Пуассарды
Серьги poissarde (в переводе с французского: жена рыбака, рыбачка) — это тип серег, которые появились и стали популярными во Франции примерно в 1790-1810 годы. Сначала так называли торговок рыбой на парижском Центральном рынке Les Halles, а затем название закрепилось и за серьгами с особым замочком, которые были популярны в среде торгового люда в те времена.
Серьги poissarde из золота с сердоликом, Франция, около 1810 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серьги poissarde из золота с эмалью, Маррель, Бенуа-Рок, Франция, около 1820 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Когда в послереволюционной Франции был отменен запрет на ношение драгоценностей, в моду вошли легкие и изящные золотые филигранные украшения, не требовавшие большого количества драгоценного металла. Именно в это время пуассарды, отвечавшие этим требованиям, получили наибольшее распространение. Часто в таких серьгах использовали вставки из недорогих камней, эмаль и «драгоценные камни» из стекла, под которые подкладывали фольгу, чтобы придать им более яркое сияние.
Отличительная особенность этих серег заключается в конструкции замка: тонкие ушные дужки имели характерную перекладину S-образной формы, которая придавала прочность конструкции и предохраняла дужку от деформации. Такие серьги продевались через ухо с тыльной стороны вперед. На дужку припаивалось маленькое колечко, которое служило стопором и не позволяло серьгам переворачиваться. Декоративная лицевая часть серег чаще всего имела вытянутый геометрический дизайн, часто с двумя-тремя каскадно подвешенными звеньями.
Пуассарды, фото из монументального трехтомного труда Анри Вевера «Французские ювелирные украшения девятнадцатого века».
Серьги poissarde из золота с эмалью и стеклянными вставками поверх фольги, Франция, 1919-1838 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серьги poissarde из золота с желтым топазом, Франция, около 1820 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серьги poissarde из золота с эмалью, имитирующей дендритовый агат, Франция, около 1820 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серьги poissarde из золота со вставками из цветного стекла, Франция, около 1800-1809 гг.
Серьги poissarde из золота, Франция, начало XIX века.
Серьги poissarde из золота с рубиновым стеклом, около 1800-1820 гг.
Серьги poissarde из золота с рубиновым стеклом, около 1800 г.
Серьги poissarde из золота с цветным стеклом, Франция, начало XIX века.
Редкие серьги poissarde из золота с бриллиантами, Франция, 1820-1830 гг.
Серьги poissarde из золота с эмалью и жемчугом, Франция, XIX век.
Серьги poissarde из золота с аметистом, Франция, около 1820 г.
Некоторые экземпляры действительно очень похожи на современные! А вот название вызвало у меня улыбку (это я о переводе), забавное
Да, с терминологией была проблема) Потому и оставила написание poissarde на французском. Про торговок рыбой тоже не гладко говорить: пуассард, поскольку оно звучит по-мужски)
Но, как говорится, из песни слова не выкинешь)
Я думаю, что название в принципе не столь важно, ведь мы изделия видим глазами, и любуемся ими, а названия на них не видно. Хотя для общего развития интересно знать. Спасибо Вам, Вера, что предоставляете нам такую возможность познавать что-то новое для себя.
Спасибо, Людмила! Так и я смотрю на этот вопрос: это часть истории. История ювелирных изделий обширна и интересна. И в разных странах были свои особенности. Я пока искала информацию к пуассардам, нашла статью об исторических украшениях Оверни. Они просто как с другой планеты — совершенно особенный национальный стиль.
А с нами поделитесь? Хотелось бы посмотреть!
Обязательно, со временем)
Очень интересная конструкция, думаю серги не отстигнутся и не потеряются. Мне понравились с рубиновыми стеклами. Спасибо, Верочка за новые познания !
Спасибо, Зоя! Трудно сказать, насколько они надежны) Сейчас такие замочки не используют даже во Франции. Разве что только в антикварных магазинах)