Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Сибаяма

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2023-10-26 21:19:18
Рейтинг: 28348
Комментариев: 6386
Топиков: 794
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Украшение поверхности предмета вставками различных материалов называют инкрустацией. И в каждой стране мастера развивали и совершенствовали собственные приемы декорирования. Сибаяма (шибаяма) – это японская техника инкрустации изделий кораллами, панцирем черепахи, керамикой, перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами и самоцветами. Этот стиль декора был изобретен Оноки Сензо в 1770-х годах, который впоследствии принял имя Сибаяма Сензо в честь своего родного городка Сибаяма (префектура Тиба).

Как и многие японские ремесла периода Мэйдзи, техника требовала много времени и труда. Мастер-художник создавал дизайн, а его сотрудники-резчики производили элементы декора по заданному рисунку.

​Сибаяма

Парные вазы в стиле сибаяма "Птицы и цветы" на резных подставках из слоновой кости, высота 22 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Техника декора ваз отличается ювелирной детализацией, изысканным подбором цветов и материалов. Мастер неизвестен, но можно сказать, что это один из лучших мастеров, работавших в технике сибаяма.

​Сибаяма

В картушах сложной формы помещены изображения в характерных композициях жанра катёга («цветы и птицы») японской живописи, инкрустированные цветными камнями, перламутром, слоновой костью, кораллом и другими ценными материалами.

​Сибаяма

Разнообразие и сложность техник, использованных в декоре ваз поразительное.

​Сибаяма

Вазы выполнены из золотого лака (кино-уруси), с включением довольно крупных фрагментов золотой фольги.

​Сибаяма

Характерная особенность техники сибаяма: рисунок выступает над поверхностью изделия в виде высокого рельефа, создавая декор, напоминающий аппликацию.

​Сибаяма

Венчик и низ ножки оформлены геометрическими орнаментами; на горловине и ножке имеются накладки из металла, украшенные перегородчатой эмалью.

​Сибаяма

Редкая особенность этих ваз – подставки из слоновой кости в виде голов львов (карасиси).

В начале XIX века работы в стиле сибаяма выполнялись в Токио, но позже производство было перенесено в порт Йокогама после его открытия для внешней торговли в 1859 году. Город быстро рос, благодаря оживленной торговле предметами искусства. На экспорт отправлялись японские эмали, бронза, керамика, слоновая кость, лаковые и резные изделия, мебель.

​Сибаяма

Панно с лаковой панелью в виде картуша, инкрустированного в стиле сибаяма, высота 77 см, около 1900 г.

​Сибаяма

Парные панно с изображением китайских ученых за различными занятиями, панели из дерева инкрустированы золотым лаком, слоновой костью и перламутром в стиле сибаяма, высота 45 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с фольклорными сюжетами: о́ни (людоед), пытающийся поднять большой колокол Додзёдзи; Сёки, побеждающий людоеда о́ни; высота 24 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с изображением журавлей среди бамбука, высота 24 см, конец XIX века. 

​Сибаяма

Ваза с крышкой мастерской Масутацу, декорированная золотым лаком, и панелями сибаяма работы Масаюки, высота 25,4 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией из перламутра, коралла, цветной слоновой кости и лака в стиле сибаяма, на подставках из золотого лака, высота 45,7 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией перламутром и панцирем черепахи в стиле сибаяма, высота 25 см, мастерская Масамицу, конец XIX века.

​Сибаяма

Ваза с крышкой из слонового бивня с инкрустацией в стиле сибаяма, на сложной резной деревянной подставке, высота 72 см, мастерская Масахиса, конец XIX века.

​Сибаяма

Двустворчатая настольная ширма из слоновой кости с золотыми лаковыми панелями, инкрустированными в стиле сибаяма, с изображением лодочника, переправляющего путешественников на берег, в то время как другие пассажиры ждут на берегу под цветущей вишней, мастер Масамицу, высота 30 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Настольный экран из слоновой кости, инкрустированный перламутром, панцирем черепахи и кораллом в стиле сибаяма, мастер Мунечика, высота 24,4 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Настольный двустворчатый экран из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 23,6 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Тебако (шкатулка для аксессуаров) из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, длина 29 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Инро (футляр для мелочей, носимый у пояса) из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 9 см, подпись Масамунэ саку, конец XIX века.

