Динандери Клавдия Линосье
Клавдий Линосье считается одним из величайших мастеров по металлу времен французского ар-деко. Ювелир и медальер по образованию, он был прекрасным гравером, эмальером и знатоком техники лакирования. За свою жизнь он создал более 3600 предметов (декоративных тарелок, ваз и т. д.) в технике динандери – так во Франции называют искусство металлообработки методом формования изделий из листового металла, такого как медь, латунь, серебро или олово, главным образом путем ковки. Это слово появилось в XIV веке, по названию города Динан в Бельгии, где в то время процветало это ремесло.
Работы Линосье, украшенные чаще всего геометрическими узорами, отличаются сочетанием красочного патинирования с использованием инкрустаций цветными металлами.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 20,5 см, Клавдий Линосье, Франция, 1947 г., из коллекции Лионского музея изобразительных искусств.
Клавдий Линосье, выходец из скромной семьи, родился в 1893 году в Лионе. В 1904 году он поступил в училище, чтобы освоить ремесло обработки металла. Сначала он работал слесарем, а затем поступил в ювелирный дом Berger-Nesme, где обучился работе с драгоценными металлами.
В годы Первой мировой войны Линосье поступил в армию и оставался на службе до 1919 года. Вернувшись в Париж после войны, он работал с известным ювелиром и дизайнером Жаном Дюнаном (1877-1942), который первым сумел вернуть популярность декоративным изделиям из цветных металлов. Именно в этот короткий период Линосье нашел свое вдохновение, открыв для себя богатство античных коллекций Лувра, в частности, греческих ваз античного художника Дуриса (V век до н.э.). Вот что об этом сказал сам мастер: «Есть великолепный мастер Дурис, этот тонкий грек с душой, чистой, как горизонт Аттики… Чему он не научил меня в тени и тишине трех комнаток Лувра? Его керамика показалась мне металлической, поэтому я стараюсь из своих металлов делать керамику, похожую на его. Я всей душой обязан Дурису».
Как и его учитель, Жан Дюнан, Линосье преуспел в традиционном ремесле динандри. Затем он вернулся в Лион в 1920 году и открыл собственную мастерскую. Очень скоро его работы стали популярны благодаря участию в художественных выставках и Салонах.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 24 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1923 г., из коллекции музея Метрополитен.
Эта ваза была выставлена на выставке Общества художников-декораторов в Париже в 1924 году, где ее приобрела Флоранс Блюменталь, жена парижского банкира, а затем попечителя музея Метрополитен. В 1919 году Блюментали учредили Американский фонд французского искусства, организацию, которая предоставляла финансовые гранты французским художникам, ремесленникам и писателям. Линосье получил грант в 1922 году, что помогло ему завоевать американский рынок. Он начал экспортировать свои работы за границу, выставлялся в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Афинах, Бухаресте, Милане, Праге, Монреале и Сиднее.
В 1925 году Линосье построил дом в Лионе, на улице Бельфор, где он работал и жил до своей смерти. Ежегодно он создавал от 200 до 300 работ при участии своей жены и соавтора Элен Линосье. В 1926 году Лионский музей изобразительных искусств открыл зал, посвященный декоративному искусству, где разместил его работы, его репутация уже тогда стала международной.
Патинированный поднос динандери, 34х34 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1922 г.
Патинированная медная ваза динандери, высота 23 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Для декорирования своих работ Линосье использовал технику горячей инкрустации цветными металлами (серебро, латунь, нейзильбер и медь), предварительно патинированными кислотой, либо окислением паяльной лампой. Чтобы получить характерную патину и закрепить ее, художник 300–400 раз подвергает предмет нагреванию до температуры от 500 до 900 градусов.
Каждый цветной металл имеет имеет собственные эстетические свойства. Благодаря меди получают всю свою гамму красных цветов. Нейзильбер позволяет получить красивый глубокий черный цвет. Латунь придает изделию светло-коричневый или оливково-желтый цвет.
