Дорогие рукодельницы! Не смогла пройти мимо подробнейшего МК от мастера Тамары Кутейниковой по созданию тканевой сумки. Прямо руки зачесались, захотелось попробовать. хоть невеличкую дорожку соткать.
У кого есть подрамник, может порадовать себя или своих близких эксклюзивной вещью, - красивой, добротной, стильной, всегда модной, вне времени.
МК от Тамары Кутейниковой (тканевая сумка)
Лет пятнадцать назад решила попробовать сделать сумку. Мои первые сумки были из шерсти, без подкладки. Со временем, мной была разработана нынешняя технология производства сумок, сотканных на подрамнике, пишет Тамара Кутейникова из Страны мастеров. Ткачество полотна для сумок, сотканных на подрамнике, имеет преимущества по сравнению с традиционными ткацким станком. При ткачестве на станке мы получаем собственно ткань. Основа не перекрывается утком или почти не перекрывается. Работая на станке, можно получить ткань с различными узорами и так далее, но она мягкая, и, с моей точки зрения, не совсем подходит для сумок. Полотно же, сотканное на подрамнике, гораздо более плотное, так как основа натягивается сильнее, и в процессе работы она полностью перекрывается утком. Нити для тканья используются более толстые, даже грубые (лён, пенька), в несколько сложений. Ткачество на подрамнике трудоёмко, но результат того стоит. Сумка держит форму, красива и презентабельна долгие годы (при бережном к себе отношении). Я считаю, что ручное ткачество несёт уют и тепло, оно будет и должно жить в наш компьютерно-урбанистический век, сохраняя традиции, тепло рук мастеров и шарм натуральных материалов. Этот мастер-класс — мой вклад в популяризацию старинного промысла.
По поводу ухода за ткаными сумками и их жизни. Хочу предупредить. Не превращайте тканую сумку в повседневную и единственную для похода с ней везде. Не надо. Она не для этого. Это до некоторой степени выпендрёж, в хорошем смысле — для этого она. Мой личный опыт ношения тканых сумок богат. Штуки три, не то пять я в разное время носила. Жив у меня любимый рюкзак, который я ткала 11 лет назад. Таскала в нём всё. Года через три поменяла истрепавшуюся подкладку на кожу. Ношу дальше. Стирать их можно, в тёплой воде, но после стирки они теряют свою неповторимую «дубовость». Мягкими они делаются. Я этого не люблю, поэтому свои сумки не стирала. Одна моя хорошая знакомая десять лет назад заказала у меня сразу три сумки для разных сезонов и цветов сопутствующей одежды. Все три до сих пор живы и великолепно себя чувствуют. Так что сумки, как и обувь, сильнее всего изнашиваются, если они одни.
Спасибо за внимание.
1. Рисую эскиз сумки. Делаю картон основной части в натуральную величину.
2. Натянула основу. Прикрепила картон на рейки сзади основы. Основа — нить кордовая.
3. Так выглядят нижняя и верхняя части брусков подрамника. Насечки через каждые 6 мм. То есть, расстояние между нитями основы 3 мм.
4. Намотала челноки.
5.Начинаю ткать. Распределительную косичку не использую.
6. Для ткачества больших объёмов без рисунка пользуюсь ремизками. Выбираю 7-10 нитей основы заднего ряда. К первой и последней нити привязываю куски хлопчато-бумажной нити длиной приблизительно 20 см, сложенной вдвое. На остальных нитях ремизки не завязываются, а просто складываются пополам. Концы ремизок завязываю одним узлом.
7. Получилось шесть групп ремизок.
8. Поднимаем их вверх по основе и начинаем работу.
9. Ткачество с использованием ремизки.
10. При ткачестве больших однотонных плоскостей я люблю вводить в работу кусочки разноцветных нитей. Заранее нарезаю их и просто вкладываю между рядами нитей основы. Эти нити при желании можно складывать в 2-3 раза или оставлять не сложенными. В результате мы получаем полотно с более или менее выраженными вкрапплениями других цветов. В этой сумке я использовала три цвета шерстяных нитей — коричневый, оранжевый и желтоватый.
11. По моему замыслу ниже клапана сумки должно быть тёмное пространство. После плавного цветового перехода от основного тона начинаю ткать тёмно-коричневой шерстью. Также использую для цветового разнообразия контрастные нити — оранжевую, желтоватую и кусочки толстой пеньки. Очень декоративно выглядят кусочки пеньки, введённые в тканьё через каждые две нити основы.
12. В процессе работы регулярно контролирую ширину полотна (если, конечно, замыслом не предусмотрена работа с искривлёнными краями).
13. Подойдя к узору клапана, ремизки отодвигаю до конца вверх, так как они мне будут только мешать.
14. Выполняю задуманный узор на клапане сумки. Снова опускаю ремизки вниз, с их помощью заканчиваю всю работу.
15. Полотно сумки соткано.
