Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Дети и творчество.

helenka-80 (Елена)
helenka-80 (Елена)
2016-02-02 12:04:18
Рейтинг: 1580
Комментариев: 1108
Топиков: 99
На сайте с: 11.02.2014
Подписаться

Наткнулась сегодня на ЯМ на очень интересную, на мой взгляд, статью. Тема мне очень близка, поэтому спешу поделиться с Вами.

http://www.livemaster.ru/topic/1356535-ya-u-mamy-rukodelnitsa-ili-kak-sdelat-tvorchestvo-neotemlemoj-chastyu-zhizni

Я у мамы рукодельница, или Как сделать творчество неотъемлемой частью жизни

Дети и творчество.

«Лена! У нее иголка!», — моя мама с ужасом смотрит на любимую внучку, которая держит в руках иголку с ниткой. Настоящую. Острую.

Ну да, иголка. И панику тут поднимать совершенно не требуется. Просто у старшего брата оторвалась пуговица. И дочка ее пришивает. И да. Я считаю, что в два года девочке уже можно давать в руки острые предметы. Разумеется, под присмотром взрослых. Кстати, о присмотре... Пока мы спорим с мамой — пуговица уже пришита. Криво, косо, с морщинами, и вообще — сантиметрах в пяти от нужного места. Иголочка торжественно воткнута в подушку для булавок, нитки спрятаны в шкатулку. Вечером, когда дети уснут, пуговица волшебным образом переползет туда, куда нужно, стянутые складки разгладятся, и утром сын наденет красивую рубашку, громко благодаря любимую сестренку-мастерицу. Волшебство, разумеется, придется обеспечить мне — но это уже детали.

«Лена! Она лезет к швейной машине!», — моя мама снова пугается. Ну лезет, ну и что? Я тоже в три года мамину машинку крутила... И ничего, все умилялись и фотографировали. Машинка выключена, провод спрятан, пусть изучает... Это ты, мама, еще не видела, как мы с дочкой вместе шьем. Она у меня на ручках сидит, и тканью управляет, как большая. А когда ручки приближаются к стрекочущей иголке сантиметров на 20 — быстро-быстро бросает ткань и прячет их за спину. Потому что знает, что у машинки есть острый-острый зуб-иголка, и машинка может им больно укусить. Так мама сказала, а маме девочка верит.

Большинство моих знакомых начинают учить своих детей рукоделию достаточно поздно — в 6-7 лет. При этом они отправляют детей в разного рода кружки, водят на «детские» мастер-классы... В некоторых случаях семена падают на благодатную почву — и ребенок действительно вырастает, умея что-то делать. Но, к сожалению, не всегда. В большинстве случаев рукоделие начинает восприниматься как некий сложный процесс, для которого требуются особые условия и способности, и, конечно же, тут же появляется то самое «я не смогу».

Как же вырастить ребенка без страха перед рукоделием, как сделать, чтобы творчество стало естественной частью его жизни? Мне кажется, для этого нужны:

1. Творческое окружение.

Если в ближайшем окружении ребенка есть люди, которые регулярно и с удовольствием занимаются рукоделием — это самые лучшие условия для того, чтобы ребенок почувствовал всю прелесть творчества. Если таких людей нет — их стоит найти, и побольше с ними общаться. Имеется в виду не участие в уроках и мастер-классах, а частое неформальное общение — например, бабушка (мама, дядя) вяжет (шьет, печет пирожки, пишет картину) — и одновременно рассказывает ребенку сказку. Память ребенка — самая цепкая. Она впитывает все. Уже в 6-7 лет ребенок вынужден прилагать усилия к тому, чтобы запомнить, усвоить верную последовательность действий. Если же малыш видит процесс с пеленок — основные моменты он уже знает, осталось только попробовать самому. И вот тогда уже освоение конкретных техник, уроки, мастер-классы лягут на подготовленную почву.


2. Раннее вовлечение.

Чем раньше — тем лучше. Не обязательно делать это специально. Если вы что-то умеете делать своими руками — просто поделитесь с ребенком, как только он захочет принять участие. Сейчас очень много советов на тему развития мелкой моторики. Рукоделие ее развивает лучше всего, а уж какое разнообразие! Можно перебирать и сортировать пуговицы, можно нанизывать бусинки на нитку или раскладывать их по коробочкам, можно аккуратно складывать тряпочки. Можно... Все можно :)
А самое важное — все это делается вместе. Мама раскраивает ткань — дите рисует мелом на этой же ткани. Мама лепит из пластики — ребенку выдается детский пластилин в точно такой же коробочке (это важно, потому что детям надо «точно как у мамы»). Мама вяжет — дите и кошка играют рядом с клубочком. Мама плетет из проволоки — ребенку выдается моток проволоки и плоскогубцы (мне всегда было забавно смотреть, как дочь тыкает ими в проволоку и удивляется: «А браслет-то где? У мамы браслет получился, а у меня никаких изменений!» :)

Дети и творчество.



