудро сотворено...-радуется на вербу Горкин, поглаживает золотистые вербешки.-Нигде сейчас не найти цветочка, а верба разубралась. И за всегда так, на св. Лазаря, на вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?...А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное,-Осанна. Вот она с нами и воспоёт завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный будем.
Я спрашиваю его-это чего помнить?
-Как чего?...Завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь всем будет, все воскреснем. Кака радость-то! Так и поётся-"Обчее воскресение... из мёртвых Лазаря воздвиг Христе Боже...." А потом Осанну поют. Вербное Воскресение называется, читал, небось, в "Священной Истории"? Я тебе сколько говорил...-вот-вот, ребятишки там воскликали, в Иерусалиме-граде. Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями...по ихнему-вайя называется, а по нашему- верба. А фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите Осанну?-такие гордые, досадно им, что не их Осанной встречают. А Христос и сказал им: "Не мешайте детям ко Мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют..."-дети-то все чистые, безгрешные,-"а дети не будут возглашать, то камни-каменные возопиют!"- во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа всё живёт. Мёртвый камень- и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь цветёт. Как же не радоваться-то, голубок!.....
Он обнимает вербу, тычется головой в неё. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце...-никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу-а у Горкина слёзы на глазах. И я заплакал, от радости...будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звёздочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы-свет".
(И. С. Шмелёв, "Лето Господне".)
Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся, как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках цветы, ветви вербы и зажжённые свечи.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течении всего года, украшать ими святые иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными вайями.
В Вербное воскресение облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками(почками).
Благодарю всех заглянувших. Поздравляю со светлым праздником, всем Мира, радости и счастья, любите и будьте любимы!
Спасибо за понятный рассказ о столь значимом для православных Празднике!!! С Праздником, Мира, Добра и Жизни Вечной!!!
Благодарю Анна
Спасибо большое, Галина!
Галина, спасибо за просветительскую работу!!!
Галя, спасибо! Прекрасный топик о прекрасном Православном празднике!
Как всегда - среди интересного что-то новое: не знала. что варили кашу с «сережками»