Таксиль Доа. Между классикой и модерном.
Таксиль Максимен Доа (Taxile Doat,1851–1939), французский керамист, карьера которого началась на знаменитой Национальной мануфактуре в Севре, где он проработал более 30 лет с 1877 по 1905 год. За эти годы он в совершенстве овладел техникой pâte-sur-pâte (дословно: паштет-на-паштете). Декор в этой технике создается художником с помощью кисти. Мастер работает кистью, рисуя шликером (жидкой пастой). В процессе работы, слой за слоем наращивая объем в нужных местах, художник получает объемный декор. После каждого слоя требуется время на просушку. Техника эта не быстрая, требующая терпения и опыта. Типичными сюжетами для этой техники были классические образы: медальные профили, богини и нимфы в окружении цветов и трав, путти и герои мифов.
Овальное фарфоровое панно pâte-sur-pâte «Туалет», Таксиль Доа, Севр, высота 12 см, 1883 г.
Пара фарфоровых панно pâte-sur-pâte с изображением муз и путти, Таксиль Доа, Севр, высота 22,8 см, 1881 г.
Ваза из севрского фарфора с медальонами pâte-sur-pâte, Таксиль Доа, высота 25,4 см, 1901 г.
Ваза из севрского фарфора, украшенная классическими мотивами и медальонами pâte-sur-pâte, Таксиль Доа, высота 19,5 см, 1883 г.
Севрская ваза pâte-sur-pâte с тремя зелеными медальонами богинь судьбы – мойрами: Лахесис, Атропос, Клото, расписанная Таксилем Доаом, высота 20 см, около 1888-1889 гг.
Пресс-папье из севрского фарфора с изображением дракона в стиле pâte-sur-pâte, Таксиль Доа, диаметр 5 см, около 1900 г.
Фляга из севрского фарфора в крестьянском духе с изображением детей, собирающих виноград и яблоки, в медальонах pâte-sur-pâte, Таксиль Доа, высота 24 см, около 1902 г. Фляга этой модели выставлялась в 1902 году под названием «Шампанское и Нормандия».
Не смотря на долгую практику в классическом направлении, Таксиля Доа привлекало зарождавшееся на рубеже веков течение модерн. Начиная с 1895 года Доа начал работать в собственной студии на улице Бранкас, 47 в Севре параллельно с работой на Севрской мануфактуре. Его студийная керамика отличалась от изделий, которые он создавал на фабрике.
Здесь он экспериментировал с формами и глазурями. Его излюбленной формой стали сосуды органической формы, похожие на тыквы, для декора которых он использовал изобретенные им новые глазури grand feu. Его книга о методах Grand Feu Ceramics была опубликована в 1905 году, сделав его всемирно известным керамистом.
Фарфоровая ваза в форме бутылки, Таксиль Доа, высота 24 см, около 1900 г.
Сосуд работы Таксиля Доа в оправе из позолоченной бронзы от «l'Escalier de Cristal Paris», 1890 г.
На легендарной Всемирной выставке в Париже в 1900 году работы Доа для Севра были выставлены на стенде фабрики, в то время как керамист стоял на своем собственном стенде, демонстрируя собственные работы. Многие изделия Доа, созданные в стиле модерн мастер украшал медальонами и табличками в стиле pâte-sur-pâte. Так в творчестве мастера соединились и его прошлый многолетний опыт, и его поиски новых средств художественного выражения.
Фарфоровая ваза в форме тыквы с медальонами pâte-sur-pâte, Таксиль Доа, высота 13,4 см, около 1900 г.
Фарфоровое блюдо с медальоном pâte-sur-pâte «Купидон», Таксиль Доа, диаметр 24 см, около 1900 г.
Фарфоровая тарелка с медальоном pâte-sur-pâte, диаметр 19 см, Таксиль Доа.
Фарфоровая фляга с пробкой с медальоном pâte-sur-pâte «Музыка и танец», Таксиль Доа, высота 34,5 см, 1903 г.
Фарфоровая ваза-бутылочной формы «La Dentelle de Minerve» с медальоном pâte-sur-pâte на серебряной подставке, высота 31 см, Таксиль Доа, около 1904 г.
Фарфоровая ваза с маскаронами, украшенными позолотой, Таксиль Доа, высота 12 см, 1907 г.
Ваза, высота 16 см, Таксиль Доа.
В 1909 году Доа пригласили в качестве профессора в Художественную академию и фарфоровый завод в Юниверсити-Сити (пригород Сент-Луиса, штат Миссури). Доа привез с собой коллекцию из 172 примеров своих работ, в основном в его излюбленном растительном стиле. В этом же направлении он продолжал работать в Америке, хотя преподавал там свой старый стиль pâte-sur-pâte. В производство были запущены несколько ваз в форме тыквы, которые Доа создавал еще в Севре. Эти органические формы были популярны у покупателей. Американцам пришлись по вкусу и новые глазури Доа, особенно хорошо были приняты его макрокристаллические глазури, напоминающее драгоценный камень. В рекламной брошюре около 1914 года керамисты уверяли: «Нет двух одинаковых предметов в кристаллизации, и ни одно из продаваемых кристаллических изделий с высокотемпературным обжигом не может быть продублировано».
Фарфоровая ваза с макрокристаллической глазурью, высота 23,5 см, Таксиль Доа, University City Pottery, 1912-1913 гг., из собрания музея Метрополитен.
Фарфоровая ваза в форме тыквы, высота 22,5 см, Таксиль Доа, University City Pottery, около 1912 г., из коллекции музея Метрополитен.
Фарфоровая ваза в форме тыквы, Таксиль Доа, Таксиль Доа, University City Pottery, около 1912 г., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза, Таксиль Доа, 1913 г. (США)
Ваза, высота 25,4 см, Таксиль Доа, 1912 г. (США)
Работы Доа оказали значительное влияние на американскую художественную керамику, хотя он пробыл там сравнительно недолго. В 1914 году производство керамики в Юниверсити-Сити было прекращено. Доа вернулся во Францию и поселился в своем доме в Севре, где он жил и работал в собственной мастерской в последние годы жизни.
Фарфоровая тарелка с медальоном pâte-sur-pâte, диаметр 16,5 см, Таксиль Доа, около 1932 г.
Таксиль Максимен Доа (1851–1939), фото 1912 г.
Таксиль Максимен Доа в своей мастерской в 1912 г.
Очередные шедевры! Очередное новое имя! Роскошные работы и такие разнообразные. Мастер — талант!
Вера, спасибо за новую подборку!
Спасибо, Татьяна! Очень интересный мастер. И очень необычно его увлечение экспериментами в довольно зрелом возрасте. Хотя, для талантливых мастеров возраст не помеха, а опыт — преимущество.
Спасибо, Вера! Всё очень интересное, а вазы-тыковки забавные и замечательные ))
Тыковки, действительно замечательные. Севрскую вазу с богинями на стол не поставишь, а тыковки — запросто))
Кураторов Метрополитен музея они тоже очаровали))
Какой седобородый красавец Таксиль Доа! Какая интересная техника, а медальоны, я так понимаю как личное клеймо. Безусловно очень талантливый керамист, его работы ни с чьими не перепутаешь. Очень понравились и панно, и вазы в форме тыковок. Прожил очень долгую плодотворную жизнь. Спасибо Верочка за минуты удовольствия созерцания шедевров мирового искусства.
Спасибо, Зоя! Действительно, медальоны похожи на личную печать. Эти работы узнаваемы с первого взгляда) Ни у кого из керамистов я больше не видела такого декора.
Очень интересно, большое спасибо!
Спасибо! Это интересный и поворотный момент в истории керамики.