Дело было вечером, делать было нечего - делали ёжика.
Работа с соленым тестом с детьми дошкольного возраста.
Это выдержки из моей статьи в журнале "Обучение дошкольников" , Москва издательский дом "Народное образование" №4; стр.206 - 110, 2012г.
Самоделка. Какое хорошее слово! Сам сделал, вложил в своё маленькое творение душу, труд, знания и умения. Каждая игрушка единственная, уникальная. И не беда, если она не совершенна, она плод вашего труда. Технология использования солёного теста как пластического материала находит своё признание в методике дошкольного образования.
Занятия имеют большое воспитательное значение: на собственном опыте дети убеждаются в мудрой истине, «красиво отнюдь не то, что богато». Мастеря поделки, дети не только духовно обогащаются, развиваются эстетические качества своей натуры, но что особенно важно, приобретают трудовые навыки. Пусть несложен набор инструментов, которыми они пользуются: ножницы, скалка, чесноковыжималка. Постоянно работая с ними, ребёнок начинает понимать, что овладеть мастерством не так уж просто, а это воспитывает у него уважение к труду, настойчивость, желание преодолевать трудности.
Но и этим не ограничивается польза занятий по тестопластике. Не все дети одарены художественными способностями и могут сами передать образ задуманной поделки. Большинство делают поделки по готовому шаблону, образцу, трафарету. А поделки получаются разные! Почему? Потому что в процессе их создания каждый вносит своё, так или иначе, отступает от образца: различна толщина пласта, раскатываемого теста; крепления детали; элементов украшения; разнятся они и по окраске, а так же, как замечено, на результат поделки влияет настроение мастера. Внеся совсем небольшие изменения в предложенную модель (изменив наклон головы, позу прическу), дополнив поделку какой-то деталью можно добиться бесконечного разнообразия одной и той же поделки. Здесь уже проявляется творческое начало, заложенное в ребёнке, его фантазия, чувство юмора, вкус.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, трудовых навыков и, следовательно, развитие мелкой и крупной моторики кистей рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятного влияния на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
При проведении занятий я обратила внимание, что дети (особенно дети раннего возраста и дети младших групп) лучше выполняют работу в соответствии с принципом пошагового обучения. А также во время хода занятия надо применять вариативность требований к каждому ребёнку, предоставлять больше самостоятельности при изготовлении поделки. Именно в это время начинает проявляться творческое начало.
Организуя занятие с детьми, взрослый должен помнить: им непросто заниматься трудовой деятельностью, и, прежде всего, доводить начатое дело до конца. Чтобы научить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать огромным терпением, а такжеследует держать всех детей в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие проблемы, подсказывать дельнейший ход работы. Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к занятию по тестопластике, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.
Творческое самовыражение – это счастье, которое испытывает ребенок. Он делится с другими радостью творчества, а поделившись, приносит этот дар в общество, делает мир счастливее и добрее.
Принципы работы с детьми:
Соблюдение индивидуальных особенностей ребенка.
Признания самоценности каждой детской поделки.
Приоритет игры, как формы организации детского творчества.
Блоки задач, решаемые при проведении занятий по тестопластике.
·Образовательный.
·Воспитательный.
·Диагностический.
Особенности работы с соленым тестом.
- Для изготовления соленого теста обычно используется пшеничная мука.
- Соль должна быть мелкой и однородной. Желательно использовать соляной раствор.
- Соль крупного помола нужно измельчить в кофемолке.
- Воду в тесто добавляют комнатной температуры.
- Для эластичности добавляют растительное масло.
- Замесить тесто, пока оно не будет упругим и годным для лепки, и будет хорошо держать форму.
- Если тесто плохо лепится, добавить больше воды, переложить тесто на посыпанную мукой доску и замесить, пока оно не станет мягким и эластичным.
- Если воды окажется много, тесто может расползтись.
- Если тесто прилипает к рукам - надо добавить немного муки.
- Излишек соли придаст тесту ломкость и хрупкость.
- Для закрепления красок и придания блеску изделий, они покрываются прозрачным лаком.
- При раскатывании хорошо применять целлофан на поверхности стола.
Рецепт изготовления солёного теста.
·300 гр. пшеничной муки.
·1 столовая ложка растительного масла.
·300 гр. соли.
·200 мл. воды.
Сушка поделок из соленого теста.
- Желательно противень застелить пищевой фольгой.
- Перед сушкой нужно прогреть духовку до 70°С.
- Сначала надо поставить противень на верхнюю полку духовки и выпекать примерно 10 – 20 минут.
- После переставить противень на среднею полку – изделие не деформируется.
- И дальше изделие сушится при 130°С.
- Изделие сушится до тех пор, пока оно не будет издавать звонкий звук при постукивании.
- Если температура высокая – тесто может вздуться.
- Если середина сырая – она постепенно затвердеет.
- Надо помнить, что при выпекании соленое тесто расширяется.
Раскрашивание.
- Для придания цвета солёному тесту можно использовать при замешивании пищевые краски.
- Остальными красками раскрашивают после запекания поделок.
- Можно раскрашивать акварелью, акриловыми красками и гуашью. Желательно в гуашь добавить немного клея ПВА.
- Необходимо помнить, что раскрашивание временно размягчает поверхность изделия и надо дать тесту снова высохнуть на воздухе или в духовом шкафу при минимальной температуре.
- Чтобы придать изделиям приятный коричневый цвет можно сделать глазурование. Для этого надо взбить яйцо и кистью нанести смесь на поверхность изделия на последнем часу сушки. Дальше выпекать при температуре в 150° - 200°С.
·Штрихи на изделии можно наносить фломастером.