Скальола
Все, кто бывал в старинных дворцах и особняках, наверняка обращали внимание на красивые колонны, которые на первый взгляд кажутся вытесанными из мрамора. В некоторых случаях так и есть, но чаще всего в оформлении интерьеров использовали искусственный мрамор, сознанный по технологии, называемой скальола (scagliolа).
Колонны из искусственного зелёного мрамора Греческого зала Большого дворца в Павловске под Петербургом. Проект архитектора Ч. Камерона, 1780-е гг.
Пол из искусственного мрамора в павильоне Катальной горки в Ораниембауме, построенного по проекту Антонио Ринальди, 1762-1774 гг.
Искусственный мрамор, предшественник современной декоративной штукатурки, создавали из обожжённого и измельчённого гипса (алебастра) с добавлением натуральных минералов, связующих веществ и красителей. Этот метод использовали для имитации дорогостоящего мрамора разных цветов начиная с XVI века. Термин происходит от итальянского слова scagliа – чешуйка, чешуйчатый. Так же называлась прозрачная разновидность минерала селенита, добываемого в итальянских Альпах, который применялся в качестве наполнителя штукатурной смеси. Скальола стала известна в Италии как l'arte della pietra di luna из-за того, что селенит напоминает цвет луны, когда его рассматривают на свету. Для придания мраморного блеска поверхность заглаживали пемзой, полировали льняной тканью и древесным углем, а затем – промасленным войлоком или пчелиным воском.
Пара панелей по мотивам картин фламандского художника Майкла Свертса (1618-1664), скальола, 30,5х42 см, Карпи, Италия, XVII век.
Изобретателем техники считают мастера Гвидо Фасси (1584—1649) из города Карпи в регионе Эмилия-Романья, ставшем столицей этого ремесла. Здесь в технике скальола создавали панели алтарей, картины, панно, полки и столешницы. Панели скальола использовали для отделки мебели, сундуков и шкатулок.
Пара больших панелей с изображением цветов в вазах, скальола, 140х117 см, Эмилия-Романья, около 1650 г.
Итальянский настольный шкаф в манере Джованни Леони (1639-1710), черное дерево, позолота, панели скальола, высота 67 см, вторая половина XVII века.
В XVIII веке центр ремесла переместился во Флоренцию, где под покровительством герцогов Тосканских скальола развивалась параллельно искусству флорентийской мозаики. Используя приемы инкрустации фона гипсовыми массами разного цвета, мастера скальолы приблизились в своем ремесле к искусству живописи. Особая роль в этом принадлежала братьям Энрико (1695-1771) и Игнасио Хагфордам (1703-1778), сыновьям английского часовщика, который был убежденным католиком и покинул Лондон вместе с женой примерно в 1686 году, чтобы начать новую жизнь в Папской Италии. Хагфорд поселился во Флоренции, где получил должность «Aiutante di Onore» (почетного помощника) при дворе великого герцога Козимо III Медичи (1642-1723).
Игнасио Хагфорд известен как художник, критик, искусствовед и коллекционер, член Accademia delle Arti del Disegno («Академия искусств рисования) во Флоренции. В 1745 году он написал более десятка полотен для трапезной бенедиктинского аббатства Валломброза, где его брат Фердинандо Энрико стал аббатом.
Две панели с изображением прибрежных пейзажей, скальола, 49х17,5 см, Энрико Хагфорд, Валломброза, около 1730–1750 гг.
Энрико Хагфорд поступил в аббатство Валломброза в качестве монаха в 1711 году. Обученный искусству скальолы у монахов аббатства Санта-Репарата в Марради, он вернулся в Валломброзу, где его талант вскоре был оценен и признан. Его отточенная техника позволила ему добиться гораздо большей выразительности изображения, чем у его предшественников. Он использовал широкий круг сюжетов, включая пейзажи, морские и речные виды с архитектурой и фигурами, цветы, животных, жанровые сцены, портреты и жития святых. Коллекцию его работ можно увидеть в музее аббатства Валломброза.
Панель с изображением прибрежного пейзажа с лодками под аркой, скальола, 49,5х37 см, вероятно, Энрико Хагфорд, середина XVIII века.
Панель с изображением прибрежного пейзажа со скалами, скальола, 44х34 см, вероятно, Энрико Хагфорд, середина XVIIIвека.
