Пара голландских двухъярусных ваз, высота 28 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, начало XVIII века.
Вазы такой замысловатой формы появились в Голландии в конце XVII века и были предназначены специально для демонстрации тюльпанов. В разных переводах их называют тюльпаньерами или вазами-тюлипье. Каждый цветок в такой вазе устанавливается в собственное гнездо, образуя великолепный цветочно-фаянсовый каскад. Разумеется, в эти вазы ставили не только тюльпаны, но и другие цветы, в зависимости от сезона. И все же, изначально их придумали именно для этих прекрасных цветов.
Существуют разные модели тюльпаньеров, самые известные из них – пирамиды, которые могут состоять из десяти ярусов, составленных из отдельных частей, поставленных друг на друга в виде обелиска.
Цветочная пирамида, высота 156 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, около 1692-1700 гг., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
Появление тюльпановой вазы – это свидетельство особой значимости цветка, символ процветания в период Золотого века Голландии. Ее история тесно связано с «тюльпаноманией» в Нидерландах XVII века. Согласно популярной версии, тюльпаны были завезены из Стамбула в Антверпен в 1562 году. Цветок стал популярным только к концу века, когда Карол Клузиус, профессор ботаники в университете Лейдена экспериментировал с луковицами и сумел вырастить новый сорт с пестрой «пламенеющей» окраской. Вскоре тюльпан превратился в символ статуса, редкий цветок могли позволить себе только богатые люди. Примерно к 1630 году луковицы тюльпанов стали объектом спекуляций. Проводились большие аукционы, на которых луковицы продавались дороже, чем средний дом в Амстердаме. Этот бум неожиданно закончился в феврале 1637 года тем, что можно назвать первым в истории биржевым крахом.
Акварель с изображением тюльпана Semper Augustus, известного как самый дорогой тюльпан, проданный в период тюльпаномании Нидерландах XVII века. Удивительная окраска таких тюльпанов вызывается специфическим мозаичным вирусом.
Тюльпан сорта «Адмирал ван дер Эйк», проданного 5 февраля 1637 года за 1045 гульденов, иллюстрация каталога «Коллекция множества тюльпанов, нарисованных с натуры с указанием их названий и веса луковиц, публично проданных в Харлеме в 1637 году А. П. Косом, флористом из Харлема».
Ваза-тюлипье, высота 29 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, начало XVIII века.
Самые ранние образцы типичных голландских тюльпановых ваз были изготовлены в Делфте примерно в 1680 году. На этой вазе стоит клеймо Ламбертуса ван Энхорна, владельца De Metale Pot с 1691 по 1721 год. Согласно книге «Hedendaagsche Historie», написанной в 1742 году, это была одна из самых известных фабрик по производству делфтского фаянса между 1690 и 1720 годами. Основателем De Metaale Pot, просуществовавшей более ста лет (1670-1775) был «фарфорщик» Виллем Клеффиус.
Ваза-тюлипье с монограммой и бюстом короля-штатгальтера Вильгельма III, высота 34 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, около 1689–1702 гг.
Ваза-тюлипье, высота 30,5 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, около 1695 г.
Ваза-тюлипье, высота 20 см, Ламбертус ван Эйенхорн, De Metale Pot, Делфт, около 1700 г.
Ваза-тюлипье, высота 30 см, De Metale Pot, Делфт, около 1690-1721 гг., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
Пара цветочных пирамид, высота 104 см, De Metale Pot, Делфт, около 1710-1720 гг., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
Ваза-тюлипье, высота 16 см, De Metale Pot, Делфт, около 1690-1715 гг., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
Пара пятиярусных ваз-тюлипье в стиле Ламбертуса ван Эйенхорна, высота 44 см, Делфт, XIX век.
Пара трехъярусных ваз-пирамид, высота 56 см, Делфт, начало XVIII века.
Ваза-тюлипье, фабрики De Witte Ster («Белая звезда») Дирка Витсенбурга, Делфт, около 1695 г.
