МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
Вспомнить можно многое.Я ничего не забыла, но это так тяжело снова пережить! Ведь вспоминаешь душой!
Не смотря на то, что я не люблю писать о блокаде(очень много слёз), но кое что добавлю.Кроме этой крошечной нормы хлеба, получаемой людьми, были ещё такие условия, которые люди не могли пережить.Первое- это жутко холодная зима.Отопления не было, батареи замёрли.Были буржуйки.Сожгли всю мебель.Бомбёжками и обстрелами были выбиты стёкла в окнах и закрыть их было нечем.После одной из бобёжек у нас вылетели стёкла.Пришлось их завесить одеялами и простынями, чтобы по возмоности меньше дуло холодом.У нас были 2 комнаты в коммуналке.Так одну комнату мы закрыли совсе, а во второй поставили буржуйку и на ней готовили(что готовили -это особая статья). Воды в водопроводе не было, ходили за водой к Неве и черпали её из проруби. У кого были санки, возили в вёдрах, а некоторые ходили с чайником или с битончиком для молока. Вспомнить можно многое.Электричества не было.Пользовались коптилками.Хотя были продуктовые карточки, но снабжение было не регулярным.При таком питании у многих не было сил пойти за водой(не все жили возле Невы!).Был страшный грабёж и бандитизм.Воровали карточки, люди были лишены даже этой«здоровой» порции хлеба. Был каннибализм.Я сама видела в сквере на 6-ой Советской выброшенные ступни от мужских ног(очень большого размера).Нечистоты вёдрами выливали прямо на улицы и дворы.Транспорт не работал.На работающих заводах люди жили, что бы не опаздывать на свою смену.За опоздание -расстрел! Вот малая часть того, какая обстановка была в первую зиму.Помню много эпизодов из нашей семейной жизни, но не могу вдавться в эти подробности — тяжело. Ведь приходится переноситься в то время и опять всё переживать заново. Могу только добавить, что когда были налёты и обстрелы, то по радио давали предупреждения.Сначала мы с маой бегали в бомбоубежище, а потом, когда начались морозы, спали в одной кровати в пальто и валенках.Помню, как летом 1942 года я со своей подружкой Валей Адушевой сидели во дворе на солнышке.Тревогу не объявляли, немецкие мессершмиты прорвались и начали строчить из пулемётов на бреющем полёте.Валечку ранило в шею.Она завалилась на бок.Моя мама, будучи совсем дистрофиком, схватила её на руки и понеслась с 12 летней девочкой в больницу Раухфуса.Наш дом был на углу 4-ой Советской и Суворовского пр., а больница на углу 4 -ой и Лиговского проспекта, напотив церкви, которую потом разобрали и построили БКЗ (Большой концертный зал).Валю прооперировали.Она до сих пор живёт в Питере.
Мой двоюродный дед — архитектор, всю войну прошел в саперных войсках, был на Курской дуге, еще один был убит, третий пропал без вести.
Думаю, что в России нет семьи, которую так или иначе не задела война.
Хотелось так многое написать, но в горле ком, а писать пустые напыщенные фразы не хочется.
Мои родители — дети войны. Они не были под бомбежками, не в оккупации… Но и им, детям жившем в тылу, было тоже не сладко. Мама до сих пор помнит как собирали замершую картошку, а моя бабушка, ее мама, пыталась что-то приготовить из этого. С тех пор моя мама не любит картошку. У сестры моей бабушки (папиной мамы)погибли два старших сына от бомбы-игрушки. И погиб родной брат бабушки. А я никогда не видела своих дедов. Оба они умерли от ран задолго до моего рождения. Один получил смертельное ранение под Сталинградом. А второй — прошел все войну в пехоте, дошел до Берлина. Умер уже после войны. Но если бы не война…
А дед у меня никогда не говорил о войне, всегда отшучивался на мои вопросы. Уже после его смерти я узнала, что он пошел воевать в 17 лет, а в 21 был командиром разведотряда… В 21 год — по сегодняшним меркам совсем еще ребенок.
И по отцу тоже баба с дедом воевали. Дед глаз потерял, а бабушка — почти еще ребенок тогда — всю войну откатала на полуторке, снаряды возила на позиции. Ее так потом всю жизнь и называли — Анка-шОферка)
А за нашу Россию не бойтесь! Никогда эти санкции не смогут погубить Россию! Только сильнее станет. Я это вижу по своим детям, которым слегка за 30 и выросли они в последние годы, которые даже определять не буду. Вижу, что они горды Россией.
