СЕКРЕТЫ ВЯЗАНИЯ ФРИФОРМ
«FREEFORM», в переводе с английского, означает «свободная форма».Фриформ можно сравнить с живописью.
Отличительной особенностью полотна в технике ФРИФОРМ является его необыкновенная рельефная фактура.
Этот эффект достигается благодаря использованию различных рельефных узоров и элементов выполненных как крючком так и спицами. В этой технике возможно применение даже вышивок. Допустимо использование кружева, меха, бусин, бисера, лент, ракушек..
Полотно , вывязанное таким способом может быть как плотным, так и ажурным.
В технике ФРИФОРМ можно использовать пряжу не только разных цветов ( а выполнять его можно однотонным, монохромным или же цветным) , но и разных фактур.
Для работы вам может пригодиться пряжа «травка», «букле», фасонная» и любая другая по вашему выбору .
Главное, чтобы пряжа красиво сочеталась в вашем изделии.
Элементы фриформ при вязании крючком:
К основным элементам фриформ относится ВИТОЙ или ПОЧТОВЫЙ СТОЛБИК, для использования которого необходимы определенные навыки. Витые столбики можно вязать разными способами и располагать как по кругу, так и полосой, выполнять различные формы. Только помните , что витые столбики и спирали, обвязанные «рачьим шагом» сильно утяжеляют изделие.
ВИТОЙ (ПОЧТОВЫЙ) СТОЛБИК-на крючок сделайте 5-10 витков, последовательно прижимая их пальцем к крючку. Затем, не снимая пальца с крючка, вытяните петлю из петли цепочки и, захватив рабочую нить, протяните ее сквозь витки, придерживая их по бокам двумя пальцами левой руки. Петлю отрегулируйте на высоту витого столбика, а затем провяжите оставшиеся две петли.
БЛОК -СТОЛБИК -выполните С1Н, затем *сделайте накид на крючок, введите крючок под С1Н, захватите рабочую нить и вытяните петлю*(на крючке две петли)*, повторите данный алгоритм два раза ( для С2Н- 4…6 раз, пока С1Н не будет обвит полностью).Затем введите крючок в основание, захватите рабочую нить и вытяните петлю.Далее рабочей нитью провяжите все петли на крючке, ВП. При вязании следующего блок-столбика крючок вводите под С1Н и протяжку от предыдущего.
ВЫПУКЛЫЙ СТОЛБИК, ВОГНУТЫЙ СТОЛБИК смотрите по схеме .
«ПЫШНЫЙ СТОЛБИК» смотрите схему
«РАЧИЙ ШАГ» и ЗЕРКАЛЬНЫЙ «РАЧИЙ ШАГ» смотрите по схеме .
«КУЛЕЧЕК», «ПОПКОРН», «КУКУРУЗНОЕ ЗЕРНО» смотри схему.
« КОЛОКОЛЬЧИК» кулечек связанный С1Н-С2Н из 7-13 столбиков имеет вид « КОЛОКОЛЬЧИКА»
«СПИРАЛИ» основа для их вязания-схема круг. А какое кол-во витков делать, вязать столбиками без накида или с накидом, витыми столбиками или «кулечками», одно-или многоцветную, с отделкой «рачьим шагом», или вязать спираль из шнура- «гусенички»- все зависит от вашего желания.
«РАКУШКИ» -являются самыми простыми завитками.
Свяжите цепочку из 6-7 ВП, замкните в кольцо, обвяжите СБН, следующий ряд начинайте со СБН 3-5 шт., продолжайте С1Н 5-6 шт, С2Н, и так далее, пока не получится красивый завиток, затем этой же нитью ( или другой в тон) возвращайтесь назад «рачьим шагом».
«ШИШЕЧКА»-выполните цепочку из 4-8 воздушных петель.
Изнаночная сторона вязания будет являться лицевой. Первый ряд обвязываите СБН, второй ряд вяжите из одного столбика 2 СБН, далее вяжите, делая прибавления, добиваясь желаемого объема элемента. Кол-во рядов будет определять его размер смотрите схему.
