Мэй Моррис
Мэй Моррис (1862-1938) была талантливой вышивальщицей, дизайнером, ювелиром, учителем, редактором. Отец Мэй – художник, дизайнер и социалист Уильям Моррис (1834-1896), был важной фигурой английского движения «Искусство и ремесла» (Arts and Crafts). При рождении девочке дали имя Мэри, которое со временем превратилось в Мэй. И с возрастом Мэй все больше становилась похожа на свою мать, Джейн Бёрден, красоту которой прославили полотна художников-прерафаэлитов.
Портрет Мэй Моррис, рисунок Данте Габриэля Россетти, 1872 г.
На момент написания рисунка Мэй было 10 лет. Данте любил проводить время с Мэй и её старшей сестрой Дженни. Уже в раннем возрасте он разглядел в Мэй талант художницы. Россетти создал несколько портретов Мэй, в которых она предстает воплощением чистоты и невинности, в отличие от других его работ с образами роковых женщин.
Тройной портрет Мэй Моррис (надпись «ROSA TRIPLEX») работы Данте Габриэля Россетти, 1883 г.
Её мать и тётя Бесси Бёрден научили Мэй вышивать. Ее также поощряли разрабатывать дизайны для себя. В 1881 году она поступила в Национальную школу искусств, а затем — в Королевский колледж искусств, чтобы учиться вышивке. В 1885 году в возрасте 23 лет она стала главой отделения вышивки на предприятии её отца Morris & Co, где работала примерно до 1896 года, отказавшись от управления после смерти своего отца. Но и в последующие годы она продолжала разрабатывать дизайны. Это были вышивки как большого, так и маленького размера. Некоторые из них были выполнены женщинами в Королевской школе вышивки.
Эта незаконченная вышивка по дизайну Мэй Моррис «Куст розы» из коллекции музея Виктории и Альберта продавалась фирмой Morris & Co как набор в конце девятнадцатого века на разных этапах завершения: как законченные работы, так и наборы с размеченным фоном. Наиболее популярны были наборы с небольшим вышитым уголком, чтобы проиллюстрировать технику вышивания и показать, как продолжить дома.
Экран из красного дерева с законченной вышивкой «Куст розы», около 1900 г.
Такте предметы обстановки как экраны и ширмы выпускались компанией Morris & Co и в готовом виде, с деревянной рамой и вышивкой.
Каминный экран из красного дерева с вышивкой по дизайну Мэй Моррис, высота 83 см.
Трехстворчатая ширма из красного дерева, разработанная Джоном Генри Дирлом и Мэй Моррис, Morris & Co, около 1885 г.
Дизайн вышивки от Мэй Моррис, около 1880 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Вышитая драпировка по дизайну Мэй Моррис, 1890-1895 гг.
Обои «Horn Poppy», по дизайну Мэй Моррис из книги образцов Morris & Co, 1885 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Обои «Аркадия», по дизайну Мэй Моррис из книги образцов Morris & Co, 1886 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Мэй начала разрабатывать ювелирные украшения на рубеже 20-го века. Вероятно, ее вдохновили бирмингемские ювелиры Артур и Джорджи Гаскин, которые были старыми друзьями семьи. Мэй использовала цветные камни, часто куполообразной формы (огранка кабошон), и черпала вдохновение в формах и дизайнах европейских народных украшений. Многие ювелиры из Arts and Crafts работали в этом стиле.
Серебряный кулон с амазонитом, вильямситом в форме сердца, каплей лазурита и петлями из жемчуга, Мэй Моррис, около 1903 года, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серебряный пояс с амазонитом, вильямситом, гранатами и жемчугом, Мэй Моррис, около 1906 года, из коллекции музея Виктории и Альберта. Этот пояс был показан на Выставке искусств и ремесел в Лондоне в 1906 году.
Диадема работы Мэй Моррис из серебра с опалами, гранатом и жемчугом, около 1905 г.