Ничего ЕС и их «вожатые» нам не сделают, были в России и страшнее времена. Их вранье, их злоба проходит мимо нас, жизнь все поставит на свои места.
дочка под сильнейшим впечатлением рассказала своему другу про всё, что узнала, а он ей поведал историю своей прабабушки, которая, чудом оставшись в живых, выбиралась ночью из расстрельной ямы и карабкалась по трупам убитых людей.
многие семьи хранят страшную память о войне. но память эта не должна изсчезнуть.
такие воспоминания — ваши и всех тех, кто упоминал блокаду в комментариях выше, они сейчас очень-очень нужны. что бы понимать, кто недруг и почему так складывается исторический процесс, и чего можно ожидать, следуя по пути ложных надежд…
благодарю Вас
Как раз на днях по телевидению была передача о блокадном Ленинграде.У молодых людей спрашивали, сколько дней продолжалась блокада. Вы знаете, волосы встали дыбом. Практически никто не ответил. Даже показывали школьников из той школы, что на Невском проспекте.Номера не знаю. Там, где доска с надписью «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». Так вот, мальчики, смеясь, говорили что-то о 100 днях. Я думаю каждый, кто учился в советской школе, помнить фразу «900 дней,900 ночей». Ну и куда катимся? Извините…
Прочла рассказ, прочла все комментарии.
У моего мужа дедушка, бабушка и папа были блокадниками. Дедушку и бабушку расстреляли под Пятигорском (они были евреи), до сих пор не знаем где. Папа моего мужа так и не оправился от блокады и в 1990 году, умер от кахексии (мягко говоря полное истощение организма).
Моей бабули (по маме) тётя, вывозила людей по Ладожскому озеру. Мой дедушка воевал.
Я так коротко.
А теперь я живу в Германии…
Рядом с Бухенвальдом, 15 км. Я там никогда не была и не буду, простите не могу, не знаю как смотреть и что смотреть, у меня один УЖАС…
У моего старшего сына была ЭКСКУРСИЯ со школой в Бухенвальд, причём 22 июня, это не специально, нет, просто так получилось. Сын мой не мог отказаться, это учебная программа, он не ел не спал неделю. Зато его одноклассники играли там в прятки, вот и всё… Сейчас мои маленькие детки по-немногу узнают от меня о войне, о том что было, но я очень переживаю, чтобы они не стали злобными к сегодняшним немцам, т.е. просто к детям.
Поверьте мне, очень и очень трудно жить и как бы ничего не помнить…
Я из Ташкента, а ВЫ понимаете, что у нас городе столько было эвакуированных и многие остались. В Ташкенте своя особая ментальность международно-интернациональная, во как загнула. Так вот, когда мы приехали и жили в хайме (общежитии), рядом был социальный магазин, где пьяницы и всякий сброд вместе с нами получали продукты за 1 евро пакет. Это я к чему, то, чем можно закусить эти гады оставляли, а хлеб выбрасывали прямо в уличные мусорки и он оттуда торчал. Мы шли с мужем и плакали.
В больших узбекских семьях трудно всех накормить, да и вообще у нас закон, хлеб НИКОГДА не выбрасывать в мусор.
И когда я смотрела топик «Блокадный хлеб» опять плакала…
Надо не думать, надо не вспоминать, но помнить я буду и детям своим и внукам всё расскажу, чтобы никогда не повторилось, то что было в ужасном 20 веке…
А как недоеденное выбрасывают!!!
Да, вот с этим соглашусь — только у наших есть уважение к еде
Ценишь, когда теряешь.
А в Ленинграде всю блокаду жила и выживала еще одна наша родственница.Выжила, но остаток дней передвигалась на костылях! В Москве всю войну жила и работала сестра моей бабушки.Когда советские врачи разрабатывали вакцину от сыпного тифа, наша Катя давала свою кровь, потому что за это давали дополнительный паек, а надо было выживать самой и кормить маленького сына.Не правильно написала! Она своей кровью кормила подопытных вшей… Им надевали «браслеты» в которых были вши и которые сидя на запястье сосали кровь доноров.Даже представить этого не могу! Мне это рассказывала бабушка очень давно.
Нынешней молодежи такое не снилось! Историю учить не любят… Вот поэтому воинствующим политиканам легко втягивать такую молодежь в свои грязные политические игры и войны.Начинают переписывать историю, так, как им выгодно( а кто им дал такое право?), вбивают это в головы молодых людей и потом всю кровавую работу делают руками этих же молодых парней!
