"Попутчики". Е.Миронова
- Здравствуйте! Примите в попутчики! – произнёс Илья заранее заготовленную фразу, входя в купе.
- Здравствуйте. Примем, - отозвался женский голос, однако Илья смотрел вовсе не на женщину.
На верхней полке растянулся кот. Даже не так – КОТ! Здоровенный, рыжий, повышенной пушистости. Он даже не изволил открыть глаза, чтобы посмотреть, кто там беспокоит его царственный покой.
Кот изволил почивать, остальное его мало волновало...
- Ого! - произнёс Илья, разглядывая пушистого попутчика.
- Это Барс, он мирный, вас не побеспокоит, - начала оправдываться женщина, и тогда Илья наконец-то посмотрел на неё.
Ну, и ничего особенного. Типаж – библиотекарша, если вы понимаете, о чём речь. Очень простое лицо без намёка на косметику, волосы уложены в пучок, спортивный костюм, наверняка бережно хранимый для таких вот случаев, а не для занятий спортом.
Об этом красноречиво свидетельствовала вся её уютная, сдобненькая и, увы, далёкая от современных эталонов красоты фигурка.
Илья тут же представил её в читальном зале, строго вопрошающей, прочёл ли очередной юный посетитель заданную на лето книжку. Весь её облик отлично вписывался в придуманную им для неё жизнь. Кроме кота...
Илья ещё раз посмотрел на спящего зверя. Да, кот великолепен! Илья нисколько не возражал против такой компании, хотя надо признать: сердце отозвалось лёгкой грустью. Он задвинул сумку под нижнюю полку и присел за столик.
- Я его тоже не побеспокою, пусть себе дрыхнет, - он улыбнулся.
Но женщина продолжала суетиться и оправдываться:
- Я только днём здесь посижу, пока соседей не подсадили! Наверху читать не очень удобно, к тому же там Барс, - частила она, поспешно освобождая его часть столика от нехитрых дорожных припасов.
Отчего-то эта её суетливость и готовность угодить немедленно стала раздражать Илью.
- Не беспокойтесь, меня всё устраивает. Хотите, я с вами полками поменяюсь? - неожиданно для себя самого предложил он. – Я в основном сплю в дороге, так что мне даже удобнее будет.
- Ой, вы прямо как мой Барс, - несмело улыбнулась явно обрадованная женщина.
Наверняка уже размышляла, как неловко ей будет карабкаться наверх при постороннем мужчине, да ещё и таком хмуром.
- Я же не рыжий, - хмыкнул он. – Что, прямо всю дорогу проспал? Издалека едете?
«Вот какой тебе интерес?» - тут же подумал он.
- Издалека. Из Мурманска, - женщина вздохнула и посмотрела на кота. – Я к маме еду, на юбилей, а кота оставить не с кем. Он умничка, только в лоток сходит, поест – и опять спать. Чудо, а не кот!
«Чудо-кот» вяло пошевелил хвостом, давая понять, что сон его чуток, и он всё слышит.
- Ой, вы не подумайте! Я лоток прибрала, к тому же Барс очень аккуратный! – снова всполошилась женщина.
- Всё в порядке. У меня был кот, такой же воспитанный, - последняя фраза сорвалась у него с губ непроизвольно.
Всё, что он хотел – это улечься на верхнюю полку, отвернуться и заснуть, а проснуться уже на подъезде к городу. Но полка была занята, и приходилось вести абсолютно ненужный и неинтересный разговор.
К тому же попутчица проговорилась, что ей не с кем оставить кота. Вот только одинокой бабы в поисках мужа ему не хватало! Не отцепится ведь...
- Был? – так и есть, она уже нашла повод для вопросов.
- Да. Был. Кошачий век короче нашего, к сожалению, - он очень старался, чтобы ответ не прозвучал грубо, но что-то такое она всё же уловила, поскольку замолчала и отвернулась к окну.
- Мя? – раздалось с верхней полки.
Илья посмотрел на кота, который, в свою очередь, внимательно, оценивающе как-то смотрел на него. Ну, здоров, зверь! Точно как Тихон. И масть та же, и глаза зелёные! Только моложе, конечно.