​Сибаяма

Лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 7,5 см, подписано: Сибаяма и Ясумаса, конец XIX века. Инкрустация изображает Дайкоку, одного из семи богов удачи, наблюдающего за крысами, которые тащат на веревке дайкон (на обратной стороне).

​Сибаяма

Золотой лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, изображающей двух выпивающих придворных, причем один из них смеется, а другой плачет, высота 9,3 см, мастерская Тейдзана, конец XIX века.

​Сибаяма

Золотой лаковый инро со вставками из перегородчатой эмали в стиле сибаяма, высота 10 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный перламутром, панцирем черепахи и кораллом в стиле сибаяма, высота 11,3 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный золотым лаком, перламутром и кораллом в стиле сибаяма, высота 9 см, XIX век.

​Сибаяма

Визитница из слоновой кости в стиле сибаяма с изображением японки, высота 11,5 см, XIX век.

Красота техники сибаяма побудила мастеров, работавших с металлом, костью, деревом или другими материалами, украшать свои изделия панелями в стиле сибаяма. Часто такие работы имеют подпись мастера на изделии и подпись художника сибаяма на инкрустации.

​Сибаяма

Пара серебряных ваз работы Тосинага, украшенных эмалью и инкрустированных панелями сибаяма работы Масаюки, высота 28,9 см, конец XIX века. Лаковые панели с изображением цветов и птиц инкрустированы слоновой костью, перламутром, черепаховым панцирем и кораллом.

​Сибаяма

Серебряная курильница (коро), инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, мастерские Масакадзу и Масатомо, высота 19,4 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Серебряная курильница (коро) работы Мингёку, увенчанная серебряным орлом, украшенная эмалью, инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, высота 21 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Серебряное филигранное блюдо работы Масаёси, украшенное эмалью и панелью сибаяма из слоновой кости, диаметр 23 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Серебряный кабинет работы Торюсаи, украшенный панелями сибаяма из слоновой кости, высота 24 см, конец XIX века.

​Сибаяма

Дверцы кабинета (фрагмент).

Европейцы познакомились с техникой сибаяма среди множества японских произведений декоративно-прикладного искусства на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, окрестив ее «восточным мозаичным искусством». Многие работы Сибаямы Мунеичи и Сибаямы Мунеаки вызвали большой интерес публики на международных ярмарках и выставках. Во многом благодаря этим мастерам название сибаяма стало известно всему миру.

​Сибаяма

Групповое фото мастеров, чьи работы экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Мастер Сибаяма Мунеаки, продолживший семейную традицию в ХХ веке (третий справа в центральном ряду).

Миядзаки Теруо (род. В 1936 г.) из Йокогамы считается старейшим мастером, сохраняющим традиционные техники инкрустации периодов Эдо и Мэйдзи. Он читает лекции в Иокогамском обществе Сибаяма, способствуя обучению традиционным ремесленным методам Иокогамы. Его ученики, такие как Гусима Наоко и Мацумото Каори, продолжают постигать секреты этого искусства.

​Сибаяма

Инкрустация Миядзаки Теруо.

Для инкрустации сибаяма требуются различные виды стамесок и ножей. Перламутр или другой материал вырезают по шаблону желаемой инкрустации, края детали сглаживаются и полируются. Подготовленные детали инкрустации временно прикрепляются к поверхности, в которую они должны быть инкрустированы, а затем иглой выбивают контур выемки. Затем мастер выбирает материал поверхности, создавая углубление нужной формы и глубины. На завершающем этапе подготовленные детали вклеивают в углубления. 

Мне нравится28
15
Добавить в закладки
887
15 комментариев
Зоя
Зоя
5416
2023-10-26 22:17:39
+4

Какая тонкая, точная, кропотливая работа! Восхищают эти сказочные фольклерные сюжеты, эти немыслимой формы цветущие ветки сакуры, птички на них. Милая японка, один из семи богов удачи, наблюдающий за крысами, цапли. Мне кажется эта целая философия! Все это бальзам для души! Верочка, огромное спасибо за новые знания, за фото мастеров, за возможность понаблюдать как создается сибаяма. 