Полихромная ваза-тюлипье, высота 20 см, Делфт, XVIII век.
Двухъярусная ваза для тюльпанов, высота 56 см, Делфт, XVIII век.
Двухъярусная ваза-тюлипье, расписанная цветами и журавлями в стиле шинуазри, высота 47 см, Делфт, около 1700 г.
Пара маленьких полихромных ваз для цветов с изображением Флоры, держащей рог изобилия, наполненный цветам, высота 31 см, Делфт, около 1710 г.
Пара полихромных ваз-тюлипье с ручками в виде саламандр, высота 49 см, Делфт, около 1700-1710 гг.
Двухъярусная ваза-тюлипье, высота 75,5 см, Адрианус Кокс, De Grieksche A, Делфт, около 1695-1700 гг.
Ваза-тюлипье, высота 55 см, Адрианус Кокс, De Grieksche A, Делфт, около 1695-1700 гг.
Пара двухъярусных тюльпаньеров, высота 28 см, Адрианус Кокс, De Grieksche A, Делфт, около 1700 г.
Двухъярусная ваза-тюлипье, высота 75,5 см, Адрианус Кокс, De Grieksche A, Делфт, около 1690-1701 гг.
Цветочная шестиярусная пирамида, основание расписано аллегорическими фигурами, символизирующими Веру, Надежду и Благотворительность, высота 89 см, Адрианус Кокс, De Grieksche A, Делфт, около 1687-1701 гг.
В конце XVII века в Делфте работало около тридцати гончарных мастерских. Фабрика De Grieksche A под руководством Адриануса Кокса является одним из самых знаменитых производителей цветочных пирамид. Адриан Кокс купил фабрику A Grec в 1687 году у своей невестки, вдовы Сэмюэля Ван Энхорна, и управлял ею до 1701 года. Под его руководством фабрика производила важные изделия, предназначенные для Вильгельма III Оранского и королевы Марии Стюарт II, большой поклонницы работ делфтских гончаров.
Цветочная пятиярусная пирамида, высота 62 см, Китай, начало VIII века.
Со временем мода на выращивание тюльпанов распространилась на другие европейские страны. А вазы-тюлипье по образцам делфтских гончаров стали производить французские, итальянские и даже китайские керамисты. Форма обелиска близка китайской культуре и ассоциируется с китайскими пагодами. На некоторых образцах китайских цветочных пирамид даже воспроизводился знак «АК» - монограмма Адриануса Кокса.
Китайский тюльпаньер в делфтском стиле, XVIII век.
Трехъярусная ваза для тюльпанов в делфтском стиле, высота 32 см, возможно, Италия конца XVIII века.
Ваза-тюлипье, высота 20 см, Делфт, 1725 г.
Ваза-тюлипье, высота 22,5 см, Делфт, начало XIX века.
В заключение хочу сказать, что вазы для тюльпанов выпускают и в наши дни на фабрике Royal Delft, хотя прошло уже 350 лет после того, как были разработаны первые такие образцы. Причем вы можете выбрать как большую пирамиду, символ Королевского Делфта, так и скромную маленькую вазочку.
Небольшая круглая ваза Tulip, Делфт, Royal Delft, современная работа.
Цветочная пирамида, высота 120 см Делфт, Royal Delft, современная работа.
Хосе Эскофет, 1988-1991г.
Очень интересно! Никогда раньше не видела таких ваз! Вазы несомненно произведение искусства, но создание разных сортов тюльпанов — вот высшее изобретение человеческого разума! На их выведение уходит очень много времени, поэтому понять их дороговизну можно вполне. Поэтому и ваза для таких шедевров должна соответствовать. Спасибо, Вера, большое за Ваш пост! Получила огромное удовольствие от просмотра!
Спасибо, Надежда! В моих подборках было много разных ваз, но эти, конечно одни из самых необычных)
Какая сегодня интересная тема! Чувствуется приближение весны! Голландия -- родина самых красивых тюльпановых полей! Экскурсия в историю поразила, созданными для них тюльпанъерами. Эти великолепные многоярусные пирамиды заставляют представить как это было в те времена. Спасибо, Верочка, было очень интересно !
