Мой гербарий от слова Герб. Георгии — Победоносцы и не очень.
Накануне 850-летнего юбилея Москвы я почувствовала, что дозрела до крупных тканых произведений и решила начать с герба Москвы, тем более что и повод подвернулся подходящий – художественное училище, где я училась на дизайнЭра, было готово у меня этот герб купить. Чтобы не сильно оригинальничать поначалу, я взяла за основу официальный рисунок Московского
герба. Честно признаться, до того момента я не ткала ничего шире герданчиков в 30-40 бисеринок, посему картинка формата почти А4 оказалась делом не самым простым. Сложнее всего было приспособиться к тому, что ряд значительно больше длины иглы, и приходится прошивать его маленькими кусочками. Поскольку о существовании багетных мастерских я в те времена не подозревала, классическую форму гербу я придала при помощи бахромы из нижних нитей основы, на которые надела бисеринки того же цвета, которым делала фон. Но надо было еще сделать
крепеж сверху, чтобы можно было герб вешать. Для этого на верхние нити основы я тоже нанизала бисер того же красного цвета и закрепила их на ковровое кольцо.
Герб получился на славу, но меня смущало то, что он (как и сам нынешний официальный
рисунок герба Москвы) несколько противоречил геральдическим канонам. Так как изначально герб феодала помещался на щитах его воинов, а щит, как известно, надевается на левую руку, фигура на гербе должна быть повернута в правую геральдическую сторону (левую для зрителя). Тогда получается, что она движется в ту же сторону, что и воин, то есть к полю брани. В противном случае фигура на щите словно бежит назад.
Я стала искать более ранние рисунки Московского герба, благо многовековая история Москвы имеет их несколько, и остановила свой выбор на варианте, принятом после 1856 года. Этот герб получился уже более цветастым, вместо 4 положенных цветов я использовала 8.
Воплощение Георгия Победоносца в бисере так увлекло меня, что я решила попробовать сплести его мозаикой. Дракон получился очень даже ничего, а вот лицо Георгия подгуляло, оказалось чересчур схематичным. Зато мозаичная техника позволила наконец-то придать картинке желаемую форму, то есть сузить ее книзу. Правда, отсутствие наверху нитей основы поставило меня перед вопросом – как же сделать так, чтобы картинка могла ровно висеть на стене? Но голь на выдумки хитра, и я пришила с изнанки по верху герба коктейльную трубочку, продев в нее предварительно для прочности и удержания формы нить с бисером. Сейчас это кажется мне смешным, но тогда воспринималось мной же как вершина дизайнерской мысли.
К сожалению, этого, третьего Георгия постигла весьма печальная участь. Несколько месяцев он благополучно висел на кухне у моей мамы, но однажды свалился за тумбочку и долгое время там пребывал. На его беду в этот же период времени к нам неведомо откуда (действительно – 7 этаж 14-этажного дома) забрели мыши и поселились за той же тумбочкой. А надо заметить, что нить, на которой плелся Георг, была промазана воском для пущей прочности. В общем, когда однажды, устроив охоту на мышей, мы отодвинули тумбочку, обнаружилось, что пакостные грызуны отъели нижнюю часть несчастного рыцаря и его дракона. С тех пор Георгий номер три лежит и терпеливо ждет реставрации.
Но самым забавным было создание четвертого Победоносца. Его я тоже решила сделать мозаичным. Однако, рисуя в PaintBrush бланк бисерной бумаги для мозаичного плетения, я не заметила, что бусинки на рисунке у меня вытянуты не в ту сторону. Выглядела бумага вполне правильно, я нарисовала на ней очередного всадника с драконом и начала плести. И чем дальше я плела, тем дальше вытягивалось у меня лицо, глядя на то, как вытягивается в длину мой Георгий. Но уж больно жалко было затраченного труда, посему Георгий номер четыре получился несколько готических пропорций и почему-то ассоциируется у меня с картинами Эль Греко.
Потом один мой родственник, работавший в мэрии Москвы, загорелся идеей, а почему бы не заказать мне бисерный герб Москвы формата 3 Х 4 метра. Я ужаснулась и загорелась одновременно. Понятно было, что такая работа займёт не меньше года, а то и полутора лет, но это ж на какую сумму можно было выставить генерального заказчика для приобретения материалов! К счастью, не срослось, и Московских гербов мной по-прежнему сделано только четыре.
Первый герб, кстати, был моей смой первой крупной бисерной продажей, аж 150 долларов, и я купила себе на эти деньги всамделишные ительянские самого и носила их лет семь, наверное, пока уличные противолёдные реагенты их не доели.