Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Гамбсовы мебеля
Генрих Даниэль Гамбс (1765-1831) мебельный мастер родом из прусского городка Нойвид, был учеником и помощником выдающегося мастера-мебельщика Давида Рёнтгена. В 1790 году он приехал в Санкт-Петербург, сопровождая крупную партию мебели мастерской Рёнтгена, заказанную императрицей Екатериной II. Оценив возможности российского рынка, Гамбс открыл мебельную мастерскую в Санкт-Петербурге на паях с австрийским коммерсантом Ионафаном Оттом в 1795 году.
Из объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под №297 магазин для продажи всяких мебелей».
Качество мебели мастерской Гамбса было превосходным, и покупать мебель у Гамбса считалось престижным. Мастерская выполняла заказы императорского двора и создавала мебель по эскизам знаменитых архитекторов, которые разрабатывали интерьеры для Зимнего дворца и загородных царских резиденций. В 1810 году Гамбс получил звание и должность придворного механика. И это не удивительно, Генрих Гамбс был лучшим специалистом по мебели со скрытой механикой для открывания мебельных ящиков и отделений.
В Парадной библиотеке Павловского дворца можно увидеть впечатляющий стол-бюро работы Гамбса, выполненный по проекту Винченцо Бренны, со столешницей из красного дерева на двенадцати ножках из слоновой кости, украшенный портиком-храмом богини Весты.
Парадная библиотека Павла Петровича в Павловском дворце.
Стол-геридон из красного дерева со столешницей из малахита и отделкой из позолоченной и патинированной бронзы, считается работой Генриха Гамбса по проекту Андрея Воронихина, Санкт-Петербург, 1803 год, часть мебельного гарнитура, подаренного Александром I прусскому королю Фридриху Вильгельму III и королеве Луизе.
Изогнутые ножки геридона украшены золоченой бронзовой женской маской с патинированными бронзовыми крыльями летучей мыши, латунные оправы ножек маскируют колесики.
Стол-геридон, один из подаренной пары, и монументальное зеркало, входившие в дипломатический подарок Александра I, в интерьере берлинского дворца Фридриха Вильгельма III можно увидеть на акварели Леопольда Зильке, 1861 г.
Бюро в неоклассическом стиле из красного дерева с накладками из позолоченной бронзы, высота 129,5 см, Генрих Гамбс, около 1805 г.
Вначале мастерская Гамбса повторяла образцы мебели Давида Рёнтгена: прямые линии и простые силуэты, красное дерево, бронзовые детали в виде цветочных гирлянд и листьев, маркетри из тонкого шпона дерева ценных пород. Со временем мода менялась, менялся и стиль мебели мастерской Гамбса. Одно оставалось неизменным – высокое качество работы.
Бюро с музыкальным механизмом, увенчанное бронзовой группой, работы Гамбса, Зимний дворец, зал 185.
Генрих Гамбс умер в 1831 году от холеры. Мебельное производство унаследовали его сыновья, ставшие совладельцами отца ещё при его жизни. В семье Генриха Даниэля Гамбса и его жены Шарлотты было пятеро сыновей: Пётр Генрихович (1802-1871), Александр (1804-1862), Эрнест-Фердинанд (1805-1849), Густав Генрихович (1806-1875) и Людвиг Генрихович. В 1847 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера братья Гамбс создали мебель для «Розовой гостиной» Зимнего дворца в стиле «второго рококо». Братья Гамбс оставались официальными поставщиками императорского двора до 1848 года. Фирма братьев Гамбс прекратила существование в 1860-х годах.
Шкатулка для рукоделия из розового дерева на фигурных ножках с бронзовыми ручками и фарфоровой крышкой, созданная в мастерской братьев Гамбс по проекту А.И. Штакеншнейдера, третья четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Шкафчик для драгоценностей, украшенный фарфором, мастерской братьев Гамбс был представлен на Всемирной Лондонской выставке 1851 года.
Резной золоченый экран, обтянутый шелком, 115х104 см, мастерская братьев Гамбс, проект А.И. Штакеншнейдера, середина XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Секретер розового дерева с фарфоровыми расписными плакетками в бронзовых обрамлениях, мастерская братьев Гамбс, третья четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Этажерка розового дерева, мастерская братьев Гамбс, проект А.И. Штакеншнейдера, середина XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Корзина для бумаг розового дерева, мастерская братьев Гамбс, третья четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Резная ширма со стеклом в готическом стиле, мастерская братьев Гамбс, около 1830 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
В семье царя Николая I было три дочери, великие княжны, которым подыскали подходящих мужей из среды высшей европейской аристократии. Первой вышла замуж великая княгиня Мария Николаевна за герцога Лейхтенбергского, затем Александра Николаевна вышла замуж за принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассель-Румпенгеймского. В 1846 году Ольга Николаевна вышла замуж за наследного принца Карла Вюртембергского. Для каждой дочери было подготовлено роскошное приданое, в которое входила и мебель, изготовление которой было получено мастерской братьев Гамбс.
В собрании Государственного исторического музея хранится интересный предмет мебели работы мастерской братьев Гамбс, так называемый патент-секретер, вероятно, изготовленный для подарка великой княгине Ольге Николаевне. Патент-секретер предназначался для хранения графических работ. Эта разновидность шкафчика имеет две дверцы. Одна дверца откидывается, образуя столешницу-пюпитр. Вторая открывается не полностью, а ровно настолько, чтобы можно было положить рисунок в кожаный карман, прикрепленный с внутренней стороны секретера. Секретер украшен фарфоровыми вставками и накладками производства Императорского фарфорового завода.
