Сибата Зешин
Сибата Зешин(1807-1891) - японский художник и мастер лаковой живописи, которого называли «величайшим лакировщиком Японии».
Рёшибако (коробка для письма) с изображением шляпы и плаща-невидимки, высота 27 см, Сибата Зешин, 1860-1870 гг., из коллекции Халили.
Инро (футляр для мелочей) с изображением тыкв и цветущей сливы, высота 9,5 см, Сибата Зешин, около 1865 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Инро (футляр для мелочей) с изображением сцен из пьес народного театра Кёгэн «Охотник на лис» и «Охотник за стогами сена», высота 9,4 см, Сибата Зешин, XIXвек, из коллекции музея Метрополитен.
Зешин родился и вырос вЭдо(современный Токио).Его дед, Изуми Чобей, и отец Ичигоро были плотниками и искусными резчиками по дереву, работавшими в храмах. Ичигоро, взявший фамилию жены Сибата, кроме того, был опытным художником. Семейные традиции определили будущее призвание и помогли становлению замечательного мастера.В одиннадцать лет Каметаро, как звали Зешина в детстве, стал учеником лакировщика по имени Кома Кансай II, у которого научился традиционным техникам маки-э. В шестнадцать лет юный Сибата начал обучаться живописи у знаменитого художника Судзуки Нанрея. Как дань уважения своим учителям, Сибата, отказавшийся от имени Каметаро, стал подписывать свои работы именем Рейсай («Рей»отСудзуки Нанрей и«сай»от Кома Кансай).
Но мы знаем этого мастера под именем Зешин, значение которого переводится как «настоящий» или «истинный». Такое прозвище он получил еще в период обучения у Нанрея, и придерживался его до конца жизни. Смысл имени восходит к старой китайской сказке о правителе, который пригласил во дворец множество художников.Все художники оказывали королю должное уважение, кланялись ему и соблюдали этикет. И только один из них пришел полуголый, не поклонился и сидел на полу, облизывая кисть. Правитель воскликнул: «Вот это настоящий художник!», то есть Зешин.
Подвесной свиток (какеджику) с изображением мирной осенней сцены с оленем и ланью, роспись тушью и красками по шелку, 124 см х 55,5 см, Сибата Зешин, XIX век.
Сочетание летучей мыши, оленя и сосны являются не только визуальными символическими мотивами процветания и долголетия, но и составляют толкование Фукурокудзю, бога долголетия, изображение которого намеренно опущено на этой картине.
Зешин изучил не только основы живописи и рисования, но и японскую чайную церемонию, поэзию, историю, литературу и философию. И хотя он известен прежде всего своей работой с лаками, Зешин преуспел и в традиционной живописи тушью.
Подвесной свиток «Кот и серебряная лоза», тушь, лак и золото на бумаге, 27,9 x 24,8 см. Сибата Зешин.
Лаковая панель с изображением двух сверчков на стеблях травы на фоне полной луны, 56 × 73,4 см, Сибата Зешин, 1887 г.
Лаковая панель в раме – форма, не типичная для японского искусства, где живописные изображения традиционно создавались в виде подвесных свитков. Такие панели появились в период участия Японии в международных выставках, как форма наиболее понятная для западного ценителя живописи. Зешин, много экспериментировавший с составом и текстурой лаков, разработал рецептуру лаков с загустителями, которые позволяли имитировать западную манеру масляной живописи.
Подвесной свиток «Узкая дорога к Шу», лаковая живопись на бумаге, 51 х 38 см. Сибата Зешин.
Зешин смешивал свои лаки с различными веществами, чтобы добиться разного цвета и текстуры. Он изобрел метод рисования лаковым соком непосредственно на бумаге, проклеенной раствором квасцов и животного клея, чтобы предотвратить отслаивание лака. Рисовать лаком, вязким и липким веществом, крайне сложно. «Узкая дорога к Шу» демонстрирует невероятное мастерство художника в воссоздании тонких деталей. Этот китайский сюжет был очень популярен в японской живописи XIX века: тропа в горах Шу на юго-западе Китая, куда бежал танский император Мин Хуан со своей наложницей Ян Гуэйфэй.
Поднос с изображением чайника с кузнечиком на ручке, высота 37,6 см, Сибата Зешин, 1880 г.
В 1840-х годах Япония переживала экономический кризис, и художники были строго ограничены в использовании серебра и золота, которые так необходимы для традиционного стиля лакового декора маки-э. Зешин ввел использование бронзы для имитации внешнего вида и текстуры металла, а также множество других новшеств и декоративных приемов.
Для создания темного фона этого подноса использовалась бронзовая и угольная пыль, которая рассыпалась на влажный лак, а затем полировалась маслами и порошками. Художник использовал красный лак в сочетании с прозрачным лаком для изображения большого медного чайника, в котором фермеры привозили чай на поля во время сбора урожая. В носик чайника набивали солому для защиты от насекомых.
Инро (футляр для мелочей) с изображением фуки (болотный ревень), высота 7,6 см, Сибата Зешин, около 1877 г.
Инро с изображением цветущей ипомеи на фоне окна и стены ветхого жилища, высота 10 см, Сибата Зешин, около 1865 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Инро с изображением одуванчика, высота 7,5 см, Сибата Зешин, конец XIX века.
Лаковая шкатулка с изображением цветущей виноградной лозы, длина 35 см, Сибата Зешин, XIX век.
