Ольга Аросева
Родилась Ольга Аросева в далеком 1925 году. И хотя местом ее рождения была Москва, детские годы она провела за границей с отцом-дипломатом и мамой-польской аристократкой.
Отец, Александр Яковлевич, был известным большевиком, рьяным партийным деятелем и принимал участие в восстании 1917 года. После сподвижник Сталина и Красина, несколько лет состоял на дипломатической службе. Семья Аросевых пожила и в Чехословакии, и в Швеции, и во Франции.
Мать, Ольга Вячеславовна Гоппен, происходила из дворян — из вильнюсских родовитых поляков. Но никогда не кичилась своим происхождением, несмотря на то, что была очень образованна и свободно говорила на французском и немецком языках.
Уже много позже раскрылись некоторые подробности ее рождения. В доме польского дворянина Гоппена жила домработница из цыганского табора. Детей у супругов не было, и эта девушка согласилась родить им дочь — Ольгу Вячеславовну. Девочка воспитывалась нянькой-цыганкой, не подозревая, что та и есть ее настоящая мать.
В семье Аросевых подрастало три дочери: Наташа, Лена и Оля. Разница в возрасте между ними была небольшая: четыре и два года. Оле было пять лет, когда отец привез девочек в Венскую оперу. Тот восторг, который она испытала в театре, актриса помнила всю свою жизнь.
А стать артисткой захотела после того, как посмотрела в Праге «Трехгрошовую оперу» Бертольта Брехта. На следующий день они с подружкой, порезав до дыр и испачкав свои платья, отправились на улицу распевать заунывные песни и рассказывать выдуманные истории из жизни. "Нищенки" просили у прохожих милостыню, пока их не заметила полиция.
Отец выходки дочери не оценил, но и актерствовать не запретил. Наоборот, разрешил принимать участие во всех школьных концертах, где она во всей красе могла себя проявить.
Но вскоре жизнь девочек круто изменилась. Оле не исполнилось и шести лет, когда ее мама безумно влюбилась в сотрудника посольства и, бросив семью, отправилась с ним на Сахалин.
Александр Яковлевич долго скрывал от дочек причину ее ухода, для них мать находилась в таинственных командировках. Правду они узнали уже гораздо позднее и еще долго не могли в это поверить. Не захотели и простить.
После предательства близкого человека Аросевы еще некоторое время проживали в Праге, где сестры получали образование, а после отец перевез их в Москву. Вместе с ними в столицу отправилась и новая жена главы семейства— молодая преподавательница танцев Гертруда Фройнд.
Мачеха очень плохо относилась к девочкам, к тому же обладала истеричным нравом и частенько устраивала мужу скандалы. Маленькие Оля и Лена боялись с ней оставаться, жаловались отцу, но тот отказывался им верить. Если бы мужчина только знал, чем обернется ему это новое увлечение.
В 1937 году счастливое и обеспеченное детство сестер Аросевых закончилось. Гертруду как иностранную шпионку арестовали, следом за ней пришли и за Александром Яковлевичем. На тот момент Ольге было всего 13 лет. Но отчаянная девчушка не побоялась написать письмо самому Сталину. В нем она просила разобраться в деле отца, так как верила в его невиновность. Однако вождь не ответил. В знак протеста пионерка Аросева сняла галстук и отказалась вступать в комсомол.
Девочки вынуждены были вернуться к маме. Четырехкомнатную квартиру в Доме на набережной и дачу на Николиной Горе конфисковали. К тому времени у Ольги Вячеславовны уже была своя семья. Всем им пришлось ютиться в крохотной комнатушке в коммуналке.
К счастью, отчим оказался очень хорошим и честным человеком. Впоследствии Аросева вспоминала Михаила Алексеевича только добрым словом. Он хоть и не смог заменить сестрам отца, но стал настоящим другом.
О том, что Александра Яковлевича расстреляли практически сразу же после ареста, семья узнала лишь в 1948. Страшную новость сообщил отчим. Как мог, мужчина успокаивал безутешных сестер, а его слова: "Ваш отец ни в чем не виноват, вы еще будете им гордиться!" они запомнили навсегда.
Когда началась война, Наташа Аросева ушла добровольцем на фронт в качестве переводчика с немецкого. А младшие — студентка театрального училища Лена и десятиклассница Оля отправились рыть окопы в Орловскую область. Когда фашисты отступили, сестры смогли вернуться в Москву, но эвакуироваться наотрез отказались.
Аттестат зрелости Ольга Аросева так и не получила. Еще во время войны она с легкостью поступила в цирковое училище, но проучилась там всего год. А позже стала студенткой Московского городского театрального училища.