- Привет. Я Илья, - представился мужчина. – Что, разбудил тебя?
Барс молча открыл рот, обнажив острые зубки, фыркнул и грациозно соскользнул на колени женщины. Там он удобно устроился и принялся разглядывать Илью. Тому стало неловко под этим гипнотическим взглядом.
- Ты ведь Барс? – спросил он.
Кот чихнул, будто хотел сказать: «Тебе ж сказали, к чему переспрашивать?»
- А я Оля, - представилась женщина и густо покраснела, будто выдала невесть какую личную информацию. Ну, женщины! Разве можно их понять?! То ли дело – коты и кошки!
- Очень приятно, - сказал Илья, которому на самом деле было всё равно.
Кот спрыгнул на пол, обнюхал ботинки Ильи и неожиданно запрыгнул на его место, ткнулся в ладонь, требуя ласки. Илья погладил зверя, тот заурчал довольно.
- Барс, не приставай к незнакомым! – ахнула Оля. – Вы не сердитесь, - зачастила она, оправдывая своего питомца. – Обычно он ни к кому не подходит. Видимо, вы ему понравились!
- Он мне тоже, - сообщил Илья, наглаживая кота.
На кошачьей морде была написана уверенность в том, что не понравиться он не может в принципе!
Помолчали. Илья гладил кота, облюбовавшего его колени. Оля разглядывала пейзаж за окном.
- Хотите чая? – предложила она неожиданно. – Настоящего, в подстаканниках? Я схожу!
Чая ему хотелось, именно такого, какой бывает в поездах. Конечно, это он должен был предложить ей сходить к проводникам, но у него был весомый аргумент, рыжий и усатый.
Илья поймал себя на мысли, что не хочет даже шевелиться. Так уютно ему не было с тех самых времён, когда Тихон был жив, и они проводили долгие часы вместе, размышляя каждый о своём.
Он, поколебавшись, кивнул, и обрадованная Оля унеслась за чаем.
Кот поднял голову и одарил его вопросительным взглядом.
- Такие дела, брат, - сказал Илья, и это могло означать всё, что угодно.
Кот прикрыл глаза, соглашаясь, и тихонько замурчал, будто внутри у него включился маленький моторчик...
Чай они выпили с удовольствием, перекусили и стали укладываться. Илья устроился на верхней полке, с удовольствием вытянувшись во весь рост.
Оля долго возилась внизу, перекладывая возмущающегося кота поближе к ногам. Занять пустующую полку она не отважилась, хотя ехали они всё так же втроём.
Илья уснул почти сразу, и ему приснился Тихон, его замечательный кот, его единственный друг, если можно так выражаться по отношению к кошкам, наверняка считающим себя властелинами этого бренного мира.
Но Тихон точно был другом. Когда Илья уходил из дома под бесконечные упрёки жены и крики, что он сломал ей жизнь, что был, есть и будет ничтожеством, не умеющим зарабатывать столько, чтобы удовлетворять её потребности, в то время как другие живут припеваючи, и так далее, и тому подобное, он нёс с собой сумку с вещами и переноску с возмущающимся Тихоном.
Остальное он оставил жене. Детей у них не было, на кота она не претендовала...
Тогда он снял крохотную однушку, на большее не хватило ни денег, ни желания искать что-то получше. Получив развод, он весь вечер пил и разговаривал с котом.
Тихон не одобрял, он морщился, отворачивался от пьяного Ильи, но слушал внимательно. Илья, наверное, окончательно потерялся бы тогда, если б не мысль: на кого он оставит Тихона?! И это удержало его на самом краю.
Работу он нашёл, им с котом хватало. Второй раз Илья напился так же, как после развода, то есть в ноль, когда Тихон однажды не проснулся. Тогда сердце болело куда как больше…
Но он справился. Котов больше не заводил. Женщин тоже.
И вот сейчас во сне Тихон как будто сидел на столике и смотрел на него не мигая, а потом прыгнул к нему на полку и облизал шершавым языком щёки. Он что, плакал? Стыд-то какой!