Primavera (Вера)
2023-10-29 10:15:18
+2

Спасибо, Зоя! Мне кажется, что эта тема близка к теме форума — декор предметов интерьера. Этим сейчас занимаются многие рукодельники и рукодельницы. Так что старалась показать показать приемы декора той эпохи в деталях)) И конечно, японская эстетика, вы правы — бальзам для души)) 

Надин (Надежда Чернышева)
2023-10-27 12:54:53
+3

Один восторг от такой красоты!!! Каждый раз вы нас удивляете.и мы видим и узнаём что- то новое в искусстве! Спасибо вам огромное!

Primavera (Вера)
2023-10-29 10:21:39
+1

Спасибо, Надежда! Я уже несколько лет как «заболела» красотой японских произведений искусства эпохи Мэйдзи. Собираю и подбираю всю возможную информацию по этой теме. Эти произведения искусства достигают вершин совершенства)

Melena
Melena
3258
2023-10-27 16:22:35
+2

Спасибо, Вера! Захомячила — рассмотрю с погружением)) От нашего «японского» стола  - (3) Человек из Пасифиды. Аркадий и Борис Стругацкие. Аудиокнига. Читает Левашов В. — YouTube  Обязательно до конца дослушать )) Это не фантастика )) 

Melena
Melena
3258
2023-10-28 18:51:41
+1

Пусть не в тему, но если нравится эстетика фильмов Кустурицы (Балканская цыганщина, одним словом))) - Балканский апогей — YouTube Это было закрытие джазового фестиваля, Марко Маркович со товарищи зажёг конкретно. Я там во втором ряду с такими же возрастными тётками всячески содействовала этому процессу))). 

Primavera (Вера)
2023-10-29 10:24:27
+1

Обе ссылки не работают, наверное, удалили видео...

Melena
Melena
3258
2023-10-29 15:46:12
+1

Ссылки да, не работают,  но видео висит, слушаю прям сейчас — Новосибирская филармония, концерт Балканский апогей ))

а Аудиокнига (час длительность) издательства Ардис выдаёт по названию, на Ю-тубе есть.

.

Melena
Melena
3258
2023-10-29 16:24:22
+1

Кстати скопировала ссылку на эл.почту — отчитаться детям, где матушку носит — там открылась. Видимо не профильная тема для форума. Но нас же не остановить))

Primavera (Вера)
2023-10-29 10:22:40
0

Что-то ссылка не работает, выдает ошибку...

Melena
Melena
3258
2023-10-30 16:08:17
+1

Добралась рассмотреть  — первая ваза «Птицы и цветы» неизвестного автора действительно собрание разных техник — её форма, геометрия  и симметрия деталей декора скорее Япония на экспорт. А вот традиционные изделия «для внутреннего рынка» — инро, футляры для карт, визитница, настольные экраны — при очень мелких деталях выглядят как бы легче и как всегда в японских эскизах — эффект схваченного момента в некой динамике ( сюжетная драматургия, пусть и с птицами). Спасибо большое — такая неожиданная Япония)) 

Primavera (Вера)
2023-10-31 08:49:15
+1

Точно — избыточность декора, это, скорее всего, влияние европейцев. Но должна сказать, что в аннотации к первой вазе отмечалось, что она хранилась в японской семье и никогда не покидала пределов Японии. Мне тоже больше нравятся классические японские композиции, казалось бы простые сюжеты, но доведенные до совершенства. И в то же время, смотрю сейчас работы французского керамиста 19 века с настолько избыточным декором, что он уже граничит с дурным вкусом. И чувствую, что мне нравится)) Я какая-то всеядная))

Melena
Melena
3258
2023-10-31 09:50:53
+1

Эстетическое пиршество )) Природа засыпает, а наш организм требует «продолжения банкета» ))

tgkh5501 (Татьяна)
2023-10-31 13:02:09
+1

Бог мой, сколько красоты и изящества! Какая тонкая работа!

И фантазия мастеров невероятная. И какое необычное сочетание материалов. Я в восхищении

Primavera (Вера)
2023-11-01 08:13:40
+1

У японских мастеров невероятное вИдение мира, уникальная эстетика. А искусство эпохи Мэйдзи — это такой феномен, как эпоха Возрождения, только в масштабах одной страны.