Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Гелиотроп
Чаша из гелиотропа в кварце, диаметр 15 см.
Эта чаша была изготовлена в Индии из полупрозрачного кварца с включением минерала, известного как гелиотроп. В англоязычных странах его называют кровавым камнем (bloodstone) из-за ярко-красных вкраплений, похожих на брызги крови. Почему этот камень получил такое же название, как и цветок – гелиотроп, достоверно сказать нельзя, но это название встречается еще в сочинениях Плиния, относящихся к I веку н.э.
Золотое кольцо с камеей из гелиотропа I века до н.э.
Византийская инталия из гелиотропа с изображением распятого Христа в окружении Богоматери и святого Иоанна Евангелиста, высота 2,7 см, IX-X век н.э.
Золотой кулон с камеей из гелиотропа с изображением Христа в терновом венце, высота 9 см, XVI век, из коллекции Британского музея.
В Средние века камню придавали мистические свойства, связывая красные пятна в нём с кровью Иисуса Христа, использовали в церковной утвари и при украшении облачений священников. В западноевропейской христианской традиции гелиотроп был посвящён святому Стефану, первому христианскому мученику. И по этой причине гелиотроп иногда называли камнем мучеников.
Есть и другие названия этого камня: восточная или немецкая яшма; хотя, по современной классификации его относят к разновидностям халцедона, а не яшмы. В переводной литературе иногда встречается перевод названия bloodstone как кровавик. Это неверно. В России кровавиком называли одну из разновидностей гематита.
С незапамятных времен гелиотроп применялся как ценный ювелирно-поделочный камень, использовался для изготовления камей, шкатулок, украшений.
Настольная табакерка из гелиотропа в золотой оправе с бриллиантами, 5,1х19,7х8,5 см, 1770-1775 гг., из коллекции британских монархов.
Эта впечатляющая табакерка, инкрустированная почти тремя тысячами бриллиантов, когда-то принадлежала прусскому королю Фридриху II (1712–1786), у которого была коллекция из более чем трехсот табакерок. Существует легенда, что одна из них даже спасла ему жизнь, отразив пулю во время боя.
Считается, что эта табакерка из гелиотропа принадлежала царице Александре Федоровне (1798-1860), супруге царя Николая I, которая приходилась дочерью Фридриху Вильгельму III Прусскому. После революции табакерка в числе прочего имущества императорской семьи была национализирована, а затем продана за границу. Сменив несколько владельцев, эта уникальная вещица была приобретена королевой Марией (1867-1953) за 1000 фунтов стерлингов в 1932 году.
Чаша из гелиотропа османской или индийской работы, инкрустированная золотом, рубинами и бирюзой в технике кундан, высота 6,9 см, около 1600 г., из коллекции музея Прадо.
Чаша входит в коллекцию «Tesoro del Delfín» (Сокровища дофина) — это набор драгоценных сосудов, принадлежавших Людовику, великому дофину Франции, сын которого, Филипп V, стал первым королем испанской ветви Бурбонов.
Чаша с крышкой из гелиотропа в золотой оправе с эмалью, высота 12,5 см, мастерская Мизерони, Прага, около 1610 г., из коллекции «Tesoro del Delfín» музея Прадо.
Османская чаша из гелиотропа, инкрустированная золотом и драгоценными камнями, в золотой оправе венгерской работы, высота 7,4 см, около 1600 г.
Персидский или османский кинжал с рукояткой и ножнами из гелиотропа, XVIII-XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Камея XVI-XVII века из гелиотропа с профилем римского императора, оформленная в ренессансном духе в рамку из черного дерева со вставками из лазурита и мрамора, высота 29, 5 см, Италия.
Шкатулка из гелиотропа в оправе из золота с бриллиантами, изумрудами и рубинами, длина 7,2 см, Англия, 1750 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Бонбоньерка из гелиотропа в золотой оправе с бриллиантом, высота 4 см, Англия, около 1760 г.
Золотые карманные часы работы Уильяма Рапсона с крышкой из гелиотропа, Лондон, XVIII век.
Футляр для мелочей (ножницы, пластинки из слоновой кости для записей, складной нож из золота и гелиотропа, пинцет) в форме колчана, из гелиотропа в золотой оправе, вероятно, Германия, около 1750 г.
Настольная печать из гелиотропа в золотой оправе, высота 10 см, вероятно, Германия, около 1760 г.
Пара кувшинов из гелиотропа в бронзовой позолоченной оправе, высота 39 см, Франция, около 1830 г.
Кувшин из гелиотропа в оправе из золота с эмалью и драгоценными камнями, высота 18 см, камнерезная работа 1530-1570 гг., (Италия), оправа 1811-1834 гг. (вероятно, Англия), из коллекции Британского музея.
Шкатулка из гелиотропа, украшенная микромозаикой с изображением Суда Париса в золотой оправе, длина 9,3 см, клеймо мастера GS, вероятно, Италия, 1809-1819 гг.
Ваза в манере Карла Ресслера из серебра с позолотой, эмалью вставками из гелиотропа и драгоценных камней в стиле австрийского неоренессанса конца XIX века.
Нож для бумаги в виде кинжала с ручкой из гелиотропа, украшенный серебром, позолотой и изумрудами, длина 28,5 см, Самуэль Арнд, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Парфюмерный флакон из гелиотропа в золотой оправе с эмалью, бриллиантами и жемчугом, высота 9 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.
Бонбоньерка из гелиотропа в золотой оправе с эмалью и бриллиантами, высота 3,2 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Футляр для блокнота из гелиотропа в золотой оправе с бриллиантами, высота 12 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Фигурка слона из гелиотропа с рубиновыми глазами, длина 6,7 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Овальная шкатулка из гелиотропа в золотой оправе с эмалью, бриллиантами и жемчугом, ширина 5,8 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Настольные часы в стиле ар-деко, украшенные гелиотропом, эмалью и бриллиантами, длина 17 см, Женева, начало ХХ века.
Пудреница из гелиотропа с резным изображением китайского дракона в золотой оправе с бриллиантом, 7,5х7,5х2,5 см, Франция, около 1920 г.
Какой древний камень! Везде он хорош и везде к месту, начиная с камей, табакерок, бонбоньерок, часов, кувшинов, шкатулок. Какое удачное путешествие с времен до нашей эры до наших дней! Прекрасный пост, прекрасный камень-гелиотроп. Спасибо, Верочка за наслаждение красотой !
Спасибо, Зоя! Камень очень интересный, хотя и не всем нравится) а работы из него ещё интереснее. Очень популярен в Англии. У нас — меньше известен. И напрасно — у него большая история)
muito obrigado!
Muito obrigado pela sua atenção!
Спасибо большое, Вера! Какой интересный камень — и не слышала о нём )) — и соло хорош и в ансамбле )))
А я о нем читала давно, но не представляла, как он выглядит по книжкам без картинок) только с появлением интернета вопрос прояснился)