Эта мысль заставила Илью проснуться. Рядом урчал Барс, мявкая нетерпеливо, будто хотел что-то сказать, звал куда-то.
- Приспичило, что ли? – спросил Илья, не понимая. – Сейчас хозяйку твою разбудим, я ж не в курсе, где твой лоток.
Однако Оли на нижней полке не было. Илья подождал пару минут. Кот никак не успокаивался, и это побудило Илью самостоятельно отыскать лоток и миску с водой.
Но кот явно хотел от него чего-то другого. Оля так и не появилась, и мужчина вышел в тамбур.
Она была там. Смотрела в ночь за окном, летящую рядом с поездом, и плакала. Тихо, без рыданий и истерик, просто смотрела в никуда, а слёзы лились струйками по щекам и подбородку.
- Оль, ты чего? – Илья всегда терялся при виде женских слёз, жена обычно этим пользовалась, когда ей что-то было нужно от него. – Ты не плачь, а то Барс волнуется!
Она повернулась и обняла его, хлюпая в районе груди. Он неловко гладил её по вздрагивающим плечам, а она, захлёбываясь, говорила и говорила...
О том, как редко бывает в отпусках, правдами и неправдами остаётся на работе, а если бы не кот, ей незачем было бы возвращаться домой, где некому её ждать...
Но Барс ждёт, волнуется, а ещё с ним нужно гулять, чтобы он был здоровый и активный, и тогда она идёт с ним в сквер, а ещё возит к ветеринару, и это можно считать выходом в свет...
Она говорила, как страшно ехать в родной город, где все будут жадно расспрашивать о личном, а никакого личного и нет вовсе. И что мама расстроится, потому что надеется на внуков, а откуда им взяться?
Илья слушал и гладил, слушал и гладил, а Барс тёрся об их ноги, требуя немедленно обратить на него внимание, и вообще, спать пора, а они беспокоят его котейшество!
На самом деле он очень волновался за свою хозяйку, но он же – единственный мужчина в доме, он отвечает за неё, а значит, не должен позволить ей зажалеть себя! Пусть лучше думает, что он вот такой эгоист…
А потом они сидели в купе и разговаривали обо всём на свете. Кот снова спокойно дрых на верхней полке, а эти двое находили всё новые и новые темы для беседы, удивляясь, насколько одинаково смотрят на жизнь.
Оля уже не казалась Илье такой простушкой, в этом мягком свете женщина выглядела даже привлекательной. Разошлись они далеко за полночь, и Илья не стал сгонять мякнувшего Барса. Пусть Оля выспится, они и вдвоём уместятся...
Утром попутчица прятала глаза и стеснялась своей ночной слабости. Но что-то неуловимо изменилось в нём самом, и это что-то заставило сказать:
- Оль, давай я провожу тебя до дома мамы? С котом неудобно, у тебя багаж к тому же...
Она вскинула на него зелёные глаза, такие же, как у Барса, и неуверенно сказала:
- Думаю, это будет ещё более неудобным. Мама может подумать… Подумать…
- Да пусть себе думает, - ответил ей Илья, понимая, что ему и вправду куда важнее, чтобы тоненькая ниточка, протянувшаяся между ними, не оборвалась.
- Ой… А разве нам по пути? – неуверенно улыбнулась Оля.
Из переноски раздался звук, напоминающий то ли чихание, то ли смешок.
- А ты у кота спроси, - посоветовал Илья, забирая у неё переноску. – Что думаешь, Барс?
«Ты давай неси меня, а потом на месте разберёмся!» - думал большой рыжий кот, который точно знал, что в этой жизни не бывает ничего случайного.
Это только люди, покупая билеты в вагон с пометкой «Можно с животными», думают, что сами делают выбор. На самом-то деле всё обстоит совсем иначе…
Автор: ЕЛЕНА МИРОНОВА
Как хорошо!
Какое удачное фото к иллюстрации рассказа, у кота такой внимательный оценивающий взгляд. Ну точно - Барс.
Спасибо за прекрасный позитивный рассказ! Сказка стала явью и это волшебство, посредством величественного Барса, соединило два одиночества!
Спасибо автору!