Брошь работы Мэй Моррис из золота с альмандинами, опалом, гранатом и изумрудами, 1903-1916 гг.
Золотая булавка с агатом, жемчугом и изумрудами, Мэй Моррис, около 1903 года, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотые серьги с сапфиром и жемчугом, Мэй Моррис, около 1900 года, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотая булавка с белым опалом и жемчугом, Мэй Моррис, около 1903 года, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Фотография Мисс Мэй Моррис, сделанная в марте 1886 г., фотограф Фредерик Холлиер, из коллекции музея Виктории и Альберта.
В 1886 Мэй вышла замуж за Генри Хэлидея Спарлинга (1860—1924), секретаря Социалистической лиги, несмотря на беспокойство её матери по поводу своего будущего зятя. Брак распался в 1894 году, супруги развелись в 1898 году, и Мэри вернула себе девичью фамилию.
В течение 1890-х и 1900-х годов Мэй активно участвовала в жизни лондонского сообщества искусств и ремесел: занималась дизайном ювелирных изделий, в 1903 году написала пьесу «White Lies»; в 1893 году написала статьи и книгу о вышивке «Decorative Needlework». Она преподавала и участвовала в лекционном туре по Америке в 1910 году. Мэй была постоянным экспонентом в Выставочном обществе искусств и ремесел, а в 1907 году стала соучредителем Женской гильдии искусств. Последние годы ее жизни были посвящены памяти ее отца: она занималась редактированием его собрания сочинений из двадцати четырех томов, для которого она написала введение.
Свое время Мэй делила между собственным домом в Лондоне и поместьем Келмскотт в Оксфордшире (ныне Глостершир), где жила ее мать.
Вышитые драпировки по дизайну Мэй Моррис, изготовленные в 1898-1902 гг., высота 191,5 см. Занавески почти идентичны по дизайну комплекту пологов для кровати, разработанному Мэй Моррис в 1891-1892 годах для кровати ее отца в Kelmscott Manor.
На этой фотографии изображена Джейн Моррис, мать Мэй, в преклонном возрасте с двумя дочерьми перед их загородным домом в деревне Келмскотт.
Старшая сестра Мэй, Дженни, была очень умным ребенком, но в подростковом возрасте у нее развилась эпилепсия. В XIXвеке болезнь лечили лекарствами, которые, как правило, притупляли ум пациента. Дженни провела большую часть своей жизни как инвалид.
Особняк Кельмскотт был местом загородного отдыха семейства. Джейн Моррис приобрела его после смерти мужа, и он оставался в собственности семьи до смерти Мэй в 1938 году.
Мэй Моррис, около 1909 г.
Мэй Моррис, фото до 1921 г., Национальная портретная галерея, Лондон.
Интересная публикация, спасибо, Вера!
Спасибо, Наталия! Иногда удивляешься, как много замечательных творческих людей жило в то время)
это верно
Спасибо, Вера, большое! Как славно, когда красивая женщина талантлива и трудолюбива )) Причём музейного уровня. Очень всё понравилось ))
Спасибо, Мелена! Действительно, неординарная женщина! Она сумела найти себя не смотря на то, что долгое время оставалась в тени своих отца и матери. Детям знаменитых людей бывает нелегко)
Какая умная красивая талантливая Мэй Моррис! В этом топике мы вместе с Мэй прожили, прочувствовали как она была девочкой, девушкой, женщиной! Многое успела в жизни и как художник и как писатель. Какая благодарность родителям! Верочка, огромное спасибо, я получаю не только эстетическое наслаждение, но и познавательное! Все работы Моррис прекрасны !!!
Присоединяюсь)) — переживания эстетические, познавательные и жизнеутверждающие ))
Спасибо, Зоя! По счастью, сохранилось очень много фотографий Мэй и ее близких. Помимо студийных, множество любительских снимков, которые хранятся в музее Уильяма Морриса. Так что в этом топике было сложно отобрать самое интересное из кучи материалов)