К слову, начала актерскую карьеру она тоже без документа о профильном образовании. Потому что окончить театральное училище так и не успела. Учась на третьем, курсе Аросева отправилась в Ленинград показываться в акимовский Театр комедии, прихватив "корочки" об окончании училища старшей сестры Елены.
На удивленный вопрос начальника кадров о том, почему в дипломе значится совсем другое имя, не моргунов глазом ответила: "Лена, Леля, Оля. Да не все ли равно!". Подлога документа тогда никто не заметил, а потом и вовсе все забыли эту историю. Дипломированной актрисой Аросева стала только в... 80 лет, когда ей торжественно вручили документ об окончании Щукинского училища.
Театру комедии Ольга Александровна отдала 4 года жизни, вплоть до того самого момента, пока не началась травля Акимова. Николай Павлович, попавший под кампанию борьбы с космополитизмом, вынужден был оттуда уйти. А своей любимице посоветовал вернуться в Москву.
Шумная, энергичная и с чувством юмора Аросева всегда считала себя комедийной актрисой, поэтому выбрала для себя сцену Театра Сатиры. Его подмостки стали для нее родными на всю оставшуюся жизнь.
Хорошенькая, веселая и остроумная Оля быстро влилась в коллектив. Она никогда не считала себя красавицей, но своим веселым нравом и какой-то необыкновенной женской интуицией могла вскружить голову любому мужчине. Их словно притягивало к ней магнитом.
Рассказывать о своих романах Аросева никогда не любила, хотя их было немало и поведать было о чем.
В Ленинграде Ольга испытала первое сильное чувство в своей жизни. Во многих источниках можно встретить информацию о Владимире Сошальском как о четвёртом муже актрисы. На самом деле этот брак стал для нее первым, о котором сама она постаралась поскорей забыть. Они провели вместе чуть менее года и расстались из-за нового увлечения Сошальского.
Вторым мужем артистки стал музыкант Константин Жуков. 11-летняя разница в возрасте совершенно не мешала им быть счастливыми, но перед самым отъездом Аросевой в Москву они расстались. Муж категорически отказался следовать за ней. А она и не настаивала.
Уже в Москве она встретила своего третьего мужа — выпускника ГИТИСа и коллегу по сцене Юрия Хлопецкого. От этого мужчины артистка ждала ребенка, но потеряла его, что стало для нее большой трагедией. А самое страшное она узнала, что никогда уже не сможет стать мамой. Сама Ольга крепилась, как могла. Поддерживала супруга, хотя должно было быть все наоборот. В итоге молодые люди не выдержали груз отчаянья и разошлись.
Расставались они друзьями. И после еще несколько лет выходили на одну сцену, пока Хлопецкого не уволили за появление на сцене в нетрезвом виде.
После развода Аросева в невестах ходила недолго. Эстрадный певец Аркадий Погодин был старше на двадцать четыре года и оставил ради нее супругу- балерину. После развода тенору достался земельный участок во Внуково с небольшим деревянным домиком, куда он и перевез молодую жену.
Позже именно об Аркадии Соломоновиче Ольга отзывалась с особой теплотой и трепетом. По ее словам, он был тихим, спокойным и очень терпеливым. Как раз такой мужчина был нужен импульсивной и вздорной Аросевой.
Вместе они прожили достаточно долго. Построили большой совместный дом, баню, разбили сад и огород, оборудовали даже бассейн, намереваясь жить тихо и счастливо. Но Погодин тяжело заболел и умер.
Кстати, именно при нем Аросева стала знаменита, начав сниматься в «Кабачке «13 стульев». Вообще в кинематограф она пришла еще в послевоенные годы. Но все ее роли были, как правило, эпизодические и второстепенные. Успех и признание артистка получила с выходом фильма «Берегись автомобиля», где ей досталась роль Любы, подруги Юрия Деточкина.
Чтобы сыграть в этой картине, Ольге пришлось окончить курсы водителей троллейбусов. Она долгое время шутила, что это единственный документ об образовании, который она получила за всю жизнь.
Но настоящей звездой Советского Союза актрису сделала роль ироничной и немного язвительной Пани Моники. Ее героиня, как и она сама, обладала особым шармом, и зрители просто ее обожали.
Видя на экране лучезарную пани, зрители и не догадывались, что в родном Театре Сатиры актриса переживает настоящую трагедию. Дело в том, что Аросева состояла в труппе, получала минимальную зарплату, но его главный режиссер Валентин Плучек целых 10 лет практически ее не замечал.
Как-то в компании актеров Ольга имела неосторожность обмолвиться, что главрежем Сатиры должен быть Евгений Весник. Плучеку тут же донесли. Он вызвал интриганку в кабинет и отчитал: «В театре числиться будете, а играть новые роли нет».
