Маки-э
Японская техника декорирования лаковых поверхностей – маки-э возникла в глубокой древности, развивалась и совершенствовалась веками и достигла пика совершенства на рубеже XIX и ХХ веков в эпоху Мэйдзи. Термин «маки-э» состоит из двух слов: «маки» означает разбрызгивание, «э» означает рисунок. В этой технике рисунки и узоры наносятся лаком на поверхность изделия, а затем посыпаются металлическим порошком. Помимо золота и серебра, которые используют чаще всего, применяют и другие металлы и сплавы: медь, латунь, свинец, алюминий, платину, олово. Металлическую пудру наносят на поверхность бамбуковыми трубочками и мягкими кистями различных размеров.
Японская лаковая шкатулка с пятью отделениями и подставкой из дерева, декорированная в стиле маки-э, высота 30,5 см, 1860-1867 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта. Шкатулка была выставлена на Всемирной выставке в Париже в1867 г.
Шкатулка украшена изображениями раковин, разбросанных в живописном беспорядке. Некоторые раковины имеют естественный узор, некоторые украшены придворными сценами из романа XI века «Повесть о Гэндзи».
Помимо того, что это красивая антикварная вещь, эта шкатулка интересна тем, что в ней использованы все основные приемы маки-э: хирамаки-э, такамаки-э, тогидаси маки-э. Часто на одном предмете используется сразу несколько вариантов маки-э, и нередко они сочетаются с техниками инкрустации перламутром фольгой или слоновой костью. Фоновый лак шкатулки - черный с проблесками чешуек золота и серебра, отполированный до глубокого блеска, называют ройро.
Хирамаки-э – рисунок наносится лаком на поверхность и покрывается металлической пудрой до того, как лак затвердеет. Это декор с низким рельефом.
Такамаки-э – техника создания рисунка с выпуклым рельефом за счет добавления в лак глины или порошка древесного угля.
Тогидаси маки-э –завершенный рисунок полностью покрывают дополнительными слоями темного лака, которые затем полируют до тех пор, пока рисунок не проявится полностью. В этой технике создается плоское изображение по всей поверхности изделия, а декор получается более прочным, чем в хирамаки-э.
Нижняя сторона крышки украшена изображением бамбука золотого цвета в технике тогидаси маки-э.
Внутренние поверхности ящиков тоже декорированы лаком. Один из ящиков украшен рисунком «цветки сливы на треснувшем льду» в золотом тогидаси маки-э, такамаки-э и кирикане (металлическая фольга, врезанная в поверхность и залитая лаком).
Лаковый кого (коробочка для благовоний) с узором из хризантем, декорированный хирамаки и такамаки, внутренняя поверхность крышки украшена веткой цветущего мандарина, 7,7 x 7,7 x 3 см, XVII век.
Сезонная ассоциация с хризантемой делает эту коробку подходящей для чайной церемонии ранней осенью, поскольку хризантемы распускаются в девятом месяце лунного календаря. После нагревания древесного угля для чайника хозяин церемонии добавлял кусок ароматного дерева, хранящегося в маленькой лакированной шкатулке. Сама коробка для благовоний была не просто утилитарной вещью. Такую шкатулку можно было выставлять на всеобщее обозрение в нише (токонома) чайной комнаты как украшение интерьера.
Кого (коробочка для благовоний) с изображением цветка, декор: хирамаки, такамаки, инкрустация из слоновой кости, перламутра и коралла, диаметр 7,3 см, XVII век.
Кого (коробочка для благовоний) с изображением хризантем на берегу ручья, где плавающие кленовые листья украшены перламутровыми вставками, декор: хирамаки, такамаки и кеучи, диаметр 8,8 см, XIX век.
Набор предметов для ароматизации воздуха: лакированный поднос, украшенный сценой с рыбаками на озере перед горой Фудзи, курильница для благовоний (коро) с позолоченной медной крышкой и трехуровневый кого с сельскими пейзажами, конец XIX века.
