Раден
Раден - японский термин, обозначающий технику инкрустации перламутром или раковинами морских моллюсков изделия из дерева или лака. Техника раден пришла в Японию из Китая в период Нара (710-794), ее использовали для украшения ремесленных изделий в сочетании с другими японскими техниками, такими как маки-э (золочение пудрой).
Тебако (шкатулка для личных аксессуаров), инкрустированная перламутром с изображением гибискуса, хризантем и трав, дерево, лак, инкрустация золотом (маки-э), длина 25,4 см, начало ХХ века.
Существует несколько вариантов раден: ацугай-хо – с использованием толстых кусочков раковин, бусугай-хо – с использованием тонкого перламутра. В ацугай раден перламутровые вставки вырезают пилой, затем обрабатывают напильником, в бусугай раден элементы рисунка вырезают с помощью шаблона и специального пуансона. В обеих техниках на поверхности раковины часто выполняется тонкая гравировка, а в некоторых случаях задняя часть раковины окрашивается или облицовывается золотой фольгой. Перламутр большой толщины обычно инкрустируют в предварительно вырезанные углубления, а тонкий перламутр впрессовывают в слой лака или наносят с помощью клея.
Варигай-хо – это техника, в которой используется тонкий, не толще яичной скорлупы, перламутр с трещинами. Обычный метод создания таких трещин - наклеить ракушки на рисовую бумагу и обернуть бумагу вокруг палочки для еды. В технике макигай-хо раковины мелко дробятся и разбрасываются по фону.
Фубако (шкатулка для документов), лак, перламутр в технике аогай, золочение маки-э, длина 23,5 см, XVII-XVIII век.
Техника раден часто использовалась для отделки предметов мебели. В Европе комоды и шкафчики из Японии, украшенные перламутром и позолотой, ценились как атрибуты уникальной роскоши. Японцы называли эти товары "лакированными товарами Нанбан", при этом Нанбан означал "Южные варвары", термин, заимствованный из Китая, а в Японии XVI века означавший любого иностранца, особенно европейца.
Самыми известными мастерами периода Эдо, работавшими в стиле раден, считаются Тосити Икусима, Тэбэй Аогая и братья Сомада.
Лаковый кабинет Нанбан, высота 27,7 см, период Момояма, конец XVI века.
Декор левой боковой панели кабинета, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).
Декор правой боковой панели кабинета, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).
Лакированный столик Нанбан, высота 35,8 см, период Момояма, начало XVII века.
Декор столешницы, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).
Редкий японский кабинет Нанбан на подставке из черного дерева, высота 58, 5 см, период Момояма (1573-1615), начало XVII века.
Кабинет внутри и снаружи богато украшен позолотой, серебром и перламутром с изображением орнаментов, цветов и сцен с детьми, играющими в саду. За распашными дверцами скрыто двенадцать выдвижных ящичков, декорированных растительным орнаментом, характерном для Нанбан.
Лакированный столик (остров Рюкю), высота 21,5 см, остро, период Эдо, XVIII век.
Декор столешницы, инкрустированной перламутром (аогай раден) и золотом (маки-э), диаметр 33 см.
Черный лаковый инро с изображением голубей на цветущих ветвях работы Мицутани Шутохо, длина 6,4 см, XVIII век.
Инро – коробочка для мелочей, которую подвешивали к поясу оби в традиционном японском костюме. Этот инро имеет два отделения, скрепленных шнуром.
В эпоху Мэйдзи, начиная с 1850-х годов лакированные изделия в стиле Сомада и Шибаяма с использованием техники раден в больших количествах экспортировались в Европу и Соединенные Штаты. Лак Сомада - стиль, изобретенный Сомадой Киесукэ в 1670-х годах, для которого характерны регулярные рисунки из мелко нарезанного перламутра, сусального золота и серебряного листа. Лак Шибаяма - стиль, изобретенный Шибаямой Сензо в 1770-х годах, характеризующийся инкрустациями лаковой поверхности различными материалами: перламутром, золотом, серебром, слоновой костью, кораллами, панцирем черепахи и керамикой.
Шкатулка из слоновой кости, украшенная в стиле шибаяма, XIX век.
Пара лаковых ваз в стиле Шибаяма, инкрустированные аогай раден, панцирем черепахи, кораллом и слоновой костью, высота 27 см, мастер Масасита, конец XIX века.
Кабинет в стиле Шибаяма в серебряной оправе с лаковыми панелями, инкрустированными перламутром, окрашенной слоновой костью и панцирем черепахи, высота 16,3 см, мастера Масанага и Кунимицу, конец XIX века.
Коробка с крышкой в стиле Шибаяма, лакированное дерево, перламутр, слоновая кость и коралл, длина 15,5 см, конец XIX века.