Начиная с 1869 года Зешин стал выполнять заказы на декор мебели и предметов искусства для императорского двора, в вскоре он был назначен официальным представителем Японии на нескольких международных выставках, включая выставки в Вене в 1873 году, Филадельфии в следующем году и в Париже. В 1891 году Зешин стал профессором Университета изящных искусств в и получил звание Императорского художника - Тейшицу Гигейин. Почетное звание Императорского художника присваивалось только самым известным и прославленным мастерам в период с 1890 по 1944 год. Только 79 мастеров удостоились этого звания, и Зешин единственный, кто получил признание в двух областях искусства: живопись и маки-э (лак).
Инро (футляр для мелочей) с изображением лотоса, высота 7,6 см, Сибата Зешин и Икэда Тайшин.
Икэда Тайшин (1825-1903) был первым учеником Сибаты Зешина и оставался его другом на протяжении всей жизни. Тайшин стал независимым художником около 1870 года, а в 1896 году получил звание художника императорского двора (Тейшицу гигейин).
Шкатулка из лакированного дерева для рассыпного чая с изображением трех лодок с сокровищами бессмертных, длина 19 см, Сибата Зешин, конец XIX века.
Лаковый поднос с изображением каштановой ветки и очищенных каштанов, длина 15,5 см, Сибата Зешин, конец XIX века.
Лаковое дзюбако (коробка для праздничной еды) с изображением растения таро и хризантем, высота 42 см, Сибата Зешин, середина XIXвека, из коллекции музея Метрополитен.
Считается, что работы Зешина воплощают эстетическую концепцию ики (粋), что можно перевести как «шик». Это понятие, которому трудно дать четкое определение, но считается, что изделие в стиле ики имеет правильный баланс традиций и нового; красивое, но не кричащее; простое, но не скучное; умное, но не высокомерное.
Лаковое панно с изображением плоскодонки со снопами риса, пришвартованной под ветвями старого дерева, 49 × 77 см, Сибата Зешин, около 1881 г., из коллекции Халили.
Лаковое панно с изображением омаров, 96 × 105,6 см, Сибата Зешин, 1888 г.
Лаковое панно с изображением вороны в ночи, 36,8 × 78 см, Сибата Зешин, 1887 г.
Деревянное панно, украшенное горельефом золотого, серебряного, красного, коричневого и черного лака, местами отполированного или текстурированного, с изображением серебряного чайника, висящего на ветке над костром, 59 × 39 см, Сибата Зешин, конец 1880-х годов.
Очень интересный мастер! Казалось бы ничего особенного поднос как поднос, но как это мило! Эти работы действительно воплощают концепцию ики «красивое, но не кричащее, простое, но не скучное, умное, но не высокомерное » Не зря его называли Зешин-Настоящий! Спасибо, Верочка, Япония это всегда наслаждение !
Спасибо, Зоя! Я восхищаюсь японскими художниками того времени. То, как они могли показать всю красоту мира всего в нескольких образах — это великое мастерство
Я тоже так считаю.
Спасибо, Вера. Очень красиво и изысканно, а сверчок на фоне луны просто КРАСОТА! Причём, вроде бы простые вещи, но в них столько смысла, что хочется рассматривать и рассматривать… Благодарю!
Спасибо, Наталия! Я вот не запомнила точную цитату одного из мастеров того времени о Сибата Зешине, но смысл её таков: он мог сказать многое тем, что изображал на своих картинах, и даже тем, чего там нет. Это как раз подходящее высказывание к свитку с оленями))
Вот вот, особенно ворона в ночи… Она ведь развернула голову в сторону темноты, — как будто увидела кого-то… Она увидела, а мы нет… Очень интересный мастер. Спасибо.
Ворона и ночная луна меня тоже впечатлили. Считается, что настоящий фотограф может сфотографировать белую кошку на снегу и черную кошку на куче угля. Зешин точно смог бы такое нарисовать))
Да-да, подразумевается несколько сюжетных линий, это и затягивает в «соучастники».
Спасибо!!! Какое наслаждение рассматривать всё это!!!
Да, это настоящее богатство))
Премного благодарна! Вот оно — Настоящее и Вечное)) Как Бах и Моцарт )) Цвета, рисунки — одним словом «сокровища бессмертных». Про исполнение слов не подобрать, уже подобрано — ики))) Всё удивительно современно — сверчков на фоне луны и оба чайника — в хорошей полиграфии в каждый дом ))). Спасибо, Вера за настоящий праздник!
Спасибо, Мелена! Мы как всегда на одной волне)) всю эту подборку можно назвать «сокровищами бессмертных». Нужно было вынести это в заголовок)
)) Чайник на ветке уже висит рядом с рабочим столом под эскизом Рене Лалика с бегущими по лесу гончими (или пойнтерами? — охотничья тема, однако))
Гончих не видела, но интересно посмотреть))
Всё мой гаджет-дебилизм(( — скачанная картинка где-то в недрах старого компьютера осталась, а между сфотографировать и переслать — Рубикон, однако(((
Эскизы гениального Рене Лалика | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru)
Нашла!!! Саму картинку не получилось, но она ТАМ есть (круглая)
Спасибо! Интересная подборка. люблю смотреть эскизы ювелирных работ.
Изящество изображений, удивительно простые вещи, но при этом такая утонченность… Обожаю японский стиль
Мне кажется, что это самый великолепный период в искусстве Японии. Буквально все предметы искусства, которые японцы отправляли на экспорт в конце XIX века — изумительные шедевры