Настольный лаковый шкаф (кодансу), покрытый золотым лаком хирамаки, такамаки, кириканэ на сюжет «Первая певчая птица» из романа «Повесть о Гэндзи»: изображена веранда особняка Рокудзё, окруженная пышным садом с прудом, 16,8 x 27 x 24 см, начало XIX века.
Интерьер шкафчика за распашными дверцами украшен пейзажем с мостом Удзи, ивами и бамбуковыми корзинами, заполненными камнями.
Судзурибако (коробка для письменных принадлежностей) с изображением петуха, сидящего на бочке, черный лак с золотым такамаки-э и тогидаси маки-э, 23,5 x 21,5 см, XVIII век.
Судзурибако в форме веера учива с фигурами на небольших панелях, закрывающих отделения для чернильного камня, кисти и туши, длина 10 см, XVIII век.
Судзурибако (коробка для письменных принадлежностей), украшенная золотым такамаки-э и хирамаки-э, с пагодой у сосен и плакучей ивы, XIX век.
Небольшой лаковый шкафчик (кодансу) с лобстерами в стиле маки-э, 9,8 х 7 х 7,9 см, конец XIX века.
Черная лаковая шкатулка с изображением связок хвороста среди ветвей вишни, XIX век.
Черный лаковый инро (футляр для мелочей, носимый у пояса) с изображением слуги, поящего лошадь, первая половина XIX века.
Деревянный инро, покрытый прозрачным лаком, с изображением музыкальных инструментов, высота 8,5 см, Татибана Гёкудзан, по картине Кенкё, XIX век.
Восьмиугольная лаковая шкатулка с изображением пейзажа в технике такамаки-э, 10х12х5 см, XIX век.
Тебако (шкатулка для аксессуаров) из дерева с полихромным такамаки-э: - пять обезьян рассматривают развернутый свиток с изображением утки-мандаринки на золотом фоне, 24х19,5х9,3 см, начало XIX века.
Тебако с весенним пейзажем и рекой, протекающей через горную долину, 28,6 x 23,8 x 18,4 см, конец XIX века.
Краснолаковый тебако с ветвями цветущей сливы в золоте и кремово-белом такамаки-э, 15 x 29,2 x 23,2 см, Нисидзава Гёкусю, XX век.
Лаковая шкатулка с изображением пяти белых цапель в ручье среди тростников, 5,5 x 13 x 12,2 см, начало ХХ века.
Лаковая коробка для документов (бунко) с изображением китаянки, идущей к дому с цветами в корзине, 40,6 x 32,1 x 14,3 см, начало ХIХ века.
Лаковая коробка для документов (бунко) с изображением пейзажа, внутри имеется поднос с изображением орла на скале, 40,6 x 33,7 x 15,9 см, начало ХIХ века.
Лаковая шкатулка в форме хурмы, 12 x 7 см, начало ХХ века.
Лаковая шкатулка с изображением стрекозы и листа лотоса, Томизо Саратани, цветной лак с рельефом такамаки, ХХ век.
Обратная сторона шкатулки в виде листа лотоса, диаметр 18 см.
Япония -это отдельное направление в искусстве. Своеобразное, тонкое, изящное, притягивающее. Вера, спасибо большое!
Спасибо, Оля! Меня уж точно эта тема как притянула, так и не отпускает
Спасибо, Вера, большое! (Природные сюжеты + кропотливая работа) х чувство меры = волшебные драгоценности. Вот такая дзенская формула))) Изрекла цапля, задумавшаяся в тростнике (это я сегодня))
Цапельки и меня зацепили. Прошу прощения за каламбур) Серебряные цапли на золотом фоне — это должно быть волшебно! Но вот на фото все это кажется тусклым. То ли фото неудачное, то ли яркость золота и серебра потускнела от времени, но рисунок дивный)
Компания цапель очень выразительная и по исполнению, и по сюжету )))
Чем-то очень озабочены))
спасибо, очень интересно, как впрочем все Ваши публикации.
Спасибо, Оля!
Просто изящество и красота!
Все как мы любим))