Метод изготовления скальолы, использовавшийся Хагфордом, описан в неопубликованном отчете его ученика Ламберто Гори (1730–1801): «Этот материал, называемый скальолой или Specchio d’asino, кальцинируется или приводится в рыхлое состояние под действием тепла, измельчается в очень мелкий порошок, а затем превращается в пасту, которую можно раскатывать в плиты различной формы и размеров. Когда кусок пасты затвердеет, на поверхности делают углубления в соответствии с рисунком или узором, который будет изображен, а затем инкрустируют свежей пастой, смешанной с любыми цветами, необходимыми для изображения. Только при крайнем трудолюбии и терпении можно довести столь кропотливую работу до совершенства. Целью этой техники является подражание искусству живописи, создание в цветных скальолах с достаточной степенью натурализма пейзажей, марин, цветов, фруктов, животных и т. д., и даже, чему больше всего следует удивляться и восхищаться, человеческих фигур. По завершении, поверхность изображения скальолы можно отполировать, и таким образом скрыть все следы техники инкрустации. Действительно, картины-скальолы часто путают с картинами под стеклом. Скальола настолько тверда, что ее можно использовать для полов, и настолько прочна, что ее часто используют для гробниц и церковных памятников. Но самое привлекательное его качество — это полировка, которая придает ей такой изысканный и драгоценный вид».
Четыре панели с изображением птиц (40,5х50,5 см), скальола, Италия, начало XVIII века.
Эти панели имеют сходство с рисунками птиц итальянца Якопо Лигоцци (1547–1627 гг.), художника, работавшего с 1577 по 1627 год при дворе Франческо I Медичи. Многие его работы, которые сегодня хранятся в коллекциях Уффици и Питти, в прошлом были источником вдохновения для флорентийских мастеров XVII-XVIII веков.
Панель с изображением птиц на сливовой ветке, скальола, 66х66 см, Флоренция, конец XVII века.
Пара панелей с изображением птиц, скальола в бронзовой позолоченной оправе, Италия, XVII век.
Столешница с изображением попугая, приписывается Лоренцо Бонуччелли, скальола, 143х58,6 см, Италия, конец XVII века.
Панель с изображением четырех уток в фонтане в позолоченной деревянной раме, скальола, 47х35 см, Италия, около 1800 г.
Столешница с цветочным узором и бабочками, скальола, 96х96 см, Италия, XVII век.
Столешница с изображением Святого Семейства и сельских сцен в картушах, скальола, 114х75 см, Италия, XVII век.
Столешница с растительным орнаментом и масками сатиров по углам, скальола, 131х67 см, Италия, XVII век.
Столешница с изображением совы в окружении птиц и цветов, скальола, 111х67 см, Италия, конец XVII века.
Столешница с изображением пейзажа и профильными портретами Георга II и членов королевской фамилии в круглых медальонах, скальола, 125х64 см, Флоренция, вторая четверть XVIII века.
Панель в технике скальола, 155х54 см, Сицилия, начало XVIII века.
Итальянское панно с изображением цветов и птиц, скальола, 37х32 см, XVIII век.
Панно в стиле trompe l’oeil (обманка), скальола, 56х47 см, Пьетро Зейтер, Рим, 1749 г.
Панно в стиле trompe l’oeil (обманка), скальола, 56х47 см, Пьетро Зейтер, Рим, 1749 г.
Панно создает иллюзию гравюры на бумаге с неровными краями. Пьетро Зейтер происходил из семьи художников, работавших в технике скальола, которые были известны своими двухцветными работами и уникальным использованием обманки. Родоначальником семьи был Даниэль Зейтер (известный впоследствии как Даниэле Фьямминго), который родился в Вене в 1649 году и умер в Турине в 1705 году. Пьетро, Амедео и Тарсилла Виттория Зейтер были потомками Даниэля, которые работали в Риме в XVIII веке. Пьетро был вторым сыном Даниэля и получил образование военного архитектора. В начале своей карьеры он проектировал и строил укрепления Турина для кардинала Гуальтьери, а также работал над проектами для Папы Клементе XI.
Прием trompe l’oeil был популярен в живописи XVIII века. Использовался он и в технике скальола. Встречаются столешницы скальола с изображенными на них письменными приборами и бумагами или разбросанными по столу игральными картами.
Столик со столешницей XIX века в технике скальола, 76х53 см, Италия.
Панель с изображением птицы на цветущей ветке в технике скальола, в обрамлении лазурита, 58,5х68,5 см, Италия, XIX век.
Итальянское панно с изображением вазы с фруктами, скальола, 48х58 см, конец XIХ века.
Столешница со сценкой деревенского праздника, скальола, диаметр 83 см, Антонио Белли, Тоскана, вторая четверть XIX века.
Шкаф, облицованный шпоном черного дерева с панелями скальола, вероятно, работы Бальдассаре Артиме, высота 165 см, около 1670 года.
Со временем техника скальолы распространилась по всей Европе. Панели-скальолы на этом шкафу почти наверняка являются работой Бальдассаре Артимы, итальянского мастера-иммигранта, работавшего в Англии между 1670 и 1686 годами. Он был одним из двух итальянцев, зачисленных в качестве художников в труппу Королевского театра в 1670 год, вторым был Диачинто Корси. Когда в январе 1672 года театр был уничтожен пожаром, им пришлось искать новую работу. Артима остался в Лондоне, где нашел богатых покровителей, таких как герцогиня Лодердейл и сэр Джон Уильямс, чей дом на площади Сент-Джеймс был реконструирован под его руководством. Корси отправился в Саффолк, памятники в технике скальола в церквях Хостед, Милденхолл и Вестторп – его работа.