Серебряное блюдо в стиле шибаяма, инкрустированное слоновой костью, перламутром и кораллом, диаметр 31,3 см, мастера Сюнрюсай и Мотохару коку, XIX век.
Инро из золотого лака в форме луны в стиле шибаяма с изображением кроликов, приносящих дары божеству, сидящему на троне среди облаков, работы Шиничи, диаметр 9,3 см, XIX век.
Деревянное лакированное панно с изображением обезьян на цветущей ветке, инкрустированное перламутром, золотым, коричневым, серебряным и черным маки-э, высота 76 см, мастера Шибафунэ и Какихан, конец XIX века.
Инро из золотого лака в стиле шибаяма с изображением куропатки в стиле раден под ягодными кустами, инкрустированными кораллом, мастер Шокасаи, высота 8,5 см, XIX век.
Подставка для меча, отделанная золотым лаком с изображением птиц и цветущей сливы в стиле раден, высота 53 см, первая половина XIX века.
Необычная шкатулка периода Мэйдзи в виде барабана, увенчанного петушком из слоновой кости, мастер Шинсуи, высота 13,2 см.
Черный лаковый инро в стиле шибаяма с изображением пионов и бабочек, высота 8,5 см, XIX век.
Окимоно (скульптурное украшение) в виде куропатки в стиле раден, инкрустированной тонированным перламутром, высота 7,7 см, конец XIX века.
Инро из золотого лака с изображением петуха и цыпленка, работы Иицуко Тойо, высота 8,5 см, XIX век.
Судзурибако (шкатулка для письма), золотой лак, инкрустация перламутром, длина 25 см, ХХ век.
Кикеку (шкафчик для чайной церемонии Сенча), красный лак, листовой свинец, перламутр, ширина 62 см, мастер Есида Дзюнъитиро (1898-1969), 1941 г.
спасибо, Вера! Интересная техника! Всегда с удивлением рассматриваю в музеях.
Я очень люблю эту технику. И хотя у меня нет японских вещиц, но зато есть шкатулки в схожей технике из Египта, Индии и Таиланда)
Вера спасибо Вам за подборку!!! Мало того что наслаждаешься красотой и столько подчерпываю нового в Ваших публикациях))
Спасибо, Тома! Я сама иногда удивляюсь, как много прекрасных художественных творений создаётся мастерами прикладного искусства. Этот кладезь поистине неисчерпаем)
Как же это красиво! Какая филигранная инкрустация! У меня не хватает слов, чтобы выразить свое восхищение! Наслаждение для глаз и восторг для души! Верочка, в очередной раз удивили и порадовали. Огромная благодарность Вам, Ваша работа никого не оставит равнодушным !
Спасибо, Зоя! Обращение к Японскому искусству для меня всегда удовольствие. Уровень художественного мастерства в эпоху Мэйдзи просто поражает совершенством. И всегда рада вас порадовать)
О-о-о, Вера — это целая жизнь сегодня!! её эпизоды — изрядно намахавшись, спокойно пристроить меч на подставку, положить на серебряное блюдо пару жёлтых груш, в состоянии глубокой задумчивости и отрешённости ( как у обезьяны на панно))) подойти к кабинету и написать про кузнечика, сидящего на цветке тыквы и созерцающего своё отражение в пруду. Вот чем наполнить Инро ( а этот предмет непременно присутствует в этой истории))) — пока не придумала. А ещё в маленькой чайной чашечке 10-ти летний португальский портвешок (или коньячок пополам с кипяточком)).
Да это просто нирвана))
Как вы это все вкусно описали))) Спасибо, Мелена!
Спасибо большое!!!!!
Спасибо, Надежда!
Красота! Спасибо!
Спасибо, Наталья!
Божественные вещи! Вроде бы утилитарные, а выглядят как роскошные аксессуары для жизни. Такое изящество, утонченность...
Татьяна, вы заметили интересный нюанс)) все вещи функциональны, и при этом настоящие шедевры прикладного искусства. В укладе традиционного японского дома слишком мало места для безделушек: никаких горок, полок и витрин. Только самое необходимое, и каждая вещь — украшение)
Заметила....
А еще я поняла, что японцы — это земные инопланетяне… у них какая-то совсем другая жизненная философия… Пришла к такому мнению давно, но подтвердила это уже недавно. В киноклубе подряд посмотрела несколько японских фильмов...
Ну, кино — это отдельная тема. Я и наше современное кино смотреть не могу. Все время хочется сказать: «Не верю». Слишком уж это искусство зависит от таланта режиссера и актеров.
Согласна, и тем не менее, приятно осознавать, что хорошее кино делается талантливыми людьми