Мое сокровище пробует крутить проволоку. Рядом присутствуют сумка с бусинками и коробка с пуговицами. 1 год 3 месяца.

Дети и творчество.

А это уже работа старшего моего сокровища. Сыну было 7 лет, когда он изготовил этот браслетик. Криво, косо, со следами круглогубцев на проволоке — но сам, подглядывая, как мама делает то же самое из меди. Мама не помогала.

3. Необходимость и востребованность результата творчества.

Игра игрой, но игра может наскучить даже детям. А вот если вы вместе с ребенком сделали что-то нужное, что постоянно используется — тут вопрос другой. Надо видеть, с каким гордым лицом девочка вручает старшему брату собственноручно зашитые ею штаны. А игрушка, сшитая вместе с мамой — это самая любимая игрушка. А как старательно ребенок «лечит» мягкие игрушки, в которых разошелся шов! И приговаривает: «Сейчас-сейчас, не плачь!» Маленький доктор :) Ну а если мама сшила ребенку наряд, а сам ребенок в этом наряде хоть два стежка сделал — можно приходить в садик и со скромным достоинством говорить: «Это мы с мамой сшили». Конечно, для маленьких детей важен сам процесс чего-либо. Но когда процесс завершается настоящим, не игрушечным результатом — это самый лучший воспитательный момент, который только можно придумать.

Дети и творчество.

Очень востребованный результат. Девочка шила пальто вместе с мамой. Сама переводила выкройку (по-настоящему!), сама приметывала декор, сама строчила на машинке, сама была моделью, сама же всю осень с удовольствием носила. Мама только немножко помогала — ну там подсказывала, что и как делать. Сшито в 3 года.

Дети и творчество.

Фото сделано сразу после починки медведя. У «больного» был полностью распорот центральный шов на пузе. Дочь зашивала сама, очень сочувствовала бедному раненому медведику. 2 года 2 месяца.

4. Качественные материалы и инструменты.

Кидайте в меня тапками, но сейчас я скажу крамолу. Я не считаю пластиковые бутылки и втулки от туалетной бумаги хорошим материалом для творчества ребенка. Я убеждена, что эстетический вкус формируется с пеленок. Если мои дети рисуют красками — то это хорошие кисти (хотя бы пони, лучше белка) и коробка ленинградской акварели (кстати, она уже десять лет не заканчивается, я только две краски к ней докупала). Если мы делаем украшения — то бусины я выбираю не менее тщательно, чем для своих работ. Да, это будет не натуральный камень, но если это пластик — то пластик красивый. Ребенок с рождения должен видеть красивые сочетания цветов, ощущать в руках приятные наощупь материалы, слышать красивую музыку. Не стоит делать скидку на возраст. Вещь, которая получается у ребенка должна быть настоящим результатом, предметом, который ребенок и окружающие его люди будут ценить. Тем, что не будет выброшено как мусор через два дня. А хранить мусор, сделанный из мусора... Многие ли так поступают?

Дети и творчество.

Сокровище делает себе бусики. Материалы: разноцветные керамические бусинки, вощеный шнур. Красивое, приятно тяжелое украшение получилось :) Сама ношу иногда, как браслетик.

5. Доступность творчества и отсутствие границ.

Если ребенок захотел попробовать тот или иной вид творчества — ему надо помочь. Вдохновение, желание творить должно поддерживаться. Нельзя выбирать за ребенка, что он хочет делать. Хочет рисовать — дайте ему краски и поверхность для рисования. Хочет шить — не прячьте иголку, лучше рядом посидите и покажите, как не уколоться. Хочет ткать — сделайте рамку для ткачества, хоть коврик для куклы, но сделает. Хочет попробовать то, чего вы сами еще не умеете — учитесь вместе, это же такой повод! (Заодно у ребенка в голове отложится, что обучение — это процесс, независящий от возраста, и это нормально) Взбрело ребенку в голову попробовать что-то, что требует специального оборудования — сходите туда, где оно есть. Ограничением тут, пожалуй, могут служить только опасные виды работ типа химического травления, лэмпворка и так далее. Но если нет достойного повода отказать — не отказывайте.
Еще важный момент, как мне кажется — отсутствие границ. Сейчас очень много продают всяких рукодельных прибамбасов для девочек, например, очень безопасную швейную машинку, которая может шить только строго определенные вещи из строго определенного материала. Мне кажется, лучше купить себе и ребенку нормальную машинку (цена сопоставима, ага) и шить вместе, но то, что захочет ребенок, а не предложено дизайнером производителя девайса.
Минимум шаблонов, нельзя загонять ребенка в рамки. Если делаете что-то по мастер-классу — задавайте вопросы: «А как можно еще сделать?», «А что будет, если взять другие цвета?». Важно дать понять ребенку, что то, что он делает — лишь один из бесконечного количества вариантов.

