Куклы, куклы, куклы....
Экскурсию провела Лариса Яковлева.
В Калининградском областном Доме народного творчества проходит выставка «Кукольное царство». В экспозиции собраны куклы, созданные авторами (от 9 лет до 91 года) Калининградской области из самых доступных материалов: соломы, текстиля и бумаги.
Я являюсь, по долгу службы, автором данной выставки и хочу немного рассказать о куклах и наших замечательных мастерах.
Многие знакомы с такой техникой, как «текстильная пластика». Из мягкого «кома» наполнителя, помещенного в растяжимый трикотаж художник-кукольник «лепит» как из пластилина, фиксируя форму нитками, нужный образ. Многие знают таких кукол, они наводнили все ярмарки. Их еще не очень уважительно называют «чулочными» или «колготочными».
Многие делают, но не с одинаковым качеством! На нашей выставке представлены работы Натальи Жилиной.
Куклы большие. Тщательно проработаны детали. Их с удовольствием используют для интерьера многие кафе и магазины Калининграда. А «Наполеон» скоро отправится (согласно заказа) во Францию.
Когда появились капроновые цветные колготки, их быстро приспособили для изготовления цветов.
А Наталья в подобной технике сделала хвост «Павлину».
«Буратино», «Бармалей», «Русалка» имеют своих поклонников.
Но «Лошадь» и «Баба Яга» покорили всех!
Наталье приходится быть и прекрасным «конструктором». О правильном расчете говорит хорошая устойчивость кукол. «Куклы рождаются из детале», - говорит сама Наталья. – «Увидела сапоги, и родился образ Бармалея. Затем была долгая подборка ремня, ткани на рубашку».
«Но результат того стоит!», — восклицают посетители выставки.
Рассматривание деталей – одно из главных в «познании куклы». Куклы Акимовой Русланы – лучшее тому подтверждение. Она работает в стиле «тряпиенс» (от слова «тряпка» - это текстильные куклы).
Этот стиль пришел из Кореи. Если в текстильной пластике приходится «придумывать» конструкцию для каждой куклы (я имею ввиду, «авторские»), то в стиле «тряпиенс» куклы имеют одну конструкцию (у каждого автора свои лекала). Их пропорции схожи с американской «Барби» - длинные ноги, тонкая талия, высокая грудь. Но особое внимание уделяется созданию костюма. Руслана с детства любила играть в куклы. Делая им наряды, научилась шить. Настолько, что во взрослом возрасте открыла свое ателье по пошиву одежды. Но и теперь она обожает «наряжать» своих кукол.
Это "госпожа", "хозяйка" — «Марфа» (такое значение имеет это имя).
А есть еще из серии «Эльфы»: «Цветава», «София», «Снегири», «Выращиваем замок» и «Укротительница змей».
Папье маше (сведения, почерпнутые на просторах интернета):
«с французского (papier mâché) переводится как жёваная или рваная бумага. Масса, которая получается из волокнистых материалов: бумаги, картона, нитей и т.д., с добавлением клея, гипса или крахмала, очень легко поддаётся формовке и лепке.
Несмотря на французское название, родиной папье маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье маше, которые были обнаружены при раскопках в Китае, это древнекитайские доспехи и шлемы, для их жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань и датируются III веком до нашей.
В те времена, доспехи из папье маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.
Из Китая, интерес к папье маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье маше, изначально это было изготовление кукол. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую свою популярность эта техника получила в 1800 гг.»
Особенно посетителям выставки нравиться информация о «китайских доспехах».
Изготовление кукол из папье маше и текстиля демонстрируют два мастера – Ирина Хрипливая и Светлана Клейн (подруги и соратницы. Они живут в Калининградской области, г.Балтийск). Давно занимаются куклами, участники многих международных выставок и, что я считаю очень важным, передают свое умение детям в Образцовой студии «Балтийские фантазии» и одноименном кукольном театре.
Яркие образы Ирины не нуждаются в подписях.
Папье маше бывает нескольких видов: первый – был широко известен в детском творчестве со времен моей школы (давно!). Когда нужная форма обклеивалась толстой «мозаикой» (много слоев) рваной газеты; второй – когда из толстого картона вырезались точные лекала, и по принципу многослойной фанеры, склеивалось изделие. Так раньше делались архитектурные макеты; и третий – мягкая бумага (туалетная) или целлюлоза, растворялась в воде, добавлялся клей (ПВА, обойный) и немного гипса. Вымешивалась однородная масса, которая позволяла сделать такие прекрасные куклы.
Вот мы и «дошли» до работ Светланы Клейн.
«Сказки старой Пруссии» (всего таких «томов» у автора 12, но у нас на выставке – только один).
Предлагаю рассмотреть «фактуры» поближе.
У «Ванечки» и бревно, и балалайка – творение рук Светланы.
Как, впрочем, и лапти, и одежда. Клейн умеет ВСЕ!
А это уже работа воспитанницы Светланы Викторовны («Котёнок Хэппи» — герой анимэ-мультфильма «Хвост фей») Грошевой Валерии (14 лет).
«Чердачная» или «кофейная» игрушка тоже широко распространена. Обычно, ей увлекаются начинающие мастера. Но С.Клейн и в этой технике проявляет свою индивидуальность.
Куклы «Три сестры» впитали в себя всю атмосферу «Балтийского края» (Калининградская область расположена на берегу Балтийского моря).
Миниатюра «Купчиха» (С.Клейн), как ожившая картина Кустодиева.
Кукольная мебель представлена работами Егора Сафонова.
Я уже упоминала, как прекрасно, когда вторая половина поддерживает увлечение супруга. Чета Сафоновых – дружный дуэт.
Это их совместное творчество.
Композицию «Волшебник Изумрудного города» создала Ангелина Лозиная.
Дети с радостью узнают знакомых персонажей. А взрослые (солидного возраста) с умилением вспоминают иллюстрации любимой книжки. Ангелина Витальевна сказала, что создавала куклы по книжке, которую еще сама читала в детстве. Все герои связаны спицами или крючком. Лозиная любит вязать. Раньше вязала детям шапочки и штанишки, свитера и кофты. Но сейчас, когда дети выросли, а внуки предпочитают другую моду, увлеклась игрушками. Замки, деревья – все связано. Ее куклы – герои российских мультфильмов и русских сказок. Они быстро находят себе «хозяев». Мастер вяжет не «на продажу», а «для людей».
На фото, как и в начале статьи, кукла «Милена» (Мария Парфенюк) из бумажных трубочек.
Другие работы Марии можно найти на просторах «ЯМ».
Все авторы совершенно по-разному «пришли» к своему творчеству. Но все они единодушны - куклы «рождаются сами». «Наступает момент, когда ты бросаешь все дела и … рождается чудо! Со своим характером, со своими требованиями, и своей любовью». Я с ними, совершенно согласна. (был грех, творила).
Также попросилась на свет и кукла «Тоже Наташа» у Натальи Пьяновой.
Косички, ботиночки из кожи и (никому не говорите) кружевные панталончики – все прекрасно!
Наталья Николаевна – руководит самым большим творческим объединением мастеров ДПИ «Акварель» в нашем городе. Ярмарки и выставки, организованные «Акварелью» дали «путевку в жизнь» ни одному мастеру. Сама Н.Н.Пьянова занимается лоскутным шитьем. Кстати, ее работы можно найти на «Ярмарке».
А на последок – «Оле Лукойе» (И.Хрипливая).