«ЯГОДА»-вяжите двойную цепочку из воздушных петель , замкните в кольцо. Затем по кругу обвязывайте ее стобликами, вводя крючок в кольцо, пока не получаете такую бусину ( у меня 3 ряда столбиков).Пальчиками формируйте бусину, можно вывернуть на изнанку, либо оставить лицевую сторону вверху- по желанию.
Можно «ЯГОДУ» обвязать «рачьим шагом», при этом , крючок вводите под верхнюю поупетлю основания. За нижние полупетли основания элемент будет удобно ввязывать или вшивать в изделие.
«КРЫЛЫШКО»- свяжите цепочку из воздушных петель произвольной длинны. 1-й ряд начните СБН, затем выполните С1Н, С2Н , опуститесь к началу цепочки воздушными петлями. 2-й ряд- вернитесь «рачьим шагом» . Повторите действия 2-3 раза. В качестве основания для «КРЫЛЫШКА» может выступать уже связанный элемент, например, «ягода» или круглый элемент из витых столбиков.Смотрите схему .
«ОБЪЕМНАЯ СПИРАЛЬ» этот элимент используется для увеличения объема и фактуры полотна. Свяжите цепочку из ВП, по ней выполните С1Н, провязывая по 2-4 столбика в каждую петлю, на желаемую длину цепочки. Затем элемент можно обвязать « рачьим шагом» нитью контрастного цвета. Сформируйте элемент — столбики закручиваются вокруг цепочки воздушных петель. Изнаночная сторона вязания является лицевой.
«МАЛЕНЬКИЕ ОБЪЕМНЫЕ РОЗОЧКИ» вяжутся аналогично объемной спирали, но на цепочке из 3-5 ВП. Получается 1 виток.
«ТУНИССКОЕ ВЯЗАНИЕ» необходимо для того, чтобы связывать элемены ФРИФОРМА в целостную композицию.Я использовала «кулечек», «рачьий шаг» и «ТУНИССКОЕ ВЯЗАНИЕ» .
Как видите , процесс творческий! Имея навыки выполнения базовых элементов, таких как воздушные петли, столбики с накидом и без, рельефные и пышные столбики, витые и блок- столбики, «рачий шаг», используя приемы тунисского вязания, можно комбинировать их по вашему вкусу и создавать гармоничные и живописные произведения.
пошаговый фото мастер класс вязания фриформ от рукодельницы Гелла Чара
Таким способом можно связать что угодно, наволочки на подушки,
И ещё: абажур в технике фриформ:
Салфетки и многое другое
Способом фриформ можно украсить или связать джемперы, жилеты, свитера и прочее.
Спасибо!
Спасибо огромное, Наталья!!! а вдруг
А пока — стихи для вас, дорогие рукодельницы:
По льну легко чертить карандашом;
по шерсти лучше мелом или мылом.
Укладывая в строчку каждый шов,
укладываю в строки всё, что было,
с любовью разбирая лоскуты
в бездонном сундуке воспоминаний:
где празднично-нарядны, где просты,
где мечены чужими именами,
где выпрямлены ласковой рукой,
где смяты и отброшены небрежно…
Иглой касаясь ворота легко,
по краешку тесьмою обережной
выкладываю простенький узор –
ведь красота не в сложности сплетений –
и тропкой, уходящей в горизонт,
ложится нить; по стенам бродят тени –
сквозь тюль сочится тёплый мягкий свет,
одушевляя каждую картину:
плывущую в небесной синеве
с косыми парусами бригантину,
мосты над вечно мёрзнущей Невой
и старенькой избы резные ставни.
Я шью, — и этим тихим волшебством, —
я шью, — и этим чудом стародавним,
вдруг снова создаётся светлый мир,
который мы повсюду нынче ищем:
где люди были — добрыми людьми,
где хлеб ещё считался лучшей пищей,
где всем жилось легко и хорошо,
где каждый был открытым, сильным, смелым.
… по льну легко чертить карандашом;
по шерсти лучше мылом или мелом…
Эльвира Байбулатова