Да и вообще Аросева любила закулисную возню, чего Валентин Николаевич терпеть не мог. Плучек хотел видеть в театре благоприятную моральную атмосферу, без которой не видел хороших постановок.
После начала съемок в "Кабачке" неприязнь режиссера обострилась еще больше. Проект начал набирать бешеную популярность, но сам он никогда не понимал успеха этой передачи, называя ее презрительно — «эстрада!».
Многолетний конфликт между актрисой и режиссером однажды закончился. Последний даже просил прощения за свою месть. Но Ольга Александровна зла не держала. Пусть актриса практически не играла на сцене, она все равно оставалась примой Театра Сатиры и даже при крохотном эпизоде срывала такие овации, что порой все забывали об исполнителях главных ролей.
К тому же ее блистательная Пани Моника 14 лет приносила Аросевой неплохой доход, который компенсировал ей отсутствие ролей в театре.
Были в ее жизни и неофициальные отношения, но их больше можно назвать дружескими. С Паном Профессором Борисом Рунге людская молва поженила ее сразу. Но он был для нее больше, чем муж: другом, отцом, сыном, а еще однокурсником, коллегой по сцене и по "Кабачку".
Когда-то Рунге был женат. У актера была своя неплохая квартира на Малой Грузинской, в доме, где жил Высоцкий, но в ней он практически не находился. Почти все время после смерти Погодина он проводил на даче Аросевой. В ее большом доме для него была выделена отдельная комната.
Ольга Александровна никогда не признавала маленького, седенького, толстенького Борю своим любовником, называя исключительно "Боречкой" и "дружочком". Актриса следила за его здоровьем и питанием, покупала ему одежду. Ей нравилось, что он во всем ей подчинялся. Даже где проводить ему отпуск, решала она. В свою очередь, Борис Рунге боготворил Аросеву. Казалось, что без нее он не сможет даже дышать.
Ольга Александровна ухаживала за своим другом, когда тот тяжело заболел. Но болезнь оказалась сильней, он умер в возрасте 65 лет практически у нее на руках. После его смерти народная артистка начала заикаться, настолько сильным было потрясение.
У Аросевой было очень много родственников, только племянников около десятка. Их дети, внуки приезжали к ней на дачу круглогодично. Ее дом всегда был полон гостей. Но с уходом Боречки она буквально осиротела. Никто и никогда не видел жизнерадостную актрису плачущей. И только после его смерти она все чаще и чаще давала волю слезам.
Не имея своих детей, Ольга Александровна испытывала острую потребность о ком-то заботиться. Поэтому сразу же после смерти Рунге в ее жизни появился еще один подопечный.
Анатолий Гузенко был младше актрисы на 20 лет, а еще робким и очень замкнутым человеком. Но при этом одаренным и талантливым актером. Они играли на одной сцене, вместе гастролировали, и он, также как и Боречка, подолгу жил у Аросевой на даче.
Актер ушел от жены и двух дочерей и все свободное время проводил в компании Ольги Александровны. Когда он тяжело заболел, верная подруга и здесь оказалась рядом. А после его смерти достойно проводила в последний путь.
После его смерти, актриса так комментировала историю с чужим мужем:
Так получилось, что всю свою жизнь артистка была окружена любимыми мужчинами: сначала это был папа, потом отчим, любимый друг детства и соратник Евгений Весник, Аркаша, Боречка и Толя. Возможно, поэтому у нее совсем не было подруг.
Ее связывали теплые отношения с актрисами Аллой Будницкой и Верой Васильевой, но первая была соседкой, а вторая — коллегой по театру. Поддерживала дружеские отношения она и с примой Еленой Образцовой, но и здесь их роднило одно увлечение — обе были заядлыми собачницами.
В театре, где Аросева мастерски исполняла роль главной интриганки, актрисы ее откровенно сторонились, другие даже побаивались. Она была строга с режиссерами, коллегами пыталась командовать. Если учесть все ее истории с мужчинами, то складывается образ эдакой роковой женщины. Только она никого из них не бросала, они либо уходили сами, либо умирали.
До последнего дня народная актриса много работала. Ей нужно было содержать квартиру, большой дом, платить помощницам по хозяйству, содержать собаку. Надеяться она могла только на себя.
Ольга Александровна совсем не собиралась умирать. О том, что актриса тяжело больна, не знали даже близкие родственники. 13 октября 2013 года ее не стало. Но даже уйдя из жизни, она оставила своим поклонникам частичку своего юмора и любви.
Большое спасибо 🙏❤️❤️❤️