Богини и амуры Альбоина Биркса
Альбоин Биркс, британский художник-керамист, работавший на фарфоровой фабрике Mintons, известен своими работами в технике pâte-sur-pâte. Техника была разработана в 1850-х годах на французской мануфактуре в Севре. Марк-Луи Солон, работавший сначала в Севре, а во время франко-прусской войны перебравшийся в Англию, усовершенствовал эту технику, работая в компании Mintons Ltd. Именно здесь он создал самые впечатляющие образцы работ в стиле pâte-sur-pâte. Среди учеников, осваивавших мастерство под руководством Марка-Луи Солона, одним из лучших был Альбоин Биркс (1860–1940), начавший свою карьеру подмастерьем в Mintons в 1876 году и проработавший там почти 60 лет.
Pâte-sur-pâte, французский термин, который буквально означает «паста на пасте». Эта техника позволяет создавать рельефный рисунок путем нанесения кистью последовательных слоев белого шликера (фарфоровой массы, разведенной до консистенции краски) с обязательной просушкой каждого слоя. Требуется несколько недель, а то и месяцев, чтобы создать гончарное изделие в этой технике. Метод pâte-sur-pâte позволял мастеру достичь в изображении полупрозрачного, почти неземного эффекта легких развевающихся одежд богинь и нимф, струящейся воды или прозрачных крылышек стрекозы. Для такой кропотливой работы художнику требовался талант и большое терпение. И все это было у Альбоина Биркса.
Эта пара ваз в форме восточных ламп, расписанная Альбоином Бирксом в 1889 году, хранится в музее Метрополитен.
Амур с луком среди цветов (фрагмент).
Амур в погоне за птичкой (фрагмент).
Пара ваз в стиле рококо с изображением путти, высота 34 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1880 г.
Парные вазы цвета слоновой кости с фигурками путти в резервах, высота 39,5 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1884 г.
Ваза с изображением амура, играющего на свирели, высота 25,4 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1890 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Ваза в форме фляги пилигрима цвета слоновой кости с классическими фигурами в медальонах, высота 26,7 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1890 г.
Пара ваз с изображением резвящихся путти, высота 21,6 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1893 г.
Ваза с изображением купидонов среди виноградных лоз, высота 22 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1896 г.
Пара ваз в форме фляги пилигрима с изображением амуров с гирляндами цветов, высота 26 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1885 г.
Табачная баночка с изображением по кругу шести амурчиков, перетягивающих канат, 14 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1895 г.
Ваза с амурами, играющими на музыкальных инструментах, высота 22,5 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1898 г.
Пара розовых ваз с изображением купидонов, играющих на скрипке и флейте, высота 24 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1896 г.
Ваза с изображением Бахуса, держащего кубок, высота 27,3 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1889 г.
Двуручная ваза в форме греческой урны, Альбоин Биркс, Mintons, около 1900 г.
Пара ваз в форме фляги пилигрима, высота 15 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1900 г.
Ваза с изображением отдыхающей Венеры и Амура, высота 17,6 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1900 г.
Ваза с изображением Дианы, высота 22,5 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1900 г.
Тарелка с ажурными краями с изображением Купидона среди цветов, диаметр 23 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1905 г.
Ваза с изображением Венеры, которая учит Купидона стрельбе из лука, высота 19,4 см, Альбоин Биркс, Mintons, около 1910 г.
Пара ваз с изображением нимф, сидящих на пьедесталах, одна играет на тамбурине, другая держит на коленях курильницу, высота 24,6 см, Альбоин Биркс, Mintons, 1910 г.
Реверсы ваз оформлены рисунком с изображением путти, летающих вокруг домика на дереве.
Две вазы с изображением музы танца Терпсихоры, высота 34 см, Альбоин Биркс и Лоуренс Биркс, Mintons, 1892 и 1902 гг.
Эти две похожие вазы были созданы в разное время с разницей в 10 лет и разными людьми. Модели ваз классического стиля никогда не выходили из моды и использовались десятками лет. На то она и классика. Самая первая ваза из этой подборки в форме восточной лампы была создана по образцам, выпускавшимся в Севре еще в первой половине XIX века.
Лоуренс Артур Биркс, двоюродный брат Альбоина Биркса, тоже был учеником Марка-Луи Солона и работал в технике pâte-sur-pâte. Проработав на фабрике Mintons 22 года, он основал собственное фарфоровое производство в 1894 году. Работы Лоуренса и Альбоина так похожи, что их было бы сложно отличить, если бы они не были подписаны. Приведу здесь еще один пример работы Лоуренса Биркса. Считается, что расписанная им следующая пара ваз была создана для одной из международных выставок конца XIX века.
Парные вазы «Времена года», Лоуренс Биркс, Mintons, около 1887 г.
Художники фабрики Mintons подписывали свои работы монограммами. Альбоин Биркс подписывался монограммой «AB», а Лоуренс – «LB». Считается, монограмма «LAB» использовалась для совместных работ братьев Биркс.
Парные вазы в форме щита, украшенные эмблемами мира и войны в окружении путти и крылатых герм, монограмма «LAB» (Лоуренс и Альбоин Биркс), Mintons, около 1880 г.
Документы из личного архива Альбоина Биркса с его эскизами и фотографиями.
Вера, большое спасибо! Изящные работы, очень интересно узнавать новое!
Спасибо, Наталья! Техника удивительная. Сюжеты несколько однообразные, но мастер хороший)
Опять у нас новое знакомство! Удивительная техника «паста на пасте»! Эти амурчики, путти, скупидомы -- мифические создания, как-будто летают в пространстве, они невесомые, прозрачные! Форма ваз, цвет, узоры, орнаменты на них, сам фарфор великолепны! Врамя не властно над этой красотой, над этими произведения искусства! Спасибо, Верочка за счастье увидеть эту красоту !!!
Спасибо, Зоя! Жаль, не нашла хорошего фото самого мастера. Да и вообще о нем мало информации в сети. Его архив продавался с аукциона в 2012 году, но удалось поймать только одно фото издалека))
Спасибо, Вера! Никогда такого не видела — очень воздушно, на фото, где крупный план — очень впечатлительно)) Открытие в сюжетной линии — амурчики, перетягивающие канат — видимо и на сказочно-мифологическом плане без конкуренции никак)))
Спасибо, Мелена! Такую роспись обязательно нужно рассматривать крупным планом)) Только так можно оценить всю прелесть этой росписи))
Очень красиво! Богатая классика… Тонко, нежно, изящно, достойно... И ведь и сейчас в формах ничего нового не найдешь… все уже было придумано и сделано давным давно.
Тем не менее поиски продолжаются, и это здорово!
Умели же раньше создавать такую красоту!
Умели. Да и сейчас создают. Я в инстаграме видела множество мастеров-керамистов, которые создают замечательные работы)