Зеркало в раме, созданной в технике скальола, вероятно, работы Бальдассаре Артиме, высота 122 см, конец XVII века.
Каминные часы, скальола, позолоченная бронза, высота 22 см, Джеймс Треджент, Лондон, около 1780 г., из коллекции музея Метрополитен.
Столешница с изображением цветочных гирлянд, скальола, диаметр 129,5 см, Италия.
Пара итальянских панелей в неоклассическом стиле, скальола, 122х71,5 см.
По мере того, как техника скальолы оттачивалась опытными мастерами, ее пластичность и универсальность позволили им использовать множество декоративных приемов, имитирующих флорентийскую мозаику (pietre dure), вышивку, кружево, инкрустацию из слоновой кости, лепнину и даже картины маслом. Со временем этот материал стал цениться так же, если не больше, чем сам мрамор.
Шкафчик из черного дерева, дверца украшена панелью скальола, имитирующей слоновую кость, высота 104 см, вторая половина XIX века.
Деревянная шкатулка с панелью в технике скальола и латунными накладками, конец XIX века.
Невероятно! Если бы не Ваша, Вера, статья, я бы думала, что это картины, покрытые лаком. Какие же итальянцы даровитые, Бог оделил этот народ сполна. Диву даешься как это можно сделать в такой технике! Каждая работа это не просто шедевр, это космос! Я под глубоким впечатлением от этих работа. Спасибо огромное!
Спасибо, Надежда! Я и сама случайно узнала об этой технике. Увидена новое слово,… и получилась подборка. Сама удивляюсь, как много интересного в сфере искусства)
А итальянцы безусловно талантливый народ)) Впрочем, так можно сказать о любой нации)
Тоже подумала — сколько ж энергии и труда вложено в творчество. Хотела написать о благодатном климате (типа не надо топить и снег разгребать)) — потом вспомнила о мастерах с наших широт )) — однако, трудолюбие для любого мастерства — надёжная опора)))
Листаю с открытым ртом подборку, собираю впечатления в слова — и вот она написаны
Очень приятно иметь единомышленника
А вот казалось бы — началось с простой штукатурки. Но поднято до уровня искусства)
Удивлена и восхищена! Об этой технике слышу впервые! В этой технике хоть полы, хоть столешницы и даже картины, которые не уступают живописи! Очень интересное описание про мастеров и история оттачивания техники скальола! Спасибо, Верочка за огромный труд, за красоту! С первым днем весны, здоровья и благополучия Вам !!!
Спасибо, Зоя! Тема оказалась не простой. Особенно в отношении братьев Хагфорд. Их все время путают, а иногда считают одним человеком: Энрике Игнасио. Пришлось перешерстить десятки заметок, чтобы определить: кто есть кто. Кстати, их отца тоже звали Игнасио, что усиливает путаницу. А самая большая путаница из-за того, что Игнасио был коллекционером и дилером. Он продавал скальолы своего брата богатым европейским коллекционерам. Так что на многих скальолах стоят два имени. Иногда Игнасио «записывают» в монахи, но это не так. Он был живописцем флорентийской школы. Писал маслом. Видела его полотна и рисунки в музее В&А. У него много учеников.
Еще раз спасибо, Зоя! Поздравляю и вас с приходом весны и желаю всяческих благ!
Верочка, спасибо за дополнение к теме. Техника очень интересная. Нам всем прекрасной теплой весны !!!
Фантастика! Спасибо огромное, Верочка! Никогда о таком не слышала, даже представить не могла, что такое бывает. Про флорентийскую мозаику слышали все. А скальола… Верочка, Вы у нас первооткрыватель. Вытаскиваете нас из мрака невежества
Присоединяюсь))
Ну, и себя образовываю потихоньку)
Спасибо, Людмила!
Спасибо, Вера, огромное! Действительно, Ваш подход к раскрытию темы «вширь и вглубь» даёт возможность не просто зацепиться на новом слове и картинках, а проникнуться сопричастностью к исследовательскому процессу. Мне очень нравится расти над собой и обыденностью)))
Мелена, как Вы точно выразили и мои мысли !
Спасибо, Мелена! Я уже давно поняла, что простой просмотр картинок забывается моментально, если с ним не связана какая-то дополнительная информация. Да и сам процесс поиска тоже дело увлекательное))
Не грех повториться — Вселенная награждает здоровьем за поисковую активность
Хорошо бы)
100% если поиски вести на свежем воздухе (таинственная карта, компас, лопата и т. д.)
Дело это зряшное) Кладоискатели с металлоискателями уже всю область обшарили. Нужно ставить другие цели))
Берём музей?))) Тогда лопаты маловато...