Патинированная медная ваза динандери, высота 23 см, Клавдий Линосье, Франция, 1952 г.
Клавдий Мари Виктор Линосье (1893–1953)
Элен Линосье умерла в 1952 году. В память о покойной жене Линосье в 1953 году учредил три стипендии для студентов Школы изящных искусств Лиона и завещал некоторые из своих работ Лионскому музею изобразительных искусств. В октябре того же года он покончил с собой.
Патинированная ваза динандери, высота 24 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1923 г.
Декоративное панно, в стиле ар-деко с изображением охотницы Дианы, 70х78 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1920 г.
Патинированная ваза из латуни и меди, инкрустированная серебром, высота 18 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1920 г.
Патинированная ваза динандери, предположительно выставлявшаяся на Всемирной выставке 1925 года в Париже, высота 24 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1925 г.
Патинированная ваза динандери с серебряной отделкой, Клавдий Линосье, Франция.
Патинированная медная тарелка динандери, диаметр 19 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1925 г.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 34 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1926 г.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 16 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1925 г.
Патинированная латунная ваза, инкрустированная серебром, высота 22 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1925 г.
Патинированная медная тарелка, инкрустированная серебром, диаметр 19 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная тарелка с изображением вакханки, инкрустированная серебром, диаметр 40 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1925 г.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 30 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1927 г.
Патинированная медная тарелка, инкрустированная серебром и латунью, диаметр 39 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Серебряный поднос, инкрустированный цветными металлами, 30х30 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная сферическая ваза, инкрустированная серебром и латунью, высота 22 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930-1940 гг.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 24 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная ваза «'Ondulation de pendeloque», инкрустированная серебром, высота 21,5 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 24 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная ваза, инкрустированная серебром, высота 36 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1930 г.
Патинированная медная тарелка, инкрустированная серебром, диаметр 39 см, Клавдий Линосье, Франция, около 1950 г.
Новое лицо, новая техника, но самое интересное то, что мы заглядываем и проживаем жизнь с героями нового сюжета! Мне очень жаль, что Клавдий Линосье покончил жизнью сам. Видно очень любил жену, поэтому не захотел жить без нее. Техника очень трудоемкая, но работы великолепные. Верочка, спасибо за очень интересный показ и рассказ об этом удивителном мастере-ювелире !
Спасибо, Зоя! Думаю, что так и было. При том, что он пережил две мировые войны. А в первой и сам воевал. Видел много смертей. Но так сильна была любовь, что не смог пережить ее уход из жизни. История грустная.
Но работы очень интересные. Забросила тему, которую готовила, как только случайно увидела первую вазу)
С праздником Весны, дорогие девушки! У нас наконец-то солнышко по-весеннему )) А у Веры такая интересная техника инкрустации, чёткость рисунка и формы ваз простые, но очень гармоничные. Согласна с Верой — конец жизни Мастера грустный, хотя когда он бывает весёлый.
Спасибо, Мелена! С праздником! Счастья, здоровья, удачи!
Спасибо, Вера, за открытие нового Мастера! Полюбовалась, повосхищалась! Вам всего доброго!
Спасибо, Наталья! Поздравлю и вас с праздником! Счастья, здоровья, благополучия!
Удивительные «керамические» вазы и тарелки… Очень интересные работы, глядя на всю эту красоту сразу и непоймешь, что это металл. Сколько всего интересного в мире. Как много интересных мастеров оставивших свой след, как много интересных техник придумано и использовано… Удивляюсь фантазии художников
Вот именно! Очень похоже на керамику, и в то же время — что-то не так… Именно это ментальное неудобство меня и зацепило, кода я увидела одну из пузатеньких ваз.
А оказалось, что мастер известный, и техника очень интересная. Самое любопытное и интересное находишь, когда пытаешься ответить на такие вот несформулированные вопросы. Их невозможно сформулировать, потому, что понятия не имела о существовании такой техники)