16. На верху клапана необходимо предусмотреть подгибку.
17. Срезаем сотканное полотно ножом внизу…
18. … и ножницами сверху.
19. Завязываю нити основы по четыре штуки на два узла.
20. Вновь наматываю челноки для ручки и боковины.
|
21. Начинаем ткать ручки и боковины. Это удобно делать параллельно. Для формирования закруглённого края боковины используем шаблон из картона, вставленный между рядами основы, после того, как начальный ряд пройден.
Итак, половина работы уже проделана.
22. Начинаем отделку полотна сумки. Подгибаем на изнаночную сторону 1,5-2 см.
23. На верхней части клапана делаем то же самое.
24. Обвязываем полотнище крючком по всему периметру льняной нитью столбиками без накида.
25. Готовая обвязка.
26. Боковина нужной высоты соткана. Сверху ей придана закруглённая форма, ткачество продолжается на восьми нитях основы. Столько же нитей основы в ручке.
27. Поверх первой сотканной боковины вставляем между двумя рядами основы кусок картона, а затем шаблон для закругления низа второй боковины. Картон нужен, чтобы между двумя боковинами было некоторое расстояние. После окончания работы я разрежу основу в этом месте и завяжу нити попарно.
28. Ткачество по закруглённому шаблону. Ткём вторую боковину.
29. После того, как соткана ручка нужной длины и обе боковины, срезаем основу снизу ножом…
30. … и сверху ножницами.
31. Связываем нити основы по четыре штуки (или попарно) на два узла.
32. Соединяем ручки и боковины.
33. Сострачиваем их на машинке с припусками 1-1,5 см. Прострочить лучше несколько раз.
34. Припуски разутюживаем.
35. Единую длинную деталь, состоящую из двух боковин и ручки, обвязываем вкруговую одним рядом столбиков без накида прочными чёрными х/б нитями.
36. Остатки рабочих нитей на изнанке обрезаем, оставляя 1-1,5 см (не короче!)
37. Ручку-боковины отпариваем утюгом, потягивая вдоль изделия, так как во время обвязывания край слегка стягивается.
38. Обрезаем остатки рабочих нитей на изнаночной стороне основного полотна. Когда я только училась ткать гобелены, нас учили рабочие нити на изнанке завязывать на два узла, а только потом обрезать. Со временем, приобретя опыт, я эту операцию упразднила. В сумках же эти нити, обрезанные на изнанке, тоже никуда не вылезают. Основа натягивается очень туго, нити забиты плотно. Если же вдруг где-то кончик вылез на лицевую сторону, просто уберите его тонким крючком на изнанку.
39. Обрезаем завязанные нити основы наверху клапана, так же оставив 1-1,5 см.
40. Слегка расправляем всё сотканное полотнище утюгом с изнаночной стороны.
41. Так выглядят сотканные сумка, боковины и ручка. Основное полотнище сумки поверх обвязки льном я обвязала чёрной х/б нитью столбиками без накида.
42. Занимаемся подкладкой. Раскраиваем и выстрачиваем два кармана на замках.
43. Раскраиваю подкладку, наложив на ткань основную деталь и деталь ручки-боковины.
44. Намечаем места для карманов и прикалывем их булавками.
45. Очень крупными стежками фиксируем ручки-боковины и основную деталь сумки на подкладке, не допуская сдвига детали.
46. Обрезаем припуски подкладки, оставив по 1 см.
47. Настрачиваю оба кармана. Я делаю этот шов дважды, так как очень не люблю дыр в карманах, а зашивать их в готовой сумке проблематично.
48. Загибаю припуски подкладки вовнутрь. Сгибы подкладки по краям детали и обвязанный край находятся на одном уровне, ни то ни другое не выступает.
49. Отстрачиваем на расстоянии 1-2 мм от края.
50. Намечаем места для липучек под клапаном и настрачиваем их. Пристрачиваем подкладку на основное полотнище сумки на расстоянии 1-2 мм от края, так же как на боковинах.
51. Намечаем место для липучки на клапане.
52. Пристрачиваем липучки на клапан. Липучка использована в тон подкладки.
53. Примётываем боковины.
54. Начисто вшиваем боковины в сумку, постепенно удаляя намётку. Нить чёрная, толстая х/б, очень прочная и мало истираемая. Удаляем остатки намётки со всех деталей сумки.
55. Пришиваем пуговицу и сумка готова!
56. Так выглядит сумка внутри.
57. Готовая работа.
Помню, когда старшей дочери было лет 9-10, купила детский ткацкий станок. Тогда небольшие салфетки ткали. Куда-то всё пропало после нескольких переездов с квартиры на квартиру.
Где сейчас взять подручные инструменты ума не приложу.
Ещё несколько работ Тамары Кутейниковой
На свой счёт могу принять только популяризацию работы мастера.
Красиво!
Только в названии надо поменять «тканевой» на «тканой» ;)