Конечно, мои детки еще не выросли, и сложно судить, насколько я права. Но пока результаты описанной мною системы я могу оценить по своему сыну. Ему 10 лет, и он искренне уверен, что если ему дадут инструменты, он сможет сделать. И да, он делает. С шести лет он сам или вместе с папой собирает купленную в Икее мебель. Сам выполняет мелкий ремонт по дому (гвоздь забить, шуруп прикрутить), сам может зашить порванные штаны, дарит собственноручно сделанные украшения знакомым девочкам, умеет читать инструкции и мастер-классы, и я не слышала от него слов «у меня не получится» в области чего-то, что можно сделать своими руками. Для него делать вещи самостоятельно, а не покупать в магазинах — это нормально и естественно. Поэтому думаю, что система работает :)

Мне нравится23
9
Добавить в закладки
1283
9 комментариев
chalou (Нина)
2016-02-02 12:22:45
0
Отличная статья, интересная и умная! Согласна со всеми положениями, хотя в 2 годика иголку, наверное, не дала бы. Но, может, я и не права. Мой сын всегда был рядом, когда я рукодельничала, с интересом пробовал, а я не ограничивала его. Лет в 5-6 зарабатывал копеечку, помогая мне делать салфетки. Вырос и теперь умеет делать своими руками очень многое, гораздо больше, чем папа, и любит осваивать новые ремесла(точно- мой сын, не подменила в роддоме:-))
Мария Холодилова
2016-02-02 12:41:48
0
А чем плох тот медный браслет? Чуть его подчернить — и вот даже не винтаж, а ранняя бронза, V-IV тысячелетие до н.э.
helenka-80 (Елена)
2016-02-02 12:43:34
0
Согласна. Я его вообще сначала приняла за работу профессионала))))
Персиваль (Светлана)
2016-02-02 15:05:42
0
Та же самая ассоциация с музейным экспонатом, «скифским» золотом, например.
vera39 (Вера)
2016-02-02 13:08:58
0
Согласна с автором статьи, нужно приучать детей к труду, творчеству, поощрять их интерес попытки что-то создавать. Моё мнение: когда руки заняты, то и голова занята мыслями — как сделать лучше, что ещё можно придумать, как украсить мир вокруг себя. А глупость и пустота у человека образуется от его неумения видеть вокруг себя красоту и неумения создавать что-то своими руками. В два года моя дочка не шила, но в 4 года глядя на меня уже вышивает))). А дети сейчас многие в 8-9 лет с трудом иголку в руках держат… Моим детям позволено работать любыми строительными и рукодельными инструментами. Старший в 9 лет с одобрения бабушки и дрова рубит топором и с шуруповёртом себе шалаши строил летом, младший пока только ножницами орудует и мастерком))))
Мила
Мила
2852
2016-02-02 13:13:24
0
Очень интересная статья. Позитивная и правдивая… Я сама есть результат такого воспитания… Вяжу и шью с 5 лет… Сидела рядом с мамой-рукодельницей и училась всему понемногу… В 5 лет вязала куклам костюмчики (кофты, штаны, шапочки, шарфики), обшивала кукол… а потом, когда выросла стала все это делать и мужу, и детям, а теперь и внукам… Правда, в детстве случались и «косяки»… Мама шила на заказ людям, так был случай, когда я унесла из дома чужой отрез крепдешина (как сейчас помню темно-зеленый в крупный белый горох) и мы с подружками нашили из него красивых платьев на кукол (мне было лет 7)… Получила за это по полной программе, но запомнила на всю жизнь и больше так не делала… Что-то у меня ностальгия по детству разыгралась… Спасибо вам… Успехов в воспитании ваших деток!
ludochka (Людмила)
2016-02-02 13:41:53
0
Хорошая статья! Спасибо.Тоже, сколько себя помню с ножницами, иголкой и крючком.Но однажды, чуть не пострадала, спасибо сосед во время подоспел:)))Так что всё под строгим контролем и не спуская глаз с ребёнка:)))Шить и вязать своих не научила, а на кухне- первые помощники с юных лет.Мужчины!:)))
Барбариски-для-Лариски (Лариса)
2016-02-02 14:15:32
0
Я совершенно согласна с вами, со статьей! С красками мой внук дружит, складываем все его художества! Если я рукодельничаю, он баночки с бисером перебирает и всегда нюхает цветы, которые я плету )))Ножницы пока не даю, но апликации делает с удовольствием! А на зеркале висит игольница, которую делала дочь в детском саду- это незаменимая вещь в доме!
Света(roznovskaja) (Светлана)
2016-02-04 13:18:17
0
Ну, вы просто супер-мама! побольше бы таких мамочек! полностью согласна с постановкой такой — нанизывать бусики не пластмассу китайскую, а красивые качественные бусинки, работать на мусорник ребёнку станет неинтересно! вырастет и будет художником моды или дизайнером, творческой, интересной личностью! замечательно! успехов Вам и деткам!