Патент-секретер из палисандра с накладками из позолоченной бронзы и фарфора, мастерская братьев Гамбс, 1842-1844 гг., из собрания Государственного исторического музея.
Патент-секретер украшен копиями живописных работ европейских мастеров.
Патент-секретер из палисандра с накладками из позолоченной бронзы и фарфора, вероятно, принадлежавший великой княгине Ольге Николаевне, высота 155 см, мастерская братьев Гамбс, около 1842 г.
Роспись на откидной крышке секретера выполнена Николаем Фроловым по картине Карла Неффа «Две девушки в национальном платье» (1838 г.). Внутренняя поверхность крышки, служащая поверхностью для письма, облицована синим бархатом, а внутренние ящички отделаны слоновой костью. Бюро принадлежало кому-то из членов императорской семьи, возможно, оно входило в приданое одной из дочерей Николая I.
Настенная этажерка из тюльпанового дерева, принадлежавший великой княгине Ольге Николаевне, мастерская братьев Гамбс, около 1846 г.
Изысканный туалетный столик, принадлежавший великой княгине Ольге Николаевне, мастерская братьев Гамбс, Санкт-Петербург, около 1945 г.
Люстра из позолоченной бронзы и фарфора, принадлежавшая великой княгине Ольге Николаевне, мастерская братьев Гамбс и Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, около 1846 г.
Жардиньерка из комплекта мебели, принадлежавшая великой княгине Ольге Николаевне, мастерская братьев Гамбс, Санкт-Петербург, около 1846 г.
Бюро с фарфоровым медальоном с изображением Александра Македонского, вероятно, подаренный великой княгине Ольге Николаевне ее братом, будущим Александром II, мастерская братьев Гамбс, середина XIX века.
Единственное в своем роде бюро, мастерская братьев Гамбс, 1824-1831 гг., из собрания Государственного исторического музея.
По желанию заказчика бюро украшено специальной витриной, в которой расположены табакерки фабрики Штобвассера (Германия) с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей сюжеты живописных полотен.
Это бюро уникально еще и тем, что оно имеет клеймо мастерской: «Ebeniste-Mecanicien Cour Gambs a St. Petersbourg» (Придворный Краснодеревщик-Механик Гамбс Санкт-Петербург). Мебель мастерской Гамбса практически никогда не подписывалась. Так что найти под обивкой стула табличку с надписью «Этим стулом мастер Гамбс начинает…», как это описано в романе Ильфа и Петрова, было бы невероятной удачей. А вот выглядеть стулья могли примерно так.
Резной позолоченный стул, мастерская братьев Гамбс, проект А.И. Штакеншнейдера, около 1850 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пара стульев, вероятно, принадлежавшая великой княгине Ольге Николаевне, впоследствии королеве Вюртембергской, вероятно, мастерская братьев Гамбс, около 1846 г.
Стул в готическом стиле, мастерская братьев Гамбс, около 1830 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Кресло в неоклассическом стиле, мастерская братьев Гамбс, середина XIX века.
Вот это были мебелЯ!!! Это вам не прессованная фанера… Среди такой изысканной красоты только о прекрасном и думать.
Понимаю! Но с другой стороны, в обиходе, да ещё с детьми… Такую мебель было бы жалко испортить)
Тоже понимаю! Но ведь и у принцев и быт был, и дети были!
moveis assim duram uma eternidade e mais um pouco ainda! são trabalhos tão lindos.
Além disso, trata-se de móveis de museu. E ninguém mais senta nessas cadeiras
Всё самое трогательное — секретеры, бюро… И, конечно, стулья )))
Чиппендейл / Chippendale (режиссер Камила Сафина / director Kamila Safina) (youtube.com)
Наверняка я уже оставляла ссылку на этот шедевр, там 15 минут.
Спасибо, Мелена! Эту ссылку я точно не получала. Обязательно посмотрю на выходных.
Вера, спасибо за открытие! Очень интересно узнавать новое!
Спасибо, Наталья! Вот, решила узнать про Гамбса немного больше, чем это сказано в «12 стульях». Но, спасибо Ильфу и Петрову: благодаря их роману, про мебельщика Гамбса знают абсолютно все!
Я очень люблю красивую мебель, уют и красоту! А приходится довольствеваться ИКЕЕЙ! Уже давно нет царей и принцесс , сменились поколения, столетия, а мебель как новая! Верочка, огромное спасибо! Люблю Ваши топики за то, что можно с Вами путешествовать во времени, а самое главное за КРАСОТУ !!!
Спасибо, Зоя! Старинная мебель — это произведение искусства! Как-то раз увидела ларец с фарфором от Гамбса, такой красивый, что захотелось найти все, что касается и Гамбса и мебели с фарфором)
Точно! Спасибо Ильфу и Петрову за эту фамилию… Теперь уж точно понимаю, что такое гамбсовская мебель... И это точно ШЕДЕВРЫ! Вера, — Вы такая молодец, что не только раскопали такую информацию, а еще и с нами поделились...
Спасибо, Татьяна! Мы иногда привыкаем к каким-то понятиям, а привычное может скрывать много интересного и неизвестного)
Поделиться находками мне только в радость)