Сибаяма
Украшение поверхности предмета вставками различных материалов называют инкрустацией. И в каждой стране мастера развивали и совершенствовали собственные приемы декорирования. Сибаяма (шибаяма) – это японская техника инкрустации изделий кораллами, панцирем черепахи, керамикой, перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами и самоцветами. Этот стиль декора был изобретен Оноки Сензо в 1770-х годах, который впоследствии принял имя Сибаяма Сензо в честь своего родного городка Сибаяма (префектура Тиба).
Как и многие японские ремесла периода Мэйдзи, техника требовала много времени и труда. Мастер-художник создавал дизайн, а его сотрудники-резчики производили элементы декора по заданному рисунку.
Парные вазы в стиле сибаяма "Птицы и цветы" на резных подставках из слоновой кости, высота 22 см, конец XIX века.
Техника декора ваз отличается ювелирной детализацией, изысканным подбором цветов и материалов. Мастер неизвестен, но можно сказать, что это один из лучших мастеров, работавших в технике сибаяма.
В картушах сложной формы помещены изображения в характерных композициях жанра катёга («цветы и птицы») японской живописи, инкрустированные цветными камнями, перламутром, слоновой костью, кораллом и другими ценными материалами.
Разнообразие и сложность техник, использованных в декоре ваз поразительное.
Вазы выполнены из золотого лака (кино-уруси), с включением довольно крупных фрагментов золотой фольги.
Характерная особенность техники сибаяма: рисунок выступает над поверхностью изделия в виде высокого рельефа, создавая декор, напоминающий аппликацию.
Венчик и низ ножки оформлены геометрическими орнаментами; на горловине и ножке имеются накладки из металла, украшенные перегородчатой эмалью.
Редкая особенность этих ваз – подставки из слоновой кости в виде голов львов (карасиси).
В начале XIX века работы в стиле сибаяма выполнялись в Токио, но позже производство было перенесено в порт Йокогама после его открытия для внешней торговли в 1859 году. Город быстро рос, благодаря оживленной торговле предметами искусства. На экспорт отправлялись японские эмали, бронза, керамика, слоновая кость, лаковые и резные изделия, мебель.
Панно с лаковой панелью в виде картуша, инкрустированного в стиле сибаяма, высота 77 см, около 1900 г.
Парные панно с изображением китайских ученых за различными занятиями, панели из дерева инкрустированы золотым лаком, слоновой костью и перламутром в стиле сибаяма, высота 45 см, конец XIX века.
Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с фольклорными сюжетами: о́ни (людоед), пытающийся поднять большой колокол Додзёдзи; Сёки, побеждающий людоеда о́ни; высота 24 см, конец XIX века.
Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с изображением журавлей среди бамбука, высота 24 см, конец XIX века.
Ваза с крышкой мастерской Масутацу, декорированная золотым лаком, и панелями сибаяма работы Масаюки, высота 25,4 см, конец XIX века.
Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией из перламутра, коралла, цветной слоновой кости и лака в стиле сибаяма, на подставках из золотого лака, высота 45,7 см, конец XIX века.
Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией перламутром и панцирем черепахи в стиле сибаяма, высота 25 см, мастерская Масамицу, конец XIX века.
Ваза с крышкой из слонового бивня с инкрустацией в стиле сибаяма, на сложной резной деревянной подставке, высота 72 см, мастерская Масахиса, конец XIX века.
Двустворчатая настольная ширма из слоновой кости с золотыми лаковыми панелями, инкрустированными в стиле сибаяма, с изображением лодочника, переправляющего путешественников на берег, в то время как другие пассажиры ждут на берегу под цветущей вишней, мастер Масамицу, высота 30 см, конец XIX века.
Настольный экран из слоновой кости, инкрустированный перламутром, панцирем черепахи и кораллом в стиле сибаяма, мастер Мунечика, высота 24,4 см, конец XIX века.
Настольный двустворчатый экран из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 23,6 см, конец XIX века.
Тебако (шкатулка для аксессуаров) из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, длина 29 см, конец XIX века.
Инро (футляр для мелочей, носимый у пояса) из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 9 см, подпись Масамунэ саку, конец XIX века.
Лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 7,5 см, подписано: Сибаяма и Ясумаса, конец XIX века. Инкрустация изображает Дайкоку, одного из семи богов удачи, наблюдающего за крысами, которые тащат на веревке дайкон (на обратной стороне).
Золотой лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, изображающей двух выпивающих придворных, причем один из них смеется, а другой плачет, высота 9,3 см, мастерская Тейдзана, конец XIX века.
Золотой лаковый инро со вставками из перегородчатой эмали в стиле сибаяма, высота 10 см, конец XIX века.
Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный перламутром, панцирем черепахи и кораллом в стиле сибаяма, высота 11,3 см, конец XIX века.
Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный золотым лаком, перламутром и кораллом в стиле сибаяма, высота 9 см, XIX век.
Визитница из слоновой кости в стиле сибаяма с изображением японки, высота 11,5 см, XIX век.
Красота техники сибаяма побудила мастеров, работавших с металлом, костью, деревом или другими материалами, украшать свои изделия панелями в стиле сибаяма. Часто такие работы имеют подпись мастера на изделии и подпись художника сибаяма на инкрустации.
Пара серебряных ваз работы Тосинага, украшенных эмалью и инкрустированных панелями сибаяма работы Масаюки, высота 28,9 см, конец XIX века. Лаковые панели с изображением цветов и птиц инкрустированы слоновой костью, перламутром, черепаховым панцирем и кораллом.
Серебряная курильница (коро), инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, мастерские Масакадзу и Масатомо, высота 19,4 см, конец XIX века.
Серебряная курильница (коро) работы Мингёку, увенчанная серебряным орлом, украшенная эмалью, инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, высота 21 см, конец XIX века.
Серебряное филигранное блюдо работы Масаёси, украшенное эмалью и панелью сибаяма из слоновой кости, диаметр 23 см, конец XIX века.
Серебряный кабинет работы Торюсаи, украшенный панелями сибаяма из слоновой кости, высота 24 см, конец XIX века.
Дверцы кабинета (фрагмент).
Европейцы познакомились с техникой сибаяма среди множества японских произведений декоративно-прикладного искусства на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, окрестив ее «восточным мозаичным искусством». Многие работы Сибаямы Мунеичи и Сибаямы Мунеаки вызвали большой интерес публики на международных ярмарках и выставках. Во многом благодаря этим мастерам название сибаяма стало известно всему миру.
Групповое фото мастеров, чьи работы экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Мастер Сибаяма Мунеаки, продолживший семейную традицию в ХХ веке (третий справа в центральном ряду).
Миядзаки Теруо (род. В 1936 г.) из Йокогамы считается старейшим мастером, сохраняющим традиционные техники инкрустации периодов Эдо и Мэйдзи. Он читает лекции в Иокогамском обществе Сибаяма, способствуя обучению традиционным ремесленным методам Иокогамы. Его ученики, такие как Гусима Наоко и Мацумото Каори, продолжают постигать секреты этого искусства.
Инкрустация Миядзаки Теруо.
Для инкрустации сибаяма требуются различные виды стамесок и ножей. Перламутр или другой материал вырезают по шаблону желаемой инкрустации, края детали сглаживаются и полируются. Подготовленные детали инкрустации временно прикрепляются к поверхности, в которую они должны быть инкрустированы, а затем иглой выбивают контур выемки. Затем мастер выбирает материал поверхности, создавая углубление нужной формы и глубины. На завершающем этапе подготовленные детали вклеивают в углубления.
Какая тонкая, точная, кропотливая работа! Восхищают эти сказочные фольклерные сюжеты, эти немыслимой формы цветущие ветки сакуры, птички на них. Милая японка, один из семи богов удачи, наблюдающий за крысами, цапли. Мне кажется эта целая философия! Все это бальзам для души! Верочка, огромное спасибо за новые знания, за фото мастеров, за возможность понаблюдать как создается сибаяма.
Спасибо, Зоя! Мне кажется, что эта тема близка к теме форума — декор предметов интерьера. Этим сейчас занимаются многие рукодельники и рукодельницы. Так что старалась показать показать приемы декора той эпохи в деталях)) И конечно, японская эстетика, вы правы — бальзам для души))
Один восторг от такой красоты!!! Каждый раз вы нас удивляете.и мы видим и узнаём что- то новое в искусстве! Спасибо вам огромное!
Спасибо, Надежда! Я уже несколько лет как «заболела» красотой японских произведений искусства эпохи Мэйдзи. Собираю и подбираю всю возможную информацию по этой теме. Эти произведения искусства достигают вершин совершенства)
Спасибо, Вера! Захомячила — рассмотрю с погружением)) От нашего «японского» стола - (3) Человек из Пасифиды. Аркадий и Борис Стругацкие. Аудиокнига. Читает Левашов В. — YouTube Обязательно до конца дослушать )) Это не фантастика ))
Пусть не в тему, но если нравится эстетика фильмов Кустурицы (Балканская цыганщина, одним словом))) - Балканский апогей — YouTube Это было закрытие джазового фестиваля, Марко Маркович со товарищи зажёг конкретно. Я там во втором ряду с такими же возрастными тётками всячески содействовала этому процессу))).
Обе ссылки не работают, наверное, удалили видео...
Ссылки да, не работают, но видео висит, слушаю прям сейчас — Новосибирская филармония, концерт Балканский апогей ))
а Аудиокнига (час длительность) издательства Ардис выдаёт по названию, на Ю-тубе есть.
.
Кстати скопировала ссылку на эл.почту — отчитаться детям, где матушку носит — там открылась. Видимо не профильная тема для форума. Но нас же не остановить))
Что-то ссылка не работает, выдает ошибку...
Добралась рассмотреть — первая ваза «Птицы и цветы» неизвестного автора действительно собрание разных техник — её форма, геометрия и симметрия деталей декора скорее Япония на экспорт. А вот традиционные изделия «для внутреннего рынка» — инро, футляры для карт, визитница, настольные экраны — при очень мелких деталях выглядят как бы легче и как всегда в японских эскизах — эффект схваченного момента в некой динамике ( сюжетная драматургия, пусть и с птицами). Спасибо большое — такая неожиданная Япония))
Точно — избыточность декора, это, скорее всего, влияние европейцев. Но должна сказать, что в аннотации к первой вазе отмечалось, что она хранилась в японской семье и никогда не покидала пределов Японии. Мне тоже больше нравятся классические японские композиции, казалось бы простые сюжеты, но доведенные до совершенства. И в то же время, смотрю сейчас работы французского керамиста 19 века с настолько избыточным декором, что он уже граничит с дурным вкусом. И чувствую, что мне нравится)) Я какая-то всеядная))
Эстетическое пиршество )) Природа засыпает, а наш организм требует «продолжения банкета» ))
Бог мой, сколько красоты и изящества! Какая тонкая работа!
И фантазия мастеров невероятная. И какое необычное сочетание материалов. Я в восхищении
У японских мастеров невероятное вИдение мира, уникальная эстетика. А искусство эпохи Мэйдзи — это такой феномен, как эпоха Возрождения, только в масштабах одной страны.