Украшения с микромозаикой
Среди ювелирных украшений XIX века есть категория изделий, которые относят к так называемому археологическому стилю. Самые прекрасные украшения в археологическом стиле создавала мастерская Castellani, основанная Форунато Пио Кастеллани (1794-1865), который открыл свой первый магазин в Риме в 1814 году. Считается, что первые изделия в археологическом стиле датируются примерно 1832 годом. В архивах имеются записи о продаже изделий, выполненных в "этрусском" стиле. Многие украшения в археологическом стиле включали панели с микромозаикой. Эта техника позволяла воспроизводить в миниатюре известные сюжеты служили раннехристианские и византийские мозаики. Такие ювелирные сувениры пользовались большим спросом у богатых туристов, путешествовавших по Италии.
Золотая брошь, украшенная микромозаикой «Агнец Божий» и эмалью, Castellani, Рим, около 1860 г., из коллекции Британского музея.
Подобное изображение Агнца Божьего можно увидеть в церкви Сан-Клементе. Еще один распространенный сюжет, цитировавшийся в мозаиках XIX века, получил название «Голуби Плиния». Автор сюжета, греческий художник-мозаичист Соз, жил во II веке до н. э. Его работа не сохранилась, но ее описал Плиний Старший в своем труде «Естественная история»: «Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися». Другими популярными сюжетами на микромозаиках того времени были цветы, животные, орнаменты или римские пейзажи.
Позолоченная брошь, украшенная микромозаикой с изображением голубей Плиния, Италия, около 1870 г.
Золотая подвеска, украшенный микромозаикой с изображением голубей Плиния, рубинами и бриллиантами, около 1865 г.
Микромозаики для фирмы Кастеллани и других ювелиров были созданы под руководством Луиджи Подио, который руководил мозаичной мастерской с 1851 по 1888 год. Особенность этой техники в том, что элементы мозаики, которые называют тессерами, имеют размер 1 мм и меньше. Тессеры изготовлены из смальты — цветного непрозрачного стекла, которые нарезают из стеклянных нитей кусочками около 2 мм длиной. Рисунок мозаики набирают на пластине из меди, стекла или обсидиана. Набранный рисунок скрепляют мастикой, покрывают воском и шлифуют до получения ровной поверхности.
Золотая подвеска, украшенная микромозаикой с изображением ассирийского крылатого быка, Castellani, Рим, около 1865-1870 гг., из коллекции Британского музея.
Золотая брошь со скарабеем из лазурита и микромозаики, Эрнесто Пьерре, около 1860 г.
Золотое колье на плетеной цепочке с девятью подвесками в форме знамен с черно-белой микромозаикой в стиле «Помпеи» (фигура Геры, танцующие менады, Амуры, маски и дельфины), Чезаре Роккеджиани, Рим, конец XIXвека, из коллекции Британского музея.
Пряжка с изображением венецианского льва (льва Святого Марка), украшенная микромозаикой, Fabbrica Angelo Pessar, 1870-1900 гг.
Золотые серьги, инкрустированные полихромной микромозаикой с изображением букета цветов.
Золотая подвеска с микромозаикой конца XIX века.
Брошь-крестик, украшенный микромозаикой.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой, около 1870 г.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой с изображением голубей, Рим, середина XIX века.
Браслет из золота, украшенный микромозаикой, Рим, около 1870 г.
Комплект из золота с христианской иконографией: брошь-кулон с микромозаикой «Агнец Божий» и серьги в том же стиле, около 1870 г.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой со спаниелем на охоте, около 1870 г.
Золотой браслет, украшенный микромозаикой, около 1870 г.
Золотой флакон-подвеска, украшенный микромозаикой с изображением крестьянина, Рим, около 1820 г.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой, конец XIX века.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой с изображением голубей, Рим, около 1865 г.
Брошь и серьги из золота, украшенные микромозаикой с изображением голубей, Рим, около 1865 г.
Кулон и серьги из золота в виде амфор, украшенные микромозаикой и жемчугом, около 1870 г.
Брошь и серьги из золота, украшенные микромозаикой с изображением голубей, около 1870 г.
Браслет из золота, украшенный микромозаикой с изображением разных птиц, около 1800 г.
Золотой кулон, украшенный микромозаикой, Рим, около 1880 г.
Серьги из золота, украшенные микромозаикой с изображением пар голубей, около 1880 г.
Браслет из золота, украшенный микромозаикой, около 1880 г.
Современная модель в украшениях с микромозаикой (три последних изделия).
Несмотря на то, что украшения с микромазаикой созданы в 19 веке, выглядят современно! Какие они изящные, изысканные, красивые! Микромазаика восхищает! Красота, созданная из мельчайших частиц стекла! Видно, что Рим и тогда любили туристы. Спасибо, Верочка за огромный труд, за красоту !!!
Спасибо, Зоя! Вот и мне показалось, что украшения выглядят современно — специально вставила фото с моделью. То, что в 19--м веке можно было считать стилем ретро, то и сейчас остается стилем ретро. Это точно, что классика не стареет))
Вера, спасибо за познавательную заметку. Словно в музее побывала. Очень красивые изделия из микро-мозаики, просто шикарные. Изысканные. Комплект «Амфоры» меня сразил наповал.
Спасибо, Алла! В музее Виктории и Альберта есть похожий комплект украшений-амфор, так что можно считать, что и в музей мы одним глазком заглянули)
Большое спасибо за обзор замечательных изделий! Очень красивые!
Спасибо, Галина! Красота на все времена. Думаю, и через следующие сто лет они будут так же восхищать наших потомков))
Спасибо, Вера! Замечательные украшения, экскурс в историю, всё как мы любим)) Впечатлили «голуби Плиния» (в том числе историей создания)) и брошь со скарабеем ))
Спасибо, Мелена! Эти украшения, хотя и не следуют строго какому-то стилю, а скорее, представляют собой смешение стилей разных времен и народов, тем не менее очень хороши! Есть в них что-то «археологическое»)) Скарабей — мой любимчик! Покопалась и нашла другие работы Эрнесто Пьерре. Есть очень интересные вещицы. Со временем сделаю подборку)
Спасибо большое)) Мы с Вами эстетически гурманим на все лады)))
Большое спасибо! Посмотрела с удовольствием. сразу подумалось - сколько труда и вкуса в каждой вещице... И ещё, мол — В наше время эти украшения не впишутся. А, последнее фото удивило. Ещё как вписались! Тут главное — чувство меры и контраста! Да. комплект с амфорами.... Насколько ж он нежный, женственный, тонкий! Просто удивительно, как и микромозаика может быть столь воздушной и легковесной! Вспомнился Чехов, Три сестры.. Сидят на веранде. Пьют чай, беседуют. У каждой - украшения с микромозаикой, причём. у каждой - своё решение, свой стиль))))
Спасибо, Катя! Украшения эти еще и ностальгические. Овальный кулон с розами — универсальный дизайн, напомнил мне одно из первых моих приобретений — кулон с финифтью. Конечно, не микромозаика, но все равно очень милый))
Чудесная техника! Красивые вещи, впечатлил «скарабей». Столько вкуса!
Техника совершенно замечательная. Есть довольно большие картины, выполненные в микромозаике. Вернемся к ним обязательно в наступающем году)