Старшая сестра бабушки по маме Варвара Тимофеевна Федосова в 18 лет ушла добровольцем на фронт и не вернулась. Другая сестра бабушки — Вера в войну потеряла всю семью: сначала пришла похоронка на мужа, а потом один за другим от скарлатины умерли 6 детей!!! Бабушка Вера дожила до 86 лет, но больше замуж не выходила, детей у нее не было. У мужа воевал дедушка по маме, участвовал в Курской битве, неоднократно был ранен. Сейчас ему 91. Жива и бабушка, ей 90, была в оккупации. про войну вспоминать не любят. Хотя про 1 день бабушка вспоминает с радостью «как драпали фашисты». Как и везде немцы размещаясь в избах местного населения, стариков, детей, женщин выгоняли в сараи. Отец бабушки и ее старшие братья были очень рукастые и накануне войны отстроили завидный дом. Немецкое начальство выбрали их дом для проживания, а когда впопыхах драпали, оставили кое-какие вещи, в т.ч. ножную швейную машинку. Этот трофей до сих пор у бабушки.
Есть люди. которых война разделила. А в моей семье война соединила 2х людей.
Не будь ее, не было бы и меня.
Моя бабушка по отцу из Украины. Дочь сельского старосты. Перед войной закончила медучилище и думала работать медсестрой. Но… Войну она окончила старшей операционной сестрой полевого госпиталя в Берлине. Имеются награды. Показывала она и вырезки из газет военного времени про нее. Она не воевала, она спасала жизни.
Мой дед по отцу до войны жил в Пермской области. (тогда даже Пермь по другому называлась). На войну ушел с отцом и братом. Брат пропал без вести на курской дуге. А о судьбе отца ничего не было известно долгие годы. И только в прошлом году на сайте Мемориал появились документы с немецкого концлагеря. в них упоминается мой прадед (вроде бы он. совпадает фамилия. имя и имя жены, а вот с датой рождения какая-то путаница По видимому он «скостил» себе 10 лет, когда записывался на фронт). Из документов я и узнала. что прадед был захвачен под Сталинградом и 3 года был в лагере, не дожив до победы 2 месяца.
А мои дед и бабушка познакомились в Берлине в госпитале. Оттуда вместе и вернулись. Доехали до бабушкиного села и дед написал письмо матери. Но ее уже не было — получив 2 повестки о пропавших без вести муже и сыне, женщина не перенесла горя. Так дед и остался в Украине. Умер он уже давно, а бабушке в этом году 96 весной будет.
Дед по маме тоже воевал, сначала на западном фронте, а потом и на восточном с Японией.
Бабушка по маме как раз закончила 8 классов, когда началась война. Когда в село пришли немцы, они собрали молодежь и отправили в Германию. Но бабушка доехала только до Австрии. Там работала на заводе 2 месяца и сбежала. Домой добиралась на поездах и пешком.
А после войны за работу на вражескую Германию была сослана в Туркменистан. Рассказывала — там почти не кормили. Кусок хлеба и бутылка воды в день и все. Когда люди стали умирать, бабушка решила бежать и оттуда. Вернулась в село. Брат работал в сельсовете, сделал ей новый паспорт (документы остались в Туркменистане). Эта бабушка тоже жива. Мы с ней родились в 1 день, вот недавно отметили ее 88 лет.
Здоровья всем Вашим близким.
про папу я уже много рассказывала…
а еще — как раз по возвращению из ГДР — тогда это был ГДР — мы ехали на поезде и как только пересекли границу Польша — СССР по поездному радио запела Зыкина про Родину, мы разговаривать перестали, у нас слезы были на глазах, мы поняли что для нас Родина. и я до сих пор удивляюсь — я не думала, что настолько мы дети и так отреагируем — ну я понимала куда мы едем — Бухенвальд, но никак не думала КАКОЕ впечатление у нас будет…
Может я пишу очень поздно, никто и не прочитает, но все равно хочу рассказать. Перечитала второй раз, не могу забыть. А напишу про своего дядю, которого очень любила.
У моей бабусеньки был брат — дядя Ваня, так вот он воевал в блокадном Ленинграде, был ранен и вывезен по дороге жизни. В госпитале лекарств не было или может было очень мало — не знаю, и раненым каждое утро давали листик салата. Ранение получил в голову. Прошло более 30 лет и ранение дало о себе знать: началась гангрена…