Спасибо, Зоя! Мне посчастливилось посетить Голландию в начале мая. Тема тюльпанов в это время, конечно самая интересное. Удалось попасть и в парк Кекенхоф, и на парад цветочных платформ. Очень яркие впечатления)
Как здОрово! Чудесное начало весны)))
Замечательная поездка, незабываемые впечатления, яркие фотографии. Невероятно повезло с погодой. Все 10 дней светило солнышко. Хмурыми были только день приезда и день отъезда. Просто как по заказу))
Вандерфул)))
Верочка, я очень рада за Вас! Эти впечатления, конечно, на всю жизнь. У меня в саду очень много тюльпанов, к сожалению время их цветения очень короткое. А когда цветут -- это райское наслаждение.
Жаль, что я не садовод. Хотя и пыталась)) Как раз привезла луковицы гладиолусов из Голландии. Очень красивый сорт, желто-сиреневые. Но через пару лет они у меня пропали, выродились. Что поделать, мне не дано))
И у меня та же история, то грызуны, то наводнение, но я не сдаюсь, все покупаю и сажу, радуюсь год-два и опять все сначала… Но очень люблю тюльпаны!
Так и есть)) — даже садоводы-блогеры особо не печалятся — сажают ежегодно сколько не жалко потратить для радости.
Верочка, это у всех так, чем дороже и красивее сорт, тем быстрее вырождаются, пропадают.
К большому сожалению
Я теперь перешла на лилейники. С ними проще. Но тюльпаны сажаю понемногу. Все-таки первые цветы радуют особенно))
Лилейники тоже люблю)) В связи с ними вспомнила отличный фильм с Клинтом Иствудом «The Mule» 2018 года (Наркокурьер - но лучше искать на латинице))) Этот фильм меня отлично поддержал в 19-20 году.
Невероятно! Даже не представляла себе таких фантастических форм! Человеческий ум изощрен в решении придуманных задач.
Что верно, то верно. Тут и функциональность и эстетика. Замечательное решение задачи))
Да, дивная весенняя тема (хотя за бортом -27)). Очень красиво, функционально, действительно «в каждый дом» ) Очень понравилось, спасибо, Вера, большое!!
Не смотря на холод, предчувствие весны уже присутствует в солнечные дни)) Не за горами 8 марта с непременными тюльпанами))
Спасибо, Мелена!
Точно, я даже вскинулась вазочку заиметь такую — не в этот раз, будем искать с перламутровыми пуговицами
А я так и не решилась купить… Цена была кусачая)) Удовольствовалась парочкой подставок для яиц (из ширпотреба)) Зато музеи все пересмотрела)
Конечно, не куплю, не те заботы))) - это я эпизод из любимого фильма вспомнила, как герой Ю. Никулина «шатался» по комиссионкам — " а есть такой же, но без крыльев" и т.д.
Отсылку я поняла, хотя и не отреагировала)
Огромное спасибо, Вера! У Вас всегда такие интересные материалы! От себя могу добавить — у древних греков, например, в античные времена, в IV - III веках до н.э. было более 350 видов всякой столовой и хозяйственной посуды (уж знаю, как специалист-музейщик). Посуда была на все случаи жизни и для чего угодно, за исключением — представляете?- у них не было специальной посуды для цветов, цветочных вазочек не было, от слова «вообще»- просто не было. А здесь придумали для одного вида цветов! Как причудлива и безгранична бывает человеческая фантазия. Ещё раз спасибо за удовольствие.
Спасибо, Анна! Прекрасное дополнение. Эти интересные факты про античную посуду я не знала. Наверняка пригодится в будущих подборках))
Что касается античных времен. Если посмотреть предыдущий пост про Императорский стеклянный завод, во многих вазах непременно и безошибочно узнаются формы античных сосудов: амфор, киликов, аскосов